Создание организационно-педагогических условий, обеспечивающих адаптацию учащихся 1-х классов
Создание организационно-педагогических условий, обеспечивающих адаптацию учащихся 1-х классов
Переход к школьному обучению коренным образом изменяет весь образ жизни ребенка. В этот период в его жизнь входит учение, деятельность обязательная, ответственная, требующая систематического организованного труда; кроме того, эта деятельность ставит перед ребенком задачу последовательного, преднамеренного усвоения знаний, обобщенных и систематизированных в основах наук, что предполагает совершенно иную, чем в дошкольном детстве, структуру его познавательной деятельности. Соответственно изменившемуся положению ребенка и появлению у него новой ведущей деятельности – учения – перестраивается весь повседневный ход его жизни. Адаптация в первом классе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, наконец, изменяется уклад его жизни. У шестилетнего ребенка есть уже основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация. Становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе.
Для более быстрого и безболезненного привыкания ребенка к школьной жизни, учителю и родителям необходимо создать благоприятную атмосферу, соответствующие условия адаптации ребенка к обучению в школе.
Целью образования на начальной ступени обучения является овладение ребенком учебной деятельностью. Если учитель недостаточно четко представляет себе цели и возможности психолого-педагогического анализа адаптационного периода, не владеет навыками его осуществления, то успешная адаптация не укладывается в рамки методики передачи знаний. Компетентный учитель предотвращает развитие дезадаптации, содействует преодолению возникающих адаптационных затруднений, обеспечивает более быстрое включение первоклассников в учебную деятельность и, в конечном счете, содействует их обучению, образованию и развитию.
Обнаруживается противоречие между психолого-педагогическими требованиями к тому, чтобы процесс приспособления к обучению в школе сделать недолгим по времени, средним или высоким по уровню адаптации и традиционными подходами к включению ребенка в процесс обучения в школе, в которых недостаточно внимания уделяется индивидуальному подходу, соблюдению щадящего режима учебной деятельности, ведущим к ухудшению состояния здоровья детей. Соответственно дальнейшая работа заключается в определении основных психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешную адаптацию первоклассников к обучению в школе, и разработке методических рекомендаций учителю по построению и осуществлению образовательного процесса на этапе адаптации детей к школе.
Для обеспечения успешной адаптации первоклассников на основе программы деятельности школы в адаптационный период с учетом имеющихся условий и возможностей в нашей школе разработана программа «Первые шаги ребенка в школе», цель которой: создание максимально комфортных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся функционировать и развиваться в новой педагогической среде. Реализация программы происходит поэтапно (4 этапа) и охватывает по времени один учебный год.
1 этап (подготовительный) – февраль - август.
На этом этапе организуется запись учащихся на основе разработанного в школе Положения о приеме детей в 1 класс, проводится День открытых дверей для родителей и детей, классные родительские собрания с целью ознакомления родителей с программами и учебно-методическими комплектами.
2 этап (первоначальной диагностики и мотивации к учебной деятельности) – 1-10 сентября (по усмотрению учителя продолжительность этапа можно изменить).
На этом этапе учитель проводит вводные занятия, направленные на первоначальную адаптацию ребенка к школьной жизни. Процесс адаптации идет по двум направлениям: привыкание, или психологическая адаптация; освоение организационных навыков и умений для учебы. Проводится первоначальная диагностика учащихся учителем, медицинским работником, направленная на изучение особенностей каждого ученика, выявление состояния здоровья, уровня интеллектуального, физического, социального развития, основных характеристик памяти, внимания, особенностей поведенческих реакций, уровня развития познавательной сферы. Индивидуальные психофизиологические характеристики фиксируются в индивидуальных «Листах наблюдений за адаптацией к школе первоклассников».
3 этап (коррекционно-развивающий) – до апреля.
На основе диагностических данных организуется индивидуальное и дифференцированное обучение учащихся, формирование метапредметных умений на основе рекомендаций УМК, проводятся беседы, консультации с родителями, внеклассные мероприятия.
Учителя проводят коррекционно-развивающие индивидуальные и групповые занятия с детьми, имеющими проблемы адаптации, используя при этом различные формы: тесты, тренинги, рисунки, психологический практикум, тренинговые игры и упражнения. Медицинский работник с учетом показателей состояния здоровья учащихся дает рекомендации классному руководителю, учителю физической культуры, родителям по организации его жизнедеятельности, использованию здоровьесберегающих технологий, при необходимости советует обратиться к узким специалистам.
4 этап (заключительной диагностики) – до конца учебного года.
Проводится заключительная диагностика по оценке уровня адаптации учащихся, отслеживается продвижение ребенка по отношению к самому себе. Данные результаты фиксируются в индивидуальных картах. Неадаптированные учащиеся получают рекомендации для прохождения психолого- медико- педагогической комиссии.
Адаптация младших школьников будет успешной при соблюдении следующих условий:
создание пространственно-развивающей среды, режима дня, приближенных к условиям детского сада (игровой уголок, живой уголок, классная библиотечка; динамические паузы, физкультминутки, организованные перемены, дополнительные прогулки между уроками и др.);
развитие коммуникативных способностей, эмоциональной сферы (умения общаться друг с другом, со взрослыми, выражать чувства, эмоции с помощью мимики, жестов, слов, развитие произвольности эмоциональной сферы);
преемственность в содержании, технологиях и методах обучения и воспитания;
безотметочная система оценивания;
соблюдение рекомендаций Министерства образования РФ по организации обучения первоклассников в адаптационный период.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что организованная подобным образом целенаправленная деятельность по адаптации первоклассников к школьной жизни способствовала тому, что процесс освоения детьми новой социальной роли ученика, овладения новым видом деятельности (учебной), выстраивания новых отношений со сверстниками и взрослыми происходит более успешно, с меньшим психологическим напряжением первоклассников. Это проявляется в том, что дети умеют общаться друг с другом, со взрослыми, свободно выражать свои чувства, эмоции с помощью слов, мимики, жестов.
Результаты диагностики по оценке настроения, эмоций, работоспособности учащихся свидетельствуют о том, что большинство из них в адаптационный период испытывали чувство удовлетворенности от учебной деятельности, потребность активно действовать и добиваться успеха, потребность в перспективе, надежду на лучшее. Уровень школьной мотивации оценивается следующим образом: высокий – 42 % учащихся, средний – 48 %, ниже среднего – 10 %.
По результатам первоначальной диагностики по состоянию здоровья, уровню развития познавательных процессов, школьной мотивации, адаптации были выявлены учащиеся группы «риска»- 25%. Заключительная диагностика, проведенная после организованного учителем индивидуального и дифференцированного обучения, коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога, показала, что уровень школьной адаптации у 20% учащихся повысился, 2 учащихся с низким уровнем адаптации был рекомендован осмотр специалистами ПМПК.