Программа работы летней площадки Академия творческих каникул




педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ЦДТТ г. Тихорецка
Замостьянова Елена Владимировна
ЛЕТО – любимая пора для детей. Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Летние каникулы - это время открытий, знакомств, самореализации. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряжённости, восстановление израсходованных сил, здоровья.
Перед большинством родителей встает вопрос о том, каким образом организовать полноценный летний отдых своим детям.
С целью организации летнего отдыха и летней занятости детей ежегодно на базе МБОУ ДОД ЦДТТ г. Тихорецка организуются летние площадки.
В чем необходимость открытия летних площадок при центре?
Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска.
Летние площадки - наиболее доступный, а для многих единственный, выход из положения. Посещая летнюю площадку дневного пребывания, ребенок не отрывается от семьи, находится под присмотром педагогов, занят интересными делами, а вечером и в выходные дни он находится в кругу семьи.
Летняя площадка является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой, - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.
Цели и задачи работы летней площадки
Цель: организация полноценного и безопасного летнего отдыха детей.
Задачи:
создание необходимых условий для организации содержательного отдыха детей;
развитие познавательной активности, творческого и интеллектуального потенциала детей;
укрепление навыков здорового образа жизни;
формирование навыков общения и толерантности;
расширение и углубление знаний детей о родном городе, его истории, достопримечательностях, людях.
Организовать свободное время ребенка, провести занимательные, оригинальные, нетрадиционные, запоминающиеся, разнообразные дела - задача педагогов, сопровождающих летнее оздоровление ребенка.
Исходя из поставленной цели и задач, были определены следующие направления работы:
Нравственное;
Спортивное;
Творческое;
Игровое.
Все эти направления работы лагеря имеют познавательный характер и ориентированы на общественно-полезные практические дела. Досуг и игры должны побуждать детей к приобретению новых знаний, навыков и умений, к серьезным размышлениям.
Работа основана на следующих принципах:
Принципы дифференциации и интеграции различных форм воспитательной работы.
Принцип успеха и поддержки - создание условий добровольности и выбора.
Пребывание на площадке для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря различным мероприятиям тематических дней и работу временных творческих проектов.
Формы работы:
конкурсы;
игры;соревнования;
праздники;
презентации;
экскурсии;
прогулки;
анкетирование
Возраст участников летней площадки
Участниками площадки «Академия творческих каникул» являются дети в возрасте от 8 до 14 лет.
При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Принципы, используемые при организации работы летней площадки
принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
принцип творческого отношения к делу;
принцип добровольности участия в делах;
принцип учета возрастных особенностей детей;
принцип доступности выбранных форм работы;
принцип безопасности при проведении всех мероприятий.
Режим дня
Время Девиз Мероприятие
9:00-9.10 «Мы вам рады!» Встреча детей на площадке
9.10-9.30 Эти минутки здоровья прибавят вам сил и добра!
Беседа о личной гигиене, санитарных правилах и др.
9.30-11.00 «Твори! Выдумывай! Пробуй!» Занятия в творческом объединении
11:00-11.30 «Вот баранки, вафли, сушки,Подставляй скорее кружку!» Чаепитие
11.30-12.30 «Лишь заслышав зов игры,
Быстро на улицу выбежим мы,
Ждет нас здесь много забав интересных,
Соревнований, прогулок чудесных» Подвижные игры, спортивные
мероприятия, экскурсии, прогулки.
12.30-13.00 «До свидания! До новых встреч!» Уход домой.
Мероприятия по реализации программы
При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации.
Хочется отметить, что при планировании работы летней площадки предпочтение было отдано тематическим дням.
Что такое тематический день?
Тематическим днем называется такой день, в который с утра и до вечера проводятся мероприятия связанные единой тематикой.
Участвовать в тематическом дне детям значительно интереснее, чем играть в обычные повседневные игры.
Тематические дни, как правило, имеют название, точно указывая сферу отбора содержания: например: День именинника, День мам. Или образное "название-символ" (строки из песен, стихов, пословиц и другое...), например: "Его величество, театр"...
Программа дня может включать различные направления деятельности:
интеллектуальное (викторины, игры);
трудовое (работа в творческих мастерских, сбор и заготовка..);
творческое ( конкурсы, концерты..);
спортивное (соревнования).
Примерный план работы
летней площадки
«Академия творческих каникул
№ Название мероприятий Дата Место
проведения
День встреч
открытие летней площадки:
прием детей;
вводный инструктаж по ТБ;
конкурс рисунка «Лето! Лето! озари нас ярким светом!» День пешеходных наук
Игровая программа «ПДД ты должен знать обязательно на «5»!
Экскурсии «Наш микрорайон. Знаки и сигналы в пути» День друзей
Игры на свежем воздухе.
Акция «Подарок другу» День здоровья
Шахматно-шашечный турнир «Шах и мат».
Викторина «Путешествие в «Спортландию»
Подвижные игры «Чемпионат веселого мяча»
Минутка здоровья «Твой режим дня на каникулах». День чистоты и порядка
«Пакеты, крышки, упаковки превратить мы можем ловко» (Изготовление поделок из бросового материала). День детского творчества и фантазии
Познавательная беседа «Творчества волшебный мир!»
Конкурс творческих работ «Умелые руки не знают скуки» («Из отходов в доходы», «Что нам стоит дом обустроить»). День мира
• Беседа «Помнит мир спасенный».
• Конкурс рисунков на асфальте, плакатов «Мы мечтою о мире живем»
•Экскурсия к военному мемориалу «Тропой памяти» к 70-летию битвы за Берлин День Природы
Игра «Музей живой природы»
Конкурс поделок из шишек и веток,
Конкурс загадок о природе. Экологический день
Зарядка на лужайке.
Конкурс на лучшую икебану, эмблему цветов.
Викторина «Цветик-семицветик». День разных народов.
Беседа «Я, ты, он, она – вместе целая страна».
Подвижные игры «Спортивные состязания народов разных стран».
Конкурс рисунков, эмблем, флагов. День семьи
Беседа «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».
Выставка семейных фотоальбомов «Загляните в семейный альбом».
Мастер-класс «Рукам - работа, душе - праздник» День родного края
Познавательная беседа «Сторона родная - русская земля».
Игры на воздухе «Русские забавы».
Конкурс детского творчества «Русские народные промыслы».
Конкурс «Старинные русские народные пословицы». День вежливости
Игровая программа «Путешествие в страну этикета».
Игровая программа «Передай добро по кругу»
Свободная игровая деятельность День знаекТематические игры «Всезнайки вовсе не зазнайки».
Турнир смекалистых «Марафон знатоков».
Эрудит – круиз «Не разгаданные тайны».
Конкурс кроссвордистов.
Контроль и оценка результатов:
анкетирование детей с целью выявления их интересов, мотивов пребывания на летней оздоровительной площадке;
наблюдение за поведением детей во время игр, позволяющее выявить лидерские качества, уровень коммуникативности;
выставка изобразительного и прикладного творчества детей;
вручение грамот, памятных подарков за активное и творческое участие в жизни детской оздоровительной площадки
Ожидаемые результаты:
внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
приобретение навыков по организации здорового образа жизни, культуре отдыха и поведения;
развитие коммуникативных, творческих и познавательных способностей детей, укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
расширение кругозора, умений и навыков в области прикладного творчества, физической культуры, и других видах деятельности;
самореализация, саморазвитие и самосовершенствование детей и подростков в процессе участия в жизни летнего отдыха.
приобретение новых знаний детей о родном городе, его истории, достопримечательностях, людях.
Уверенны, что время, проведённое на летней площадке, не пройдёт бесследно ни для педагогов, ни для детей, и на следующий год дети с удовольствием будут посещать не только летние площадки, но и заниматься в творческих объединениях МБОУ ДОД ЦДТТ г. Тихорецка.