«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе» 
«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе»
Галанина Ж.А, педагог-организатор по здоровьесбережению, ГБОУ СОШ№521, г. Москва магистрант 2-го года обучения, ГБОУ ВПО МГПУ Институт специального образования и комплексной реабилитации
Ограниченные возможности здоровья подразумевают различные детские проблемы  и важно не оставить ребенка с ними один на один  во время такого важного и сложного этапа его жизни, как обучение в школе. О сложности и значимости периода поступления детей в школу и обучении на начальном периоде в младшей школе написано немало. Именно в этот самый период формируются системы отношений ребенка с новым миром взрослых и сверстников, которые определят в дальнейшем успешность его школьного обучения и возможности личностной самореализации.  И вот ребенок, переступив порог школы, оказывается в периоде адаптации. Коллектив педагогов помогает ребенку гармонично выстроить отношения в школе со сверстникамии взрослыми, привыкнуть к школьным правилам и режиму дня, к помещениям, в которых он занимается. Эта ситуация будет повторяться  при переходе в среднюю и далее в старшую школу. Работая с классом, учитель должен понимать,  какие  цели и задачи, кроме учебных, ему необходимо решать совместно с  родителями детей с ОВЗ.  Поэтому у нашего коллектива возникла идея программы:  процесс обучения  детей с ограниченными возможностями здоровья будет протекать значительно легче при специально организованной администрацией учебного заведения и классным руководителем психолого-педагогической работе, в которой задействованы все субъекты образовательно-воспитательного процесса: классный руководитель, педагог-организатор по здоровьесбережению, школьный психолог, учитель-логопед, учитель физической культуры, учащиеся, педагоги группы продленного дня, родители учащихся.
Работа сотрудников учебного заведения по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья должна быть системной и комплексной. Участники  образовательного  процесса, включая родителей учащихся, принимают общие  решения, разрабатываю диагностические и коррекционные мероприятия.
Целью  нашей программы  психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание для всех участников образовательного процесса, таких условий, которые способствовали бы успешной реализации образовательной и социальной деятельности ребёнка.
Задачи программы:1.Проведение  психологической диагностики и тестирования соматического  развития детей и их физической подготовленности,   с целью определения групп  риска детей с низкой психологической готовностью к школьному обучению, низкой учебной мотивацией, ослабленным здоровьем, тревожных или имеющих низкую физическую подготовленность.2. Разработкана основе  диагностики единой системы дальнейшей помощи всем участникам образовательного процесса.3. Привлечение родителей к формированию культуры здоровья и совместной корректирующей работе по итогам мониторинга. 
В связи с введением новых стандартов, перед коллективом школы, встает задача диагностики и мониторинга учебного процесса и всего того, что с ним связано. Посредством мониторинга возможно решение таких задач, как определение уровня того или иного качественного показателя процесса обучения,отслеживание динамики развития учащегося по отдельным показателям и, в целом, определение  соблюдения  критериев успешности учителя и коллектива.
 Диагностика проводится ради постановки диагноза, мониторинг ориентирован на задачи управления, поэтому нами был выбран лонгитюдный вариант мониторинга, который, позволял бы «держать руку на пульсе» ученика от поступления его в школу до перехода в среднюю школу и, возможно, даже в старшую. Для сокращения времени  работы и числа специалистов, задействованных в проекте, мы использовали методики, которые удобны и доступны в обработке и интерпретации результатов, объектом внимания при этом, мы постарались сделать разные стороны, характеризующие развитие личности ребенка.
Качество образования и обученности ребенка зависит от нескольких факторов, основные из которых - это факторы личностные, когнитивные (познавательные), мотивационные факторы, связанные с адаптацией и дезадаптацией субъекта. Огромное значение так же  имеет состояние здоровья, или соматический статус ученика, его физических качеств и способностей, отдельных систем: зрения, опорно-двигательного аппарата и т. д. 
К счастью на начало мониторинга мы имели тех специалистов, которые могли бы отслеживать эти факторы: проводить психолого-педагогическую диагностику, мониторинг индекса здоровья, включая регулярные осмотры стоматологом и окулистом.  Поэтому одной из задач нашей работы было создание  системы диагностики для младших классов общеобразовательной школы, использующей в своей работе здоровьесберегающие технологии. 
Мы полагаем, что для более качественной и эффективной работы эти данные полезно объединить, систематизировать в одну шкалу или таблицу, которую мы условно называем «дневник индивидуального развития ребенка». Данные дневников систематизируются в таблицу  на класс, и в нее заносятся все показатели, измеряемые на данном возрастном и временном отрезке. Использование подобного дневника имеет ряд преимуществ: он позволяет не только наглядно увидеть показатели каждого ребенка, но и дает общее представление о развитии всего класса. Он прост в применении, нагляден и удобен для работы не только психолога, но и учителя, которому не нужно постоянно обращаться к психологу, чтобы узнать о развитии того или иного качества ребенка, а достаточно заглянуть в карту, чтобы вспомнить актуальный уровень развития ученика. Исходя из данных дневника, учитель может строить свои уроки, способствуя развитию отдельных индивидуальных показателей детей. В дневнике индивидуального развития мы предлагаем свои показатели и критерии, которые мы считаем важными и необходимыми для диагностики. Таблица актуального развития класса, как правило, заполняется два раза в год (для отслеживания динамики: в начале учебного года и в конце). Общий мониторинг развития детей проводится в каждом классе, и его результаты заносятся в таблицу актуального развития класса, находящуюся в пользовании у школьного психолога и всех учителей. Мониторинг – отправная точка нашей  общей программы, согласно которой педагогами проводятся мероприятия, направленные на реализацию индивидуальных коррекционных программ для детей с ОВЗ.
В свою  программу по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ мы включили следующие технологии:
Здоровьесберегающие:
физкультурно-оздоровительные технологиинаправленные на развитие качеств, характерных  для здорового человека, и на физическое развитие детей – данные технологии реализуются на уроках физической культуры,  в работе спортивных секций, на динамических переменах и  во внеклассной работе;
организационно-педагогические технологии– составление расписания уроков и внеурочной деятельности с учётом возрастных особенностей, шкалы сложности предметов и состояния здоровья обучающихся. Это способствует предотвращению  переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
психолого-педагогические технологии– использование на уроках различных видов деятельности, место и длительность применения технических средств, обязательные физкультминутки с элементами логоритмики, гимнастики для глаз, наличие эмоциональных разрядок, особое внимание уделяется контролю за сменой учебных поз во время обучения;
технология психологического сопровождения учебной группы–коррекция взаимоотношений, предупреждение переутомления, коррекция дезадаптационных состояний, получение грамотной психологической обратной связи.
Социально адаптирующие и личностно-развивающие:
технологии, формирующие и укрепляющие психологическое здоровье учеников и  повышающие  психологическую адаптацию детей,например,адаптационные занятия с психологом (экстренная и консультативная помощь психолога, школьная служба примирения, сенсорная комната).
Компьютерные технологии обучения:
использование различных мультимедийных пособий, интерактивной доски, макбуков, личное интернет-пространство учителя.
 Психолого-педагогическое сопровождение  процесса обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной массовой школе в настоящее время является одним из  актуальных направлений деятельности нашего коллектива единомышленников состоящего из настоящих энтузиастов своей профессии, а так же замечательных родителей и детей. Мы видим результаты  своей работы: индивидуальную  помощь ребёнку в соответствии с особенностями его здоровья, преемственность и непрерывность психолого-педагогического сопровождения детей на различных этапах обучения, объединение усилий учеников, учителей и родителей для успешного обучения ребенка.
Литература:
Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Т.В. Костяк.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Некоторые результаты адаптационного периода в начальной школе в условиях перехода на новые ФГОС: Вопросы преемственности дошкольного и начального общего образования. -М.: Московский центр качества образования. 2011.
 Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.-М.: АРКТИ, 2003.
Заголовок 115