Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья» Песочная терапия


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»
(МАОУ СОШ № 8)
«Инклюзивное образование для детей
с ограниченными возможностями здоровья»
Песочная терапия

Выполнила: В.М. Кравчук, учитель-логопед
г. Лабытнанги, 2015г.

Один из методов психотерапии, который позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и это делает его прекрасным средством для профилактики и коррекции агрессивных проявлений ребенка.
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, в дошкольной и школьной жизни.
Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.
Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Его Актуальность обусловлена тем, что средства и методы пескотерапии развивают интеллект ребенка, тактильную чувствительность, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
Изначально принцип «Терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.
Новизной и отличительной особенностью проекта является использование песочной терапии в коррекции познавательных и процессов, осязательно-кинестетических ощущений, развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ.
Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей с ОВЗ мелкой моторики, тактильной чувствительности, способствовать смелости, ловкости, чувства равновесия, развития речи, зрительного восприятия, мышления, творческого воображения и фантазии.
Активными участники проекта являются ученики начальных классов, учителя-логопеды, учитель начальных классов, родители учеников.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
1. Создание коллектива единомышленников по применению практических знаний и умений в работе с детьми в организации игр с песком.
2. Овладение методикой проведения и руководства в играх с песком. 
3. Внедрение и апробация игр с песком в работу с детьми с ОВЗ.
4. Проанализировать эффективность методов работы с песком согласно поставленной цели.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Процесс обучения детей  с ОВЗ школьного  возраста осуществляется различными методами. 
Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно — воспитательных  задач.В соответствии с основными формами мышления школьника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы методов:– наглядные;– словесные;– практические. В  работе с детьми школьного возраста наглядные методы наиболее доступны и важны,  особенно на начальных этапах работы. Наглядности должны быть крупными и доступными, в  реалистическом стиле. Живое общение взрослого и детей, которое характерно для  речевых методов, оказывает большое воспитательное воздействие – оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний.Из  практических методов  мы используем:– упражнения (устные о песке и письменные на песке);– игровой  метод ( подвижные игры (перенеси мешочек с песком на голове, эпизодические  игровые приёмы (загадки,  пословицы,   скороговорки…);– моделирование (  из песка,  касса букв).Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего школьного возраста, так же, как сосуществуют основные формы мышления.
 ПРОБЛЕМА
Дети с ОВЗ имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с ОВЗ не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности информации. Дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями. Поэтому разработанный проект «Пескотерапия как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» в настоящее время актуален.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
развитие у детей с ОВЗ мелкой моторики, тактильной чувствительности, способствовать смелости, ловкости, чувства равновесия, развития речи, зрительного восприятия, мышления, творческого воображения и фантазии.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Динамика развития у детей с ОВЗ мелкой моторики, тактильной чувствительности, способствовать смелости, ловкости, чувства равновесия, развития речи, зрительного восприятия, мышления, творческого воображения и фантазии под влиянием метода «Песочной терапии».

СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Для детей ( учитель начальных классов):
1. Беседы: «Песок и глина в природе», «Где используют песок и глину», « Животные и песок».
2. Наблюдение: «Песок после дождя и в сухую погоду».
3. Игровая ситуация «Норки для мышек».
4. Практическая деятельность: - опыты с песком и глиной; - игры-эксперименты: • «Песчаный конус» • «Песчаные бури» • «Свойства мокрого песка» • «Волшебный материал» • «Где вода?» • «Ветер» • «Песочные часы» • «Замок из песка» • «Строительство из «жидкого песка» • Макет «Вулкан»
Для детей ( учителя-логопеды):
1. Речевая деятельность: «Выложи букву на песке», «Выложи слово на песке», «Волшебная песочница» (найди игрушку и назови её).
2. Беседы на лексические темы, согласно постройкам детей.
Для детей ( учитель физической культуры):
1. Оздоровительная деятельность « Пронеси мешочек с песком на голове», « Весы».
Для родителей:
1. Рекомендации «Организация экспериментирования с явлениями неживой природы дома».
2. Памятка по развитию любознательности.
3. Шпаргалка «Правила поведения во время игр с песком».
4. Картотека «Игры с песком»
-327660268605 РАБОТА СПЕЦИАЛИСТА - Учителя-логопеда
РАБОТА СПЕЦИАЛИСТА - Учителя-логопеда


Мы, на Севере живём,
Лето нам чуть-чуть дано.
Чтобы лето нам – продлить,
Мы хотим с песком дружить!


ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Продолжение эффективной работы коллектива единомышленников по применению практических знаний и умений к детям с ОВЗ в организации игр с песком.
2. Развитие у детей с ОВЗ позитивного эмоционального самочувствия, мелкой моторики, тактильной чувствительности, способность смелости, ловкости, чувства равновесия, развития речи, зрительного восприятия, мышления, творческого воображения и фантазии.
В данной работе песок помогает в изучении таких сложных тем, как «Ударение», «Деление слов на слоги», «Мой город», «Сад-огород» и т.д. Это список может быть бесконечным. Всё зависит от фантазии самого учителя, да и дети очень хорошо помогают придумать. Главное, что у них сохраняется желание и живой интерес. А, значит, всё получится!