Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья» Песочная терапия 
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»
(МАОУ СОШ № 8)
«Инклюзивное образование для детей 
с ограниченными возможностями здоровья»
Песочная терапия
Выполнила: В.М. Кравчук, учитель-логопед
г. Лабытнанги, 2015г.
   Один из методов психотерапии, который позитивно  влияет на эмоциональное самочувствие детей и это делает его прекрасным средством для профилактики и коррекции агрессивных проявлений ребенка.
     Инклюзивное (включающее)  образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать   в жизни коллектива детского сада, школы, в дошкольной и школьной жизни.
     Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.
     Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Его Актуальность обусловлена тем, что средства и методы пескотерапии развивают интеллект ребенка, тактильную чувствительность, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
Изначально принцип «Терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной. 
     Новизной и отличительной особенностью проекта является использование песочной терапии в коррекции познавательных и процессов, осязательно-кинестетических ощущений, развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ.
Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей с ОВЗ мелкой моторики, тактильной чувствительности, способствовать смелости, ловкости, чувства равновесия, развития речи, зрительного восприятия, мышления, творческого воображения и фантазии.
Активными участники проекта являются ученики начальных классов, учителя-логопеды, учитель начальных классов, родители учеников.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
1. Создание коллектива единомышленников по применению практических знаний и умений  в работе с детьми  в организации  игр с песком.
2. Овладение методикой проведения и руководства  в играх с песком. 
3. Внедрение и апробация игр с песком в работу с детьми с ОВЗ.
4. Проанализировать эффективность методов работы с песком согласно поставленной цели.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Процесс обучения детей  с ОВЗ школьного  возраста осуществляется различными методами. 
Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно —  воспитательных  задач.В соответствии с основными формами мышления школьника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы методов:– наглядные;– словесные;– практические.     В  работе с детьми школьного возраста наглядные методы наиболее доступны и важны,  особенно на начальных этапах работы. Наглядности должны быть крупными и доступными, в  реалистическом стиле.     Живое общение взрослого и детей, которое характерно для  речевых методов, оказывает большое воспитательное воздействие – оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний.Из  практических методов  мы используем:– упражнения (устные о песке и письменные на песке);– игровой  метод ( подвижные игры (перенеси мешочек с песком на голове, эпизодические  игровые приёмы (загадки,  пословицы,   скороговорки…);– моделирование (  из песка,  касса букв).Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего школьного возраста, так же, как сосуществуют основные формы мышления.
 ПРОБЛЕМА
     Дети с ОВЗ имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с ОВЗ не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности информации. Дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями. Поэтому разработанный проект «Пескотерапия как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» в настоящее время актуален.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
развитие у детей с ОВЗ мелкой моторики, тактильной чувствительности, способствовать смелости, ловкости, чувства равновесия, развития речи, зрительного восприятия, мышления, творческого воображения и фантазии.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
    Динамика развития у детей с ОВЗ мелкой моторики, тактильной чувствительности, способствовать смелости, ловкости, чувства равновесия, развития речи, зрительного восприятия, мышления, творческого воображения и фантазии под влиянием метода «Песочной терапии».
СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Для детей ( учитель начальных классов): 
1. Беседы: «Песок и глина в природе», «Где используют песок и глину», « Животные и песок». 
2. Наблюдение: «Песок после дождя и в сухую погоду». 
3. Игровая ситуация «Норки для мышек». 
4. Практическая деятельность: - опыты с песком и глиной; - игры-эксперименты: • «Песчаный конус» • «Песчаные бури» • «Свойства мокрого песка» • «Волшебный материал» • «Где вода?» • «Ветер» • «Песочные часы» • «Замок из песка» • «Строительство из «жидкого песка» • Макет «Вулкан» 
Для детей ( учителя-логопеды): 
 1. Речевая деятельность: «Выложи букву на песке», «Выложи слово на песке», «Волшебная песочница» (найди игрушку и назови её).
 2. Беседы на лексические темы, согласно постройкам детей.
Для детей ( учитель физической культуры): 
1. Оздоровительная деятельность « Пронеси мешочек с песком на голове», « Весы».
 Для родителей: 
1. Рекомендации «Организация экспериментирования с явлениями неживой природы дома». 
2. Памятка по развитию любознательности.
 3. Шпаргалка «Правила поведения во время игр с песком». 
4. Картотека «Игры с песком»
-327660268605       РАБОТА СПЕЦИАЛИСТА - Учителя-логопеда
       РАБОТА СПЕЦИАЛИСТА - Учителя-логопеда
 
Мы, на Севере живём,
Лето нам чуть-чуть дано.
Чтобы лето нам – продлить,
Мы хотим с песком дружить!
 
 
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
 Продолжение эффективной работы коллектива единомышленников по применению практических знаний и умений  к детям с ОВЗ  в организации  игр с песком.
2.  Развитие у детей с ОВЗ позитивного эмоционального самочувствия,  мелкой моторики, тактильной чувствительности, способность смелости, ловкости, чувства равновесия, развития речи, зрительного восприятия, мышления, творческого воображения и фантазии.
    В данной работе песок помогает в изучении таких сложных тем, как «Ударение», «Деление слов на слоги», «Мой город», «Сад-огород»  и т.д. Это список может быть бесконечным. Всё зависит от фантазии самого учителя, да и дети очень хорошо помогают придумать. Главное, что у них сохраняется желание и живой интерес. А, значит, всё получится!