Конспект урока по теме: Соединительные гласные о и е в сложных словах (6 класс)
Соединительные гласные О и Е в сложных словах.
Цель:
закрепить понятия о сложных словах и способами их образования, познакомить с условиями выбора соединительных гласных о и е.
Задачи:
образовательная:
формировать у учащихся навыки нахождения сложных слов, умение правильно писать сложные слова с соединительными гласными о и е.
развивающая:
развивать умение самостоятельно получать знания; развивать любознательность, сообразительность, внимательность, орфографическую зоркость; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
воспитательная:
пробуждать познавательный интерес к урокам русского языка и окружающим явлениям; воспитывать трудолюбие, ответственность, честность.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, маршрутные листы, раздаточный материал, оценочные смайлики, разноцветные карточки для работы экспертов, пояснения к оценочным смайликам.
Тип урока: синтетический.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания:
1. Фронтальный опрос – приставки пре- и при-.
2. Рабочая тетрадь: задание 45.
Вспомните и запишите пропущенные слова, объясняя в них правописание гласных в приставках.
- Кто-то терем _______________ да хозяев поджидал (добавочное действие).
- Пирожок лишь разломила да кусочек __________________ (неполное действие).
- Один – Рогдай, воитель смелый, мечом раскинувший _________________ богатых киевских полей (пере-).
- «Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещёный мир
____________ б я пир». (совершенное действие)
- «Здравствуй, князь ты мой ___________________! (очень красивый)
Что ж ты тих, как день ненастный?»
Кто автор этих строчек?
Актуализация знаний.
Отгадайте загадки. Запишите слова - отгадки.
С белой ножкой, в красной шапке
Среди елей и осин,
Не семейством, как опятки,
А растет себе один.
Для зверей лекарства слаще
Обыщи хоть луг, хоть бор
Не найти, таится в чаще
Ядовитый... (Мухомор)
Здесь кончается река,
Что течёт издалека.
И срываясь с высоты
Тонны падают воды.
Завораживает взгляд
Ниагарский (Водопад)
Очень многим он знаком,
Есть моторчик шумный в нём,
Пыль с ковров он собирает,
Чистоту так соблюдает.
Вовсе это не насос –
Это шумный, – (Пылесос)
Кто такой стоит пузатый
И блестящие бока,
Торчит носик крючковатый,
В нём вода из родника.
Окружили его чашки,
Сахар, пирожки и мёд,
Он, как командир в фуражке
Чаю всем гостям нальёт. (Самовар)
Каждый день выходит утром
В повседневный свой поход.
Знать все правила обязан
На дорогах(Пешеход)
Какие слова у Вас получились?
Что общего в этих словах? Как называются такие слова?
А что мы знаем об образовании сложных слов?
Как называется такой способ образования слов?
А при помощи чего образуются сложные слова?
Значит, тема нашего урока
Как Вы думаете, что мы должны будем узнать на уроке? (Выяснить особенности морфемного строения сложных слов, правописание соединительных гласных)
Изучение нового материала.
1. Объяснение учителя.
Сложными словами называют слова, в состав которых входят два (реже 3) корня, например: землекоп, садовод (самолетостроение).
Сложные слова образуются двумя способами:
1) При помощи соединительных гласных о или е в результате сложения основ исходных слов (пар, возить паровоз) или целых слов (кресло, качалка кресло-качалка; сорок, ножка сороконожка).
2) Без соединительных гласных (трехметровый, пятиэтажный).
2. Выявление восприятия.
Задание: Прочитайте стихотворение. Найдите сложные слова и выполните морфемный разбор слов.
Эти сложные слова
Так просты – как дважды два.
Кашевар и ледоход,
Мухомор, водопровод.
Сыроежка, самолёт,
Трясогузка, вездеход.
С «е» и «о» сложи два слова –
Вот и новое готово!
Словарная работа со словом трясогузка.
Искон. Образовано на базе слов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и гуз (у птиц), «зад» (животного). Птица названа по «привычке» постоянно покачивать хвостом.
Чем же объяснить выбор соединительных гласных «о» и «е» во всех словах?
Эти сложные слова
Так не любят буква «А»!
После твердых согласных, известно давно,
Всегда пишется соединительная «О»!
После мягких согласных, шипящих и Ц
Всегда пишется соединительная «Е»!
Мы у этих слов внутри
Не поставим букву «И»!
Используя данное стихотворение, постарайтесь сформулировать правило написания соединительных гласных О и Е в сложных словах.
Закрепление изученного материала.
Работа с учебником. Чтение правила (стр. 119-120).
Игра «Сложи слово» (работа в парах).
Слова записаны в 2 столбца. Задача учащихся – записать 10 сложных слов, используя по одному разу корни всех данных слов и соответствующим образом изменяя их (работа в парах).
Например: машина строить машиностроительный.
путь рубить
газ ходить
басня бежать
снег жить
общий проводить
коньки метать
лес тушить
пар шествовать
пуля писать
огонь варить
(Путешествие, газопровод, баснописец, снегоход, общежитие, конькобежец, лесоруб, пароварка, пулемёт, огнетушитель)
Физминутка
3) Работа с текстом (на столе у детей распечатанный текст)
Задание: Прочитайте и озаглавьте текст. Подчеркните сложные слова. Вставьте пропущенные буквы.
Самый высокий вод..пад в России – Тальниковый вод..пад. Он расположен в Средн..сибирском плоск..горье на озере Дюпкун. Этот вод..пад сезонный, со сроком существования 1 – 2 месяца. Несмотря на это, он очень красивый в любое время года. Согласно данным независимого проекта-исследования истинной выс..той Тальникового вод..пада следует считать 600700 метров. Отправиться в пу..шествие в Красн..ярский край и своими глазами увидеть красоты этих мест – заветная мечта многих туристов.
4) Эксперты (работа в группах).
На разноцветных листочках записаны слова. Каждой группе экспертов необходимо выписать слова, относящиеся к конкретной категории.
1 группа – «Хозяева ресторана».
Задание: из списка выписать только те слова, которые пригодятся для открытия своего ресторана.
2 группа – «Биологи».
Задание: из списка выписать представителей растительного и животного мира.
3 группа – «Начальники транспортной службы».
Задание: из списка выписать любые виды транспорта.
Буревестник, мясорубка, лежебока, самолёт, листопад, пароварка, огнемёт, овощерезка, утконос, кофемолка, кресло-качалка, тепловоз, шеф-повар, тысячелистник, соковыжималка, электропоезд, картофелечистка, кораблекрушение, мусоровоз, носорог, снегопад, кофемолка, пищеварение, землеройка, муравьед, полководец, самокат, солнцепёк, вездеход, водоросли, снегоход, кофеварка, мать-и-мачеха, книголюб, пароход, электрочайник, самосвал, дымоход, трясогузка, кладоискатель, вертолёт, первоцвет.
5) Творческая работа (выполняется устно)
Задание: заменить слова одним сложным словом.
Пить чай
Помогать взаимно
Любить труд
Люди одной фамилии
Тот, кто ходит пешком
Старший класс
(чаепитие, взаимопомощь, однофамильцы, пешеход, старшеклассник)
Итог урока.
- Какова была цель урока? Мы ее достигли?
Закончи предложение:
Сложные слова – это слова, которые
Два корня в сложных словах обычно соединяются
Соединительная гласная О пишется после
Соединительная гласная Е пишется после
Рефлексия. Самооценка учащимися деятельности на уроке.
Поднимите 2 руки те, кому урок понравился; 1 руку – кому урок понравился, но что-то осталось непонятным; встать, кому урок не понравился, а тема осталась непонятной.
Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались, почему сегодня я употребила именно это слово? Благодарить – дарить благо. Так давайте делать добро и дарить благо друг другу!
Домашнее задание:
(Ученики получают разноуровневое домашнее задание)
1 уровень («обязательный») – упражнение 217, выучить правила на стр. 119.
2 уровень («понятийный») – разгадать кроссворд «Сложные слова».
3 уровень («творческий») – составить кроссворд со сложными словами или придумать сказку на тему: «Как образовались сложные слова».
Приложение.
Карточка 1. «Сложи слово»
Слова записаны в 2 столбца. Задача учащихся – записать 10 сложных слов, используя по одному разу корни всех данных слов и соответствующим образом изменяя их.
путь рубить
газ ходить
басня бежать
снег жить
общий проводить
коньки метать
лес тушить
пар шествовать
пуля писать
огонь варить
Карточка 1. «Сложи слово»
Слова записаны в 2 столбца. Задача учащихся – записать 10 сложных слов, используя по одному разу корни всех данных слов и соответствующим образом изменяя их.
путь рубить
газ ходить
басня бежать
снег жить
общий проводить
коньки метать
лес тушить
пар шествовать
пуля писать
огонь варить
Карточка 1. «Сложи слово»
Слова записаны в 2 столбца. Задача учащихся – записать 10 сложных слов, используя по одному разу корни всех данных слов и соответствующим образом изменяя их.
путь рубить
газ ходить
басня бежать
снег жить
общий проводить
коньки метать
лес тушить
пар шествовать
пуля писать
огонь варить
Карточка 1. «Сложи слово»
Слова записаны в 2 столбца. Задача учащихся – записать 10 сложных слов, используя по одному разу корни всех данных слов и соответствующим образом изменяя их.
путь рубить
газ ходить
басня бежать
снег жить
общий проводить
коньки метать
лес тушить
пар шествовать
пуля писать
огонь варить
Карточка 2.
Задание: Прочитайте и озаглавьте текст. Подчеркните сложные слова. Вставьте пропущенные буквы.
__________________________________
Самый высокий вод..пад в России – Тальниковый вод..пад. Он расположен в Средн..сибирском плоск..горье на озере Дюпкун. Этот вод..пад сезонный, со сроком существования 1 – 2 месяца. Несмотря на это, он очень красивый в любое время года. Согласно данным независимого проекта-исследования истинной выс..той Тальникового вод..пада следует считать 600700 метров. Отправиться в пу..шествие в Красн..ярский край и своими глазами увидеть красоты этих мест – заветная мечта многих туристов.
Карточка 2.
Задание: Прочитайте и озаглавьте текст. Подчеркните сложные слова. Вставьте пропущенные буквы.
__________________________________
Самый высокий вод..пад в России – Тальниковый вод..пад. Он расположен в Средн..сибирском плоск..горье на озере Дюпкун. Этот вод..пад сезонный, со сроком существования 1 – 2 месяца. Несмотря на это, он очень красивый в любое время года. Согласно данным независимого проекта-исследования истинной выс..той Тальникового вод..пада следует считать 600700 метров. Отправиться в пу..шествие в Красн..ярский край и своими глазами увидеть красоты этих мест – заветная мечта многих туристов.
Карточка 2.
Задание: Прочитайте и озаглавьте текст. Подчеркните сложные слова. Вставьте пропущенные буквы.
__________________________________
Самый высокий вод..пад в России – Тальниковый вод..пад. Он расположен в Средн..сибирском плоск..горье на озере Дюпкун. Этот вод..пад сезонный, со сроком существования 1 – 2 месяца. Несмотря на это, он очень красивый в любое время года. Согласно данным независимого проекта-исследования истинной выс..той Тальникового вод..пада следует считать 600700 метров. Отправиться в пу..шествие в Красн..ярский край и своими глазами увидеть красоты этих мест – заветная мечта многих туристов.
«Эксперты» (работа в группах).
1 группа – «Хозяева ресторана».
Задание: из списка выписать только те слова, которые пригодятся для открытия своего ресторана.
Буревестник, мясорубка, лежебока, самолёт, листопад, пароварка, огнемёт, овощерезка, утконос, кофемолка, кресло-качалка, тепловоз, шеф-повар, тысячелистник, соковыжималка, электропоезд, картофелечистка, кораблекрушение, мусоровоз, носорог, снегопад, кофемолка, пищеварение, землеройка, муравьед, полководец, самокат, солнцепёк, вездеход, водоросли, снегоход, кофеварка, мать-и-мачеха, книголюб, пароход, электрочайник, самосвал, дымоход, трясогузка, кладоискатель, вертолёт, первоцвет.
«Эксперты» (работа в группах).
1 группа – «Хозяева ресторана».
Задание: из списка выписать только те слова, которые пригодятся для открытия своего ресторана.
Буревестник, мясорубка, лежебока, самолёт, листопад, пароварка, огнемёт, овощерезка, утконос, кофемолка, кресло-качалка, тепловоз, шеф-повар, тысячелистник, соковыжималка, электропоезд, картофелечистка, кораблекрушение, мусоровоз, носорог, снегопад, кофемолка, пищеварение, землеройка, муравьед, полководец, самокат, солнцепёк, вездеход, водоросли, снегоход, кофеварка, мать-и-мачеха, книголюб, пароход, электрочайник, самосвал, дымоход, трясогузка, кладоискатель, вертолёт, первоцвет.
«Эксперты» (работа в группах).
1 группа – «Хозяева ресторана».
Задание: из списка выписать только те слова, которые пригодятся для открытия своего ресторана.
Буревестник, мясорубка, лежебока, самолёт, листопад, пароварка, огнемёт, овощерезка, утконос, кофемолка, кресло-качалка, тепловоз, шеф-повар, тысячелистник, соковыжималка, электропоезд, картофелечистка, кораблекрушение, мусоровоз, носорог, снегопад, кофемолка, пищеварение, землеройка, муравьед, полководец, самокат, солнцепёк, вездеход, водоросли, снегоход, кофеварка, мать-и-мачеха, книголюб, пароход, электрочайник, самосвал, дымоход, трясогузка, кладоискатель, вертолёт, первоцвет.
«Эксперты» (работа в группах).
2 группа – «Биологи».
Задание: из списка выписать представителей растительного и животного мира.
Буревестник, мясорубка, лежебока, самолёт, листопад, пароварка, огнемёт, овощерезка, утконос, кофемолка, кресло-качалка, тепловоз, шеф-повар, тысячелистник, соковыжималка, электропоезд, картофелечистка, кораблекрушение, мусоровоз, носорог, снегопад, кофемолка, пищеварение, землеройка, муравьед, полководец, самокат, солнцепёк, вездеход, водоросли, снегоход, кофеварка, мать-и-мачеха, книголюб, пароход, электрочайник, самосвал, дымоход, трясогузка, кладоискатель, вертолёт, первоцвет.
«Эксперты» (работа в группах).
2 группа – «Биологи».
Задание: из списка выписать представителей растительного и животного мира.
Буревестник, мясорубка, лежебока, самолёт, листопад, пароварка, огнемёт, овощерезка, утконос, кофемолка, кресло-качалка, тепловоз, шеф-повар, тысячелистник, соковыжималка, электропоезд, картофелечистка, кораблекрушение, мусоровоз, носорог, снегопад, кофемолка, пищеварение, землеройка, муравьед, полководец, самокат, солнцепёк, вездеход, водоросли, снегоход, кофеварка, мать-и-мачеха, книголюб, пароход, электрочайник, самосвал, дымоход, трясогузка, кладоискатель, вертолёт, первоцвет.
«Эксперты» (работа в группах).
2 группа – «Биологи».
Задание: из списка выписать представителей растительного и животного мира.
Буревестник, мясорубка, лежебока, самолёт, листопад, пароварка, огнемёт, овощерезка, утконос, кофемолка, кресло-качалка, тепловоз, шеф-повар, тысячелистник, соковыжималка, электропоезд, картофелечистка, кораблекрушение, мусоровоз, носорог, снегопад, кофемолка, пищеварение, землеройка, муравьед, полководец, самокат, солнцепёк, вездеход, водоросли, снегоход, кофеварка, мать-и-мачеха, книголюб, пароход, электрочайник, самосвал, дымоход, трясогузка, кладоискатель, вертолёт, первоцвет.
«Эксперты» (работа в группах).
3 группа – «Начальники транспортной службы».
Задание: из списка выписать любые виды транспорта.
Буревестник, мясорубка, лежебока, самолёт, листопад, пароварка, огнемёт, овощерезка, утконос, кофемолка, кресло-качалка, тепловоз, шеф-повар, тысячелистник, соковыжималка, электропоезд, картофелечистка, кораблекрушение, мусоровоз, носорог, снегопад, кофемолка, пищеварение, землеройка, муравьед, полководец, самокат, солнцепёк, вездеход, водоросли, снегоход, кофеварка, мать-и-мачеха, книголюб, пароход, электрочайник, самосвал, дымоход, трясогузка, кладоискатель, вертолёт, первоцвет.
«Эксперты» (работа в группах).
3 группа – «Начальники транспортной службы».
Задание: из списка выписать любые виды транспорта.
Буревестник, мясорубка, лежебока, самолёт, листопад, пароварка, огнемёт, овощерезка, утконос, кофемолка, кресло-качалка, тепловоз, шеф-повар, тысячелистник, соковыжималка, электропоезд, картофелечистка, кораблекрушение, мусоровоз, носорог, снегопад, кофемолка, пищеварение, землеройка, муравьед, полководец, самокат, солнцепёк, вездеход, водоросли, снегоход, кофеварка, мать-и-мачеха, книголюб, пароход, электрочайник, самосвал, дымоход, трясогузка, кладоискатель, вертолёт, первоцвет.
«Эксперты» (работа в группах).
3 группа – «Начальники транспортной службы».
Задание: из списка выписать любые виды транспорта.
Буревестник, мясорубка, лежебока, самолёт, листопад, пароварка, огнемёт, овощерезка, утконос, кофемолка, кресло-качалка, тепловоз, шеф-повар, тысячелистник, соковыжималка, электропоезд, картофелечистка, кораблекрушение, мусоровоз, носорог, снегопад, кофемолка, пищеварение, землеройка, муравьед, полководец, самокат, солнцепёк, вездеход, водоросли, снегоход, кофеварка, мать-и-мачеха, книголюб, пароход, электрочайник, самосвал, дымоход, трясогузка, кладоискатель, вертолёт, первоцвет.
Рисунок 2Рисунок 115