Эпистолярный жанр. Урок по русскому языку 5 класс 
Учитель: Армеец Лилия Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ АСОШ№2, село Амга, Республика Саха (Якутия)
Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: Эпистолярный жанр письма
Цели урока:
Изучить эпистолярный жанр;
Развить устную и письменную речь;
Способствовать созданию дружеских отношений между учениками школ.
Планируемые результаты: 
Познавательные УУД 
 Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов, опытов. 
 Представлять информацию в виде вывода.
 На основе анализа объектов делать выводы. 
 Ориентироваться на развороте учебника. 
 Находить ответы на вопросы в ходе работы в группе. 
Регулятивные УУД 
1. Развиваем умение высказывать свое предположение на основе работы с предложенным материалом 
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 
Коммуникативные УУД 
1. Развиваем умение слушать и понимать других. 
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 
3. Оформлять свои мысли в устной форме. 
4. Умение работать  в группах. 
Личностные результаты 
1. Развиваем умения выказывать свое отношение к ситуации, выражать свои эмоции. 
2. Оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией. 
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Этапы урока
Цели этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД 
Результат этапа
1.Организационный момент
Познакомиться друг с другом. Установить контакт.
Приветствие. Знакомится с учащимися. 
Приветствуют учителя. 
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные УУД:  мотивация к учебной деятельности
Учитель и учащиеся наладили контакт.
2.Мотивация к познавательной деятельности
Вызвать интерес к обсуждаемому предмету. 
Создаёт эмоциональный настрой,  помогает выявить предмет беседы.
- как вы думаете, как давно появились письма? Как давно люди научились писать письма?
- что представляли собой древние письма?
-кто нам доставляет письма?
- а кто доставлял письма в древние времена?
Актуализируют ранее полученные знания. Выявляют предмет беседы.
Высказывают своё мнение, приводят примеры.
 (В глубокой древности, много миллионов лет до нашей эры);
(рисунки на камнях, дощечках, послания на бересте)
(почтальон)
(торговцы, в бутылке по морю, голуби и др)
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.
Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.
Учащиеся выходят на тему.
3.Целеполагание. 
Поставить цель.
Задаёт наводящие вопросы. 
- ребята, вы наверно уже догадались, о чём мы с вами будем говорить на уроке? 
- как будет звучать тема нашего урока?
- чему мы должны будем научиться на уроке? 
Отвечают на вопросы учителя. Выделяют цели урока.
-будем говорить о письме, как о жанре эпистолярного жанра.
- писать письма
Регулятивные УУД: умение  принять и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей 
Коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение  и позицию 
Определяются с целью урока.
4.Работа с письмами.
Прочитать письмо. Дать определение слов: адресат, отправитель.
Передает учащимся конверты. Акцентирует внимание учащихся на письма, на конверт и правильность его заполнения.
- ещё раз обратимся к письмам ребят.  Посмотрим, во что они вложены, как заполнены конверты.
заполнение конверта.
-как назовём человека, который пишет, отправляет письмо или сообщение?
- как назовём человека кому адресовано письмо, кому отправляем письмо или сообщение?
Внимательно читают письмо. 
- отправитель
- адресат
Заполняют чистые конверты.
Познавательные УУД:  использование знаково-символических средств для решения  задач;
Регулятивные УУД: умение  выполнять учебные действия в материализованной форме 
Личностные УУД: умение давать эмоциональную оценку текста, выражать собственную позицию. 
Знакомство с новыми терминами 
5. Отработка навыка написания письма. 
Научиться писать письмо по шаблону.
Организует работу со схемой написания письма.
Составляют текст письма, опираясь на представленную схему.
Познавательные УУД:  использование знаково-символических средств для решения  задач; умение использовать ранее полученные знания;
Регулятивные УУД: умение  выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей 
Написание письма с соблюдением орфографических и пунктуационных правил.
-Оформление текста на листе. Бумага для писем бывает разная. Иногда это листочки маленького формата, иногда большие, но украшенные рисунком. Многие ребята любят посылать вместе с письмом свои рисунки. Письма стараются писать разборчиво, чётко, на аккуратном листочке бумаги.
Оформление листа.
6.Динамическая пауза 
Организует «доставку» почты
Отправляют друг другу письма.
Коммуникативные УУД:  умение контролировать действия партнера и использовать речь для регуляции своего действия
Распределение писем по адресатам 
7. Анализ писем 
Регулятивные УУД: уметь осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, уметь различать способ и результат действия
Коммуникативные УУД:   уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания
 Личностные УУД: умение давать эмоциональную оценку текста, выражать собственную позицию.
Оценка прочитанному письму. 
6.рефлексия.
Итоги урока.
Пишите письма родным и близким, друзьям и знакомым, ведь в них вы дарите адресатам частичку себя, а получив ответ, обогащаетесь сами.
Самое главное пишите грамотно, а не то адресат не сможет понять, что вы хотели сказать.
Чтение письма (по желанию)
Регулятивные УУД: уметь осуществлять итоговый контроль по результату, уметь  различать способ и результат действия
Коммуникативные УУД:   уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания
 Личностные УУД: умение давать эмоциональную оценку работе, выражать собственную позицию.
7.Домашнее задание.
Регулятивные УУД: уметь вносить необходимые коррективы в действия 
Коммуникативные УУД:   уметь в коммуникации строить отношения с родителями 
 Личностные УУД: формирование мотивов достижения и социального признания 
Дополнительно: из истории письма. Автором самого короткого письма в истории является Виктор Гюго. Желая узнать, как приняли читатели его роман, он отправил издателю письмо с одним знаком - знаком вопроса. Издатель ответил ему в том же стиле: он прислал восклицательный знак.
15