Разработка открытого урока по русскому языку в 4 классе Второстепенные члены предложения. Обстоятельство


Конспект открытого урока в 4 классе
Тема урока: «Второстепенные члены предложения. Обстоятельство». 
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма урока: космическое путешествие
Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис».
Задачи урока:
Обучающие:
 повторить и обобщить знания лингвистических понятий данной темы;
проверить умения находить и выделять грамматическую основу и второстепенные члены предложения, строить схемы предложений;
Развивающие:
 продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности;
 создать ситуацию успеха, направленную на развитие креативных способностей учащихся;
 продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения.
Воспитательные:
 формировать эстетический вкус к слову;
 содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации;
 направить деятельность учащихся на создание  творческого продукта.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Материалы к уроку: презентация, …
Ход урока
Организационный момент. Слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Александра Александровна, и сегодняшний урок русского языка у вас проведу я.
Когда я готовилась к сегодняшнему уроку, я подумала, как здорово, что мы живём с вами на планете Земля и владеем таким удивительным, неповторимым, многогранным, постоянно меняющимся и развивающимся русским языком.
- Ребята, вы любите мечтать?  (Ответы детей)
- Тогда, думаю, вам будут близки строчки стихотворения Элеоноры Барковой «Я мечтаю»:
Я мечтаю о звёздных полётах,
Межпланетным я стану пилотом,
Намечаю маршруты путей,
Только б вырасти мне поскорей.
Всё о жизни Сатурна узнаю,
С марсианами дружбу сведу,
По пути на Луне побываю,
К дальним звёздам дорогу найду.
Небо синее ласково манит
И к бескрайним просторам зовёт.
Знаю я, что минута настанет -
В дальний рейс поведу звездолёт.
- Скажите, близки мысли лирического героя вашим мечтам? (Ответы детей)
  - Кому-то да, кому-то нет. Кто знает, возможно после этого урока ваше мнение изменится.
- А сейчас на уроке русского языка я предлагаю отправиться в космическое путешествие.
          Вы понимаете, что путешествие наше будет не совсем в «космос», а в такой же таинственный, такой же интересный, как космос, ещё мало изведанный вами  космический мир русского языка.
         В космос летят… космонавты. Но мы с вами сегодня не просто космонавты, а космонавты-лингвисты. А кто такие лингвисты? Лингвистика - языкознание. Значит, лингвисты - знатоки языка.
         Космический мир русского языка очень широк. Мы отправляемся в одну из его частей – держим курс на космическую территорию Синтаксиса.
         Руководство полётом разрешите взять на себя.
- Ребята, сегодня на уроке у нас будет 3 экипажа. У каждого участника полёта есть свой личный бортовой журнал,  в него вы будете заносить всё самое основное, что будет происходить во время полёта. В конце нашего полёта все они будут подшиты к «бортовому самописцу». Также хочу заметить, что за успешное выполнение ответственных заданий во время путешествия активные космонавты будут отмечаться звёздами. Набравшие большее количество будут занесены в Почётную книгу космических достижений (журнал).
Целеполагание.
        -  В любое путешествие отправляются с определённой намеченной целью. Есть она и у нас. Посмотрите на тему нашего урока «Второстепенные члены предложения. Обстоятельство».  Давайте, вместе определим, какие знания нам надо повторить перед путешествием по космическому району под названием «Синтаксис» (Ответы детей)
- Совершенно верно, (повторить и закрепить основные сведения, которые изучили по этой теме, показать знания и умения, которые приобрели).
Работа в бортовых журналах
        -  Внимание, экипаж! Записать: число, классная работа, тема урока в свои личные бортовые журналы.
Повторение и обобщение изученного материала. Путешествие по этапам.
       -   Каждое путешествие имеет свои этапы прохождения. И наше тоже будет проходить поэтапно.
1 этап «Подготовка к полёту.  Взлёт ракеты»
         - Путешественник, намечая маршрут, уже хоть что-то знает о том месте, в которое направляется. Проверим, что мы знаем о Синтаксисе.
- Что изучает Синтаксис? (словосочетание и предложение)
- Теперь проверим наш космический корабль. Ракета взлетит, если заполним её отсеки основными понятиями, изученными по теме нашего урока.
Терминологический диктант. Я буду зачитывать развёрнутые определения, а вы отвечать, старательно графически записывать его в личные бортовые журналы, в столбик. А потом мы вместе проверим, как вы справились с этим заданием.
1. Главный член предложения, который обозначает то, о чем говорится в предложении?
подлежащее
2. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета?
определение              
3. Главный член предложения, который обозначает действие?
  сказуемое                
4. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей?
дополнение       
5.Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия?
  обстоятельство              
Самопроверка (презентация)
-Кто без ошибок? (тот рисует сам себе звёздочку).
-Итак, к полёту всё готово. Взлетаем!
2 этап «Ориентирование по маршрутному листу»
- В космосе тоже нужно уметь ориентироваться. Есть даже специальные звёздные карты. Мы летим по стране русского языка, поэтому нашим ориентиром будет стихотворный текст.
Работа с текстом (частичный анализ).
Как заманчиво стать астрономом,Со Вселенною близко знакомым!Это было бы вовсе не дурно:Наблюдать за орбитой Сатурна,Любоваться созвездием Лиры,Обнаруживать чёрные дыры.И трактат сочинить непременно -«Изучайте глубины Вселенной!»  (Ю.Синицын)
Эти звездочки, как искры,
Падают и гаснут быстро.
Зажигают среди ночи
В небе звездный дождик,
Словно эти огонечки
Рисовал художник. (Метеориты)
- На карте путешественника присутствуют различные схемы, стрелки, указательные значки. Это будет и у нас.
Внимательно прочитайте текст, найдите в нём обстоятельства и подчеркните их как положено. (Проверить устно)
- Молодцы, ребята, справились с заданием! Такая кропотливая работа  несомненно требовала колоссального напряжения. Давайте немного отдохнём.
Физкультминутка.
Все дышите! Не дышите!
Всё в порядке. Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно! Опустите!
Наклонитесь! Разогнитесь!
Встаньте прямо! Улыбнитесь!
Да, осмотром я доволен –
Из ребят никто не болен,
Каждый весел и здоров
И к заданиям готов!
- Ребята, мы сделали зарядку. А вы не встретили в ней наших знакомых?
3 этап «Космическое послание»  
 - Да! Каких только чудес ни бывает в космосе!
Но что это?! На нашу электронную почту пришло космическое послание.
(презентация включается)
Когда выходишь в открытый космос, часто встречаются подобные письма описательного характера. Они нужны для того, чтобы мы не сбились с маршрута и легко ориентировались в межпланетном галактическом пространстве.
К сожалению, все предложения в тексте поменялись местами. Но мы с вами, юные знатоки-лингвисты, без труда восстановим текст.  
- У каждого члена экипажа данный текст на столах. Сейчас самостоятельно попытайтесь восстановить деформированный текст. Запишите из него одно, понравившееся вам предложение и сделайте синтаксический разбор по членам предложения. Экипаж, который справится с заданием быстрее, сигнализирует об этом поднятой рукой.
- Какую роль обстоятельства играли в этом тексте.
Марс
Марс – удивительная планета.
Она сплошь покрыта слоем космической пыли. Необъятны и непостижимы волнующие тайны этой планеты!
Космические путешественники внимательно и настойчиво изучают историю её возникновения, природные особенности.
4 этап. «Связь с Землёй»
- Внимание, ребята! Бортовой компьютер передаёт, что на планете Земля волнуются за нас, и просит, чтобы мы сообщили, что наш полёт проходит успешно. Вот его призывная фраза:
- Космонавты, сообщите, что ваш полёт проходит успешно.
(Жесты, сигналы)
5 этап «Возвращение на Землю» 
- Ребята, мы облетели всю территорию Синтаксиса. Пора возвращаться домой.
- Чтобы возвратиться на Землю, нужно опять выполнить очередное задание.
- Расскажите, что вы испытали как космонавты? Как вы преодолели космические испытания?
Работа со словарями
- Найдите в словаре обстоятельства и составьте с ними предложения о нашем полете.
- Молодцы! С заданием успешно справились. Летим на Землю!
6 этап «Адаптация космонавтов»
- Скоро Земля. Нам как космонавтам необходимо пройти адаптацию.  А вы знаете, что такое адаптация? Адаптация – приспособление организма к изменившимся условиям.
Задание на дом.
- Адаптация будет происходить уже в домашних условиях, нарисуйте карту сегодняшнего путешествия на уроке.
7 этап «Итоговая конференция» 
По завершению полёта космонавты обычно проводят конференцию.
 - Итак, обсудим наш полёт.
- Цель достигнута?
- Понравилось путешествие?
- Что запомнилось больше всего?
- Какой второстепенный член предложения помогал нам в путешествии?
- Отметим самых активных космонавтов. Ребята, поднимите, пожалуйста,  свои звёзды. Посмотрите, как их много, как они сверкают. Я надеюсь, что вы, ребята, будете блистать своими знаниями также ослепительно, как эти звёзды! (Подсчёт звёздочек. Оценки)
Наше космическое путешествие состоялось!
Спасибо за ваше усердие и старание!