Научно-методическую статью Структура организационно-педагогических условий преподавания предмета «Самопознание» в школе


Структура организационно-педагогических условий преподавания предмета «Самопознание» в школе
В статье на основе анализа соответствующей теоретической литературы дается определение понятия «организационно-педагогические условия», в соответствии с которым разработана структура организационно-педагогических условий преподавания предмета «Самопознание» в школе. Отмечено, что данная структура включает институциональное взаимодействие организационных структур школы, а также иерархию взаимоотношений субъектов образовательного процесса.
Одним из приоритетных направлений развития национальной системы образования становится нравственно-духовное образование, ориентированное на максимальное раскрытие личностного потенциала человека, на достижение гармонии в его физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии. Ключевую роль в создании условий для становления нравственных основ личности, ее духовного совершенствования и самореализации играет в школьном образовании учебный предмет «Самопознание». Преподавание данного предмета относится к инновационной деятельности; оно требует создания специальных условий, в частности организационно-педагогических.
Разработка структуры организационно-педагогических условий преподавания предмета «Самопознание» в школе требует определения семантической нагрузки понятий «условия», «педагогические условия» и «социально-педагогические условия».
Изучение доступных источников позволило нам выяснить, что термин «условие» означает:
зависимость от чего-либо [1];
то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое);
существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления [2];
обстоятельство, от которого что-либо зависит; требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон; устное или письменное соглашение о чём-либо; правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности; обстановка, в которой происходит, осуществляется что-либо; требования, из которых следует исходить [3];отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может, при этом сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условие — как относительно внешнее многообразие объективного мира [2];
правила, существующие и установленные в той или иной области жизни, деятельности, которые обеспечивают нормальную работу чего-либо;
обстановку, в которой происходит, протекает что-либо;
основу и/или предпосылку чего-либо;
обстоятельство, от которого что-нибудь зависит [4].
Существенное значение для раскрытия сущности понятия «условия» имеет замечание о том, что они делятся на достаточные (названный выше комплекс объектов) и необходимые (общие из всех возможных наборов достаточных условий, т.е. представленные каждый раз, когда имеет место обусловливаемое явление) [2].Нас интересуют толкования педагогических условий, относительно которых С.И.Змеева выделяет группы физических, психологических и собственно педагогических условий, а именно:
создание комфортных физических условий (наличие рабочих мест для обучения, проведения дискуссий, семинаров, консультаций, просмотра видеолекций в индивидуальном порядке, записи устной работы и т. д., где имеются схемы, инструктивные материалы, списки нормоком-плектов и др.);
поддержание психологических условий (создание взаимно-уважительных отношений между членами группы обучающихся, с учетом сильных сторон каждого педагога, его интересов, целей);
педагогические условия, которые обеспечивают учет принципа контекстности обучения, предполагают разработку соответствующих учебных материалов (тестовые задания, методики промежуточного контроля за результативностью образовательного процесса и др.).
В.П.Симонов при классификации педагогических условий выделяет основные принципы эффективности функционирования педагогической системы: оптимальность, рациональность, конкурентность, перспективность, актуальность, активность [5].
Ряд ученых выделяет группу организационно-педагогических условий, сущность которых они передают как совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого, иными словами, они предполагают установление таких структур педагогического процесса, которые необходимы для осуществления и корректирования данного процесса.
На наш взгляд, в обобщенном виде педагогические условия можно трактовать как совокупность внешних требований, детерминирующих характеристику всех системообразующих компонентов педагогической деятельности. Вместе с изменением всей совокупности этих требований или их части (в любом случае произойдет трансформация совокупности) обязательно должна быть преобразована (кардинально или локально) содержательная характеристика тех или иных (не исключено, что всех вместе взятых) компонентов педагогической деятельности.
В целом в результате систематизации соответствующего теоретического материала нами дано определение понятия «организационно-педагогические условия» как органичной совокупности многоуровневых комплексов (от дидактических единиц обучения до управленческих структур в системе образования), направленных на достижение педагогических целей, связанных с организацией учебного процесса по предмету «Самопознание» в школе.
В соответствии с приведенным выше определением разработана структура организационно-педагогических условий преподавания предмета «Самопознание» в школе, которая включает:
институциональное взаимодействие организационных структур школы, деятельность которых направлена на организацию учебного процесса по преподаванию «Самопознания»;
иерархию взаимоотношений субъектов образовательного процесса (ученик-учитель-руководители всех звеньев школы).
Институциональное взаимодействие организационных структур школы, деятельность которых направлена на обеспечение качественной организации учебного процесса по предмету «Самопознание», предполагает, в первую очередь, создание Специализированного методического объединения (СМО) учителей в школе. Основной целью деятельности Специализированного методического объединения учителей является создание условий для качественного преподавания предмета «Самопознание» в школе. Задачи объединения:
регламентация деятельности субъектов образовательного процесса;
регулирование процесса обучения предмету «Самопознание»;
разработка учебно-методического обеспечения предмета;
проведение педагогического мониторинга преподавания предмета;
обобщение педагогического опыта преподавания предмета «Самопознание» в школе;
содействие формированию образовательной среды.
Структура организационно-педагогических... 
Решение первой задачи предполагает нормативное обеспечение образовательного процесса по предмету «Самопознание» в школе, включающее приказы Министерства образования и науки Республики Казахстан, образовательный стандарт предмета, тематические планы и программы.
Вторая задача предусматривает:
организацию и проведение обучающих семинаров для руководителей и учителей школы;
проведение рабочих совещаний по вопросам организации учебного процесса.
Обучающие семинары для руководителей и учителей школы должны быть направлены на ознакомление с нормативными документами в области организации обучения предмету «Самопознание» в школе, на изучение особенностей преподавания данного предмета, на разработки дополнительного методического его сопровождения, на повышение общего профессионального уровня учителей и т.д.
В качестве примера можно предложить занятия постоянно действующего семинара по вопросам преподавания предмета «Самопознание» в школе.
Методическое обеспечение предмета «Самопознание» в школе включает:
систему переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для преподавания предмета «Самопознание» в школе;
основные направления методической работы учреждений среднего образования;
требования к разработке и редакционному оформлению учебно-методических материалов по предмету «Самопознание»;
мотивацию творческого роста учителей;
педагогический мониторинг эффективности преподавания предмета «Самопознание» в школе: 
цель и задачи;
структуру;
технологические карты;
технологические процедуры.
Рабочие совещания, как правило, проводятся для решения текущих вопросов по организации учебного процесса в рамках преподавания предмета «Самопознание»: развитие материально-технической базы кабинетов «Самопознания», его дидактическое обеспечение и др.
Третья задача предполагает инновационную деятельность учителей, связанную с разработкой учебно-методического обеспечения предмета «Самопознание» в школе. Эта задача имеет особую значимость, так как творческая деятельность учащихся является главной составляющей уроков «Самопознания». При разработке учебных пособий необходимо учитывать межпредметную связь, а также соответствие предлагаемого материала возрастным особенностям школьников. Кроме того, методическое обеспечение предполагает разработку эффективной системы оценивания знаний учащихся, совершенствование методики преподавания предмета, направленной на развитие критического мышления обучающихся.
Четвертая задача, направленная на осуществление педагогического мониторинга эффективности преподавания предмета «Самопознание» в школе, предполагает сбор, систематизацию и обработку входных и выходных данных (промежуточные и итоговые результаты обучения). Именно база данных, сосредоточенных в мониторинге, становится исходной позицией для определения как тем постоянно действующего семинара, так и повестки дня заседаний Специализированного методического объединения учителей. И те решения, которые принимаются на СМО, становятся руководством к действию всех структур организаций образования. Иными словами, организационные структуры являются исполнителями тех решений, которые принимаются органами управления.
Проведение педагогического мониторинга способствует также информационно-аналитическому обеспечению процесса обучения предмету «Самопознание» в школе. Руководство школы и учителя готовят аналитические отчеты по результатам диагностики.
Пятая задача, связанная с обобщением педагогического опыта преподавания предмета «Самопознание» в школе, предполагает организацию научно-исследовательской деятельности учителей. Опыт школьных учителей в этом плане представляет мощную эмпирическую базу для проведения системных научных исследований. В целях презентации результатов исследовательской работы по обобщению передового опыта по развитию нравственно-духовного образования могут быть организованы научные семинары и конференции.
Шестая задача предполагает формирование образовательной среды, форматом которой могут выступить специализированные кабинеты «Самопознания», которые содержат в своей структуре:
технологический компонент, который определяет содержание программ, формы, методы, средства обучения, структуру образовательного процесса, строится на основе принципов и методов организации деятельности, стимулов и воздействий и формирует эмоционально-ценностное восприятие учебного материала;
социальный компонент, который определяется взаимодействием субъектов образовательного процесса, несет на себе основную нагрузку по обеспечению возможностей удовлетворения и развития потребностей субъектов образовательного процесса в самоактуализации;
пространственно-предметный компонент, который характеризует способ функционирования пространственных и предметных «единиц» (помещения, мебель, оборудование и т.д.) в образовательной среде; ему свойственны гетерогенность и сложность, гибкость и управляемость.
Эти компоненты специализированных кабинетов как формата образовательной среды в содержательном плане могут пополняться учебно-дидактическими материалами. Систематизация и хранение данных учебных материалов должны осуществляться в рамках требований, продиктованных единой целью — формирование духовно-нравственной личности [6].
Направления деятельности данного структурного подразделения школы определяются в соответствии с поставленными задачами.
В состав Специализированного методического объединения должны войти не только учителя, которые ведут учебный предмет «Самопознание», но и учителя смежных дисциплин, а также классные руководители.
Второй блок организационно-педагогических условий предполагает разработку иерархии взаимоотношений субъектов образовательного процесса (ученик — учитель — руководители всех звеньев школы). В силу многообразия и специфики школ данная иерархия должна разрабатываться в соответствии с концепцией деятельности каждой организации образования. 
 Список литературы
Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. — М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2001. — 736 с.
Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов. — М.: Сов. энцикл., 1983. — 840 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. 70000 слов / Под ред. Н.Ю.Шведовой. — 23-е изд., испр. — М.: Рус.яз., 1990. — 758 с.
Словарь русского языка: В 4 т. / АН СССР, Ин-т рус.яз.; Под ред. А.П.Евгеньевой. — 3-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1985. — 1988. — Т. 4. — С-Я. — 1988. — 800 с.