Технологическая карта уроков русского языка в 5 б классе по темам Второстепенные члены предложения. Определение, Обстоятельство.


Технологическая карта урока русского языка в 5 б классе по теме " Определение".
Учитель: Панчехина Инна Александровна
1.Предмет: русский язык
2.Класс: 5б
3. Автор УМК: УМК для 5 класса образовательных учреждений авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и дрМ.: Просвещение 2015
4. Тема урока: "Второстепенные члены предложения. Определение".
5. Тип урока: Урок общеметодической направленности.
6. Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания.
7. Задачи урока:
Формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их.
Развивать навыки использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
Воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.
8. УУД:
личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;
коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку
зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других
9. Планируемые результаты: учащиеся должны знать
определение понятия «определение», способ выражения определения, графическое обозначение определения как члена предложения, роль определения в усилении выразительности художественного описания;
должны уметь
находить определения в предложениях; верно обозначать определения как член предложения, распространять предложения определениями,
использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.
10. Межпредметные связи: литература, музыка
11. Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с заданием.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время
Формируемые УУД
1.Организационный момент
1. Приветствие учащихся Приветствие друг друга
Принцип психологической комфортности
1 мин УУД: личностные: создание доброжелательной атмосферы, мотивация научёбу, создание ситуации успеха);
коммуникатив-ные умение работать вколлективе 2.Мотивация к учебнойдеятельности
1. Работа со словами, «конструирование» предложения (использованиепрезентации слайд 1) Россыпь слов: большой, удача, успех, с, малый, начинается- Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок?
-Чем будут для нас эти слова?
«Не говори – не умею, а говори – научусь!»- Вы все прекрасно знаете, какую роль играет знание русского языка для каждого человека. Только изучая его с желанием, можно научиться правильно, грамотно говорить и писать. Итак, сегодня мы собрались здесь для того, чтобы показать наши знания и получить новые.3-й слайд: Мудрая сова I. Проверка домашнего задания. На доске

- Дайте синтаксическую характеристику предложений. Придумайте предложения по схемам.
- Что вы знаете о дополнении?
Фронтальный опрос по вопросам таблицы
  ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ДОПОЛНЕНИЕ ОПРЕДЕ
ЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
1. От какого слова зависит? От глагола    
2. Что обозначает? Предмет, с которым связано действие или признак    
3. На какие вопросы отвечает? На вопросы косвенных падежей    
4. Какой частью речи выражен?
Чаще существительным или местоимением
   
Учащиеся составляют из слов предложение, выделяют
грамматическую
основу
С малой удачи начинается большой успех (СЛАЙД 2)

Учащиеся дают характеристику предложения
Показывают знания предыдущей темы
2мин
3мин -личностные: мотивация к учебной
деятельности,
- регулятивные: планирование своих
действий в диалоге с учителем
-познавательные (осознают познавательнуюзадачу)
коммуникатив-ные: слушают ответы друг друга, отвечают, формулируют собственные
мысли, высказывают свою точку зрения
3.Актуализация знаний Работа по теме урока (изучение нового, работа по развитию речи). На доске (слайд)
I вариант. II вариант.
Мы идем в лес. На опушке стоит избушка.
Встает солнце. Здесь живет охотник.
Кружатся листья. Он покажет лес.
- Прочитайте сочинение ученика.
-Оно вам понравилось?
-Чего не хватает?
-Как сделать это сочинение красивым? Этому мы сегодня научимся.
Показ презентации (Приложение)
(см. Приложение. Слайд 1)
- Кого считают мастерами письменной и устной речи? (писателей и поэтов)
(см. Приложение. Слайд 2)
– Поучимся у мастеров художественного слова украшать свою речь.
(см. Приложение. Слайд 3)
Звучит “Лунная соната” Л.В.Бетховена. (Звуковой файл) На фоне зимнего пейзажа портрет С.Есенина. Коротко вспоминаем этого поэта, о чем он писал. Подготовленный обучающийся выразительно читает стихотворение С.Есенина “Белая береза”.
- Как описывает С.Есенин зимнюю березу?
(см. Приложение. Слайд 4)
- Какие предложения он использует? Найдем их основу. (графическое оформление основ предложений)
(см. Приложение. Слайд 5)
- Вот основы предложений. Они передают основной смысл предложений?
А передают ли они красоту природы, чувства?
(см. Приложение. Слайд 6)
- Какие же слова помогают поэту передать красоту зимнего пейзажа?
- На какие вопросы они отвечают? (графическое оформление вопросов)
- Как называются эти второстепенные члены? (графическое оформление определений как членов предложений)
Признак предмета или явленияОбозначает определение.Чей и Какой – ответы просты,Лишь не хватает волнистой черты.
(см. Приложение. Слайд 7)
- Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения обычно выражаются прилагательным.
Филин: работает, учится, думает!
  ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ДОПОЛНЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕ
ЛЬСТВО
1. От какого слова зависит? От глагола От существительного  
2. Что обозначает? Предмет, с которым связано действие или признак Признак предмета  
3. На какие вопросы отвечает? На вопросы косвенных падежей Какой?Чей?  
4. Какой частью речи выражен? Чаще существительным или местоимением Прилагательным  
(см. Приложение. Слайд 8) Рассуждения и ответы учащихся
Работа с учебником – чтение определения
Заполнение таблицы, сравнение с учебником 10 мин - личностные: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования;
- регулятивные: самостоятельное фор мулирование цели и задач, планирование,
прогнозирование;
- познавательные: осуществляют для
решения учебной за дачи операции анализа, синтеза;
- коммуникатив-ные: слушают, отвечают, анализируют ответы товарищей
4. Физкультминутка Мы словно деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой.
Весною мы выше и выше растем,
И тянемся к солнышку ночью и днем.
А осенью листья стряхнем постепенно.
И кружит, и кружит их ветер осенний.
2 мин - личностные: осознание необходимости продолжать урок;
- коммуникатив-ные: выполнение
упражнений вместе,
5.Целеполагание и
мотивирование
6.Применение нового знания в стандартной ситуации - Давайте потренируемся украшать свою речь. Подберите определения, которые называют признаки изображенных предметов. (см. Приложение. Слайд 9-13)(см. Приложение. Слайд 14)- Теперь попробуем украсит определениями предложения: Осень. Падают листья. Пошел дождь.
(см. Приложение. Слайд 15)- Определения помогут сделать вашу речь образной, выразительной, поэтичной, музыкальной.
Творческая работа. Мини-сочинение (по вариантам).
- Теперь вы смело можете исправить сочинение ученика, превратите его в красивый, выразительный рассказ. (см. начало урока)
Вывод о важности использования в речи определения
На экране появляются изображения животных, растений, обучающиеся устно подбирают к ним красивые определения.
Дети составляют предложения, записывают их в тетради, подчеркивают главные члены предложения и определения; отмечают слова, к которым относятся определения.
Самостоятельная работа: составление рассказа – описания по картине
Пишут творческую работу, затем читают её в классе, оценивая и рецен зируют работы
одноклассников.
Определения помогают выстроить наиболее точное высказывание, иногда в тексте без них невозможно обойтись 5 мин
1 мин - личностные: положительное отношение к обучению:
- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; познавательные: выполняют учебно –познава тельные действия, осуществляют для
решения учебной задачи операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно
– следственные связи; - коммуникатив-ные: формулируют свои собствен ные мысли, понимают точку зрения
другого.
- личностные: осознание необходимости продолжать урок;
- регулятивные: самостоятельное решение поставленной задачи;- познавательные: применение нового знания в стандартной ситуации;
- коммуникатив-ные: умение работать в7.Самостоятель
наяработа в парах
Изображение мальчика и девочки: работа в парах.
1) Самостоятельная работа с текстом стихотворения И. Бунина (текст распечатан).
Стихотворение списать, вставить пропущенные буквы, в словах с безударными гласными, проверяемыми ударением, обозначить корень. Определение подчеркнуть вместе с тем словом, к которому оно относится.
В глуш... л...сной, в глуш... з...леной,Всегда т...нистой и сыройВ крутом овраг... под г...ройБ...ет из к...мней родник студеный.И. Бунин
- А теперь послушайте музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» П.И. Чайковского «Осенняя песнь».
- Какая картина представится вашему воображению? Подумайте, к каким стихотворным строкам эта музыка могла бы стать аккомпанементом?
Впечатления, навеянные осенью, великие мастера искусства передают по-разному: поэты с помощью словесного выражения, а композиторы с помощью музыкального темпа, мелодии. Но, несмотря на это, настроения и чувства в их произведениях одинаковы.
Выполняют задания предложенного материала.
Словесное рисование картины по прослушанной музыке.
8 мин - личностные: желание проверить свои знания, самостоятельно находят нужнуюинформацию
- регулятивные : самостоятельное решение поставленной задачи;
-познавательные: способность понять
информацию;
- коммуникатив-ные: умение работать в парах, принимать точку зрения другого человека, обосновывать свою точку зрения
8.Письменная работа
Применение нового
знания в нестандартной ситуа-
ции(вторая мини-физкультминут-ка) - Ребята, а есть среди вас те, кому нравится осень?
Известно, что осень была любимым временем года многих людей творческих, а особенно ее любил А.С.Пушкин, у него есть такие строки:
Унылая пора! очей очарованье! (на слайд)Приятна мне твоя прощальная краса -Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы.
Изображение задумчивого ребёнка
Всем этим строкам можно найти подтверждение в ваших сочинениях
«Вид из окна» (Чайковский) Задание. Написать мини-сочинение (небольшое сочинение-описание) «Вид из окна», используя второстепенные члены предложения.
Зачитать 1-2 работы. 8 мин - личностные: желание проверить свои знания, самостоятельно находят нужную информацию;
- регулятивные: самостоятельное решение поставленной задачи; производит необходимые действия по плану;
- познавательные: использует полученную информацию в действии;
- коммуникатив-ные: учится искать свою позицию
9.Подведение итогов Что узнали на уроке?
От какого слова зависит определение?
Что обозначает определение?
На какие вопросы отвечает определение?
Какой частью речи выражено определение?
Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы
им хотелось бы
обсудить на последующих уроках
2 мин - личностные: критическая оценка своих знаний;
- коммуникатив-ные: умение слушать друг друга
10. Рефлексия Оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью рисунков.
Оценивание своейработы, возвращение к эпиграфу и
толкование
1 мин коммуникативные (оценка своейработы),
- личностные: приобретение мотивации к учебному процессу,
- познавательные: установление взаимосвязи между объёмом приобретённых знаний и желания приобрести ещё,
- коммуникативные: умение слушать друг друга, оценивать критично ответы друг друга,
умение посмотреть на ситуацию с иной
позиции
11.Домашнее задание Предлагает проверить полученные знания
Упр. 186 или 187 (по выбору)
1 мин личностные: учащиеся выбирают
упражнение по сложности.

Урок в 5б классе. Программа ФГОС Т.А.Ладыженская. Изучение нового материала.
Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС
Тема урока: Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.
Класс: 5б
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока:
 - совместно с обучающимися открыть новые знания       - признаки обстоятельства - одного из второстепенных членов предложений;
- сформировать способность определять обстоятельство в предложении;
-развивать умение графически обозначать обстоятельство в предложении, ставить к ним вопросы;
- развивать умение работать с толковым словарём
Планируемые результаты:
Предметные:
   Знать:
Что такое обстоятельство;
  Уметь: опознавать  обстоятельство в предложении, определять, какой частью речи выражено, на какие группы делятся;
 Личностные:   Уважительное отношение к родному языку;  самооценка учебной деятельности, умение связывать  цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).
Метапредметные:  Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность  действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать  речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию,  строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.
9. Основные поняти темы:   Синтаксис, пунктуация, словосочетание,  словарь, обстоятельство, главные и второстепенные члены предложения, группы  обстоятельств.
10. Межпредметные связи:      Литература
11. Ресурсы: 
основные   Учебник «Русский язык», 5 класс.  ., 2014г., словари;
дополнительные: мультимедийный проектор, ноутбук; карточки, индивидуальные карточки с дидактическими заданиями; электронная физкультминутка.
12. Организация пространства:      Работа фронтальная Ф, индивидуальная И,
групповая Г.
 
 
 
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне  
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. Самоопределение, смыслообразование(О)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося  
На доске предложение: ««Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей смысл»                                                                                                                    Л.Н. Толстой.
1.     Орфографическая минутка.
2.     Игра «Четвертый лишний»  А) Существительное, прилагательное, наречие, глагол.Б) Чисто, красивый, быстро, прекрасноВ) Свежо, горячо, жгуче, хорошо.Г) Издалека, справа, слева, вправо.
3.     Как перечислить по порядку дни недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня?
4.     О происхождении наречия НАЧЕКУ – Ковалева Л.Быть начеку, то есть наготове, настороже. Сразу скажем, что слово «чек» ( в смысле, кассовый), «чекист» (разведчик) и «чека» (от гранаты) наречие «начеку» ничего общего не имеет. Именно как наречие оно вошло в русский язык сто с небольшим лет назад, а до этого писалось раздельно, так же, как «на бегу», «на ходу», «на дому».
 
 
Сформулируйте задание по данному материалу:
Подлежащее, прилагательное, определение, глагол, сказуемое, дополнение, существительное, наречие, обстоятельство, местоимение.- Распределите на группы. Дайте каждой группе название. (1 гр – части речи, 2 гр – члены предл)  - На какие подгруппы можно разделить слова каждого столбика? ( 1 гр – склоняемые и несклоняемые части речи, 2 гр – главные и второстепенные чл пр) 
- Оцените работу соседа по парте
высказывание?
 
- Как думаете, какова тема урока? - Какова главная цель урока?
- Какова задача урока?  
 
 Обучающиеся находят лишние слова, знакомятся с происхождением и лексическим значением слова  начеку.
Дают ответы на поставленные вопросы.
Делят слова на на группы: главные и второстепенные, части речи.
 
Выделяют признак наречия
 
Задают вопросы к незнакомому второстепенному  члену предложения.
Работают в группе по заданию
Работа с толковым словарём
Рефлексия, вывод (девиз, эпиграф)
 
Формулируют тему урока (Второстепенные члены предложения. Обстоятельство) 
 
Формулируют цель (понять, что такое обстоятельство и какова его роль в предложении  .Научиться  находить в предложении обстоятельства и определять способы их выражения. ) Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения(Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое обстоятельство  и способы его  выражения.  
- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю прочитать предложения.
1.     Русалочка подплыла к кораблю близко. (образ действия)
2.     Матросы громко пели и танцевали. (образ действия)
3.     Потом на палубу вышел молодой  красивый принц. (время действия, место действия)
4.     Все торжественно поздравляли его. (образ действия)
5.     Никто не  заметил, как  быстро приблизилась буря. (образ действия)
6.     Вскоре корабль  затрещал и заскрипел. (время действия)
7.     Принца Эрика выбросило  за борт. (место действия)
1.                                                      (По Х.К.Андерсен)- Из какого произведения этот отрывок? В группе:  План:
1.     Найти обстоятельство.
2.     На какой вопрос отвечает и что обозначает?
3.     Чем выражено обстоятельство?
2.     ВЫВОД: Что обозначает обстоятельство? Чем может быть выражено обстоятельство?
3.     Сформулируйте теперь правило полностью.Проверьте по учебнику, верно ли вы сделали вывод.  С.
4.     Составьте памятку «Второстепенный член предложения – обстоятельство», выбрав из группы только нужные карточки. 
 
  Дети в группе по 4 человека работают с карточками.
Фронтальная работа
. Отвечают на вопросы. Делают самостоятельно выводы. Проверяют по учебнику правильность сделанных выводов. Составляют памятку«Второстепенный член предложения – обстоятельство»
Анализ работ и вывод внутри группы
 
 
 
 
  Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера(П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию  
 Работа в паре. Деление слов на группы.
- Прочитайте слова в воскресенье, наглухо, из чащи, певуче, зимой, без остановки, здесь, поздно, под солнцем.- Что вы можете о них сказать? (Могут быть в предложении обстоятельством)
Выдвигаем проблему. Предлагает обучающимся высказать свои гипотезы
- На какие группы можно поделить эти слова? (Обстоятельства места, времени, образа действия)
- Работая в паре, запишите слова в три столбика, определите часть речи. При необходимости пользуйтесь памяткой.
Рефлексия:
Самопроверка с экрана
- Кто выполнил работу без ошибок?
- Какие знания помогли вам справиться с заданием? (Знания о группах обстоятельств (называют), знания об имени существительном и о наречии)
- Поставьте себе оценку.
 
 
  Выполняют задание в парах
 
 
 
 
 
Проверяют и оценивают
 
Краткий ответ
 
 
 
Оценивают свою работу Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса  
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса
- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
Дома:
 Используя опорные слова, свои наблюдения, жизненный опыт, напишите мини-сочинение “Почему я люблю или не люблю осень”, или выполните упражнение 247 из учебника о разных временах года Дают ответы на вопросы
 
 
 
 
Не забыть о девизе урока
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)