Типология терпимого, толерантного и нетерпимого отношения педагогов к детям
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение города
Москвы средняя общеобразовательная школа №2103
Подразделение СП «ДО №4-6»
Конспект «Типология терпимого, толерантного и нетерпимого отношения педагогов к детям»
Подготовила:
Воспитатель младшей группы №4-6
Эль Аис Полина Константиновна
Москва-2016г.
Характер адаптации ребенка к дошкольному учреждению зависит от ряда факторов: от глубины привязанности ребенка к матери и другими членам семьи, имеющегося опыта поведения в незнакомых ситуациях, профилактических и коррекционных мероприятий соответствующего характера, проводимых в ДО, и многого другого. Но основная роль в этом непростом процессе принадлежит, на наш взгляд, педагогу, От того, насколько он сумеет принять таким, каков он есть, проявить терпение к его слабостям и недостаткам, сохранив при этом разумный баланс между требовательностью и любовью, зависит его психологическое благополучие. Нередки ситуации, когда непрофессионализм взрослого, осуществляющего сопровождения адаптационного периода, приводил к формированию проблем в поведении ребенка: вспыльчивости, агрессивности, фобиям, задержка в развитии речи и т.д. Поэтому особую актуальность, во взаимодействии с дошкольником, тем более в адаптационный период, имеет качество взрослого, как терпимость.
В последние годы появилось много исследований, посвященных проблемам толерантности и терпимости, трактуемых с разных точек зрения.
Под толерантностью мы понимаем такое свойство личности в котором выражается отношение к миру в целом, в том числе к другим людям и к самому себе. Оно проявляется в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, особенностей поведения и т.д. и заключается в понижении сензитивности к объекту взаимодействия за счет выдержки, самообладания, самоконтроля.
Толерантность является промежуточным этапом между терпимостью и нетерпимостью. В основе толерантности лежит интеллектуальное убеждение, аналогичное взаимной договоренности сторон о границах сосуществования. Терпимость характеризует поведение, базирующееся на усвоении принципов ненасильственного взаимодействия. Терпимость неотделимая от внутренней мотивации поведения, так как предусматривает бескорыстные действия, не сулящие человеку внешних наград, одобрений, восхищений, поощрений. Иначе говоря, терпимость непрагматична по определению и своей природе.
В педагогическом процессе терпимое или нетерпимое отношение к ребенку определяется тем, как педагог разрешает противоречие между необходимостью предъявлять определенные требования к ребенку и мерой реального воплощения этих требований ребенком.
Нетерпимое отношение педагога к ребенку чаще возникает тогда, когда ребенок по тем или иным причинам не соответствует предъявляемым к нему требования и в результате начинает раздражать педагога. В педагогическом процессе терпение выступает как механизм толерантности и проявляется в ситуациях, когда необходимо проявить выдержку, самообладание и самоконтроль. Приятие как психологический механизм терпимости выражается в понимании ребенка, в эмпатии. Понимание ребенка, внутренних причин его поведения меняет тип мышления педагога, помогает децентрироваться, взглянуть на действия и поступки детей с иных позиций. Именно приятие ребенка, выражает терпимое отношение.
Исходя из позиций терпимого, толерантного и нетерпимого отношения педагога к субъектам образовательного процесса и на основе функционирования механизмов принятия и терпения можно выделить следующие формы выражения отношения педагогов к дошкольникам.
При позиции «сверху» при терпимом отношении наблюдается снисхождение, при толерантном-высокомерие, при нетерпимом-пренебрежение-презрение.
При равноправных позициях при терпимом отношении терпимость переходит в сотрудничество (согласования мнений, действий, поведения), толерантность-в терпеливость, а нетерпимость-в отстраненность.
При позиции «снизу» терпимое отношение принимает форму уступчивости, толерантное-беспомощности, а нетерпимое-от импульсивности (эмоционального реагирования) до стремления немедленно изменить, исправить поведение, личность ребенка, родителя и т.д.
Любой педагог в разных ситуациях может проявить и снисхождение, и уступчивость, и отстраненность, но с течением времени в результате развития - или не развития-механизмов приятия и терпения та или иная форма поведения может закрепляться. В зависимости от того, какая форма закрепляется, можно выделять типы педагогов с терпимым («Миролюбец», «Альтруист», «Черепаха Тортила»), толерантным («Сноб», «Стоик», «Золушка») или нетерпимым («Диктатор», «Снежная королева», «Боец») отношением. Педагог с преобладанием пренебрежения как формы выражения нетерпимого отношения к субъекта педагогической реальности - «Диктатор»
Педагогическое кредо: «Я поставлю вас на место!».
Лозунг: «Вы ответите мне за все!».
Позиция по отношению к субъекту: «сверху», контролирующий, принуждающий, преследующий «родитель».
Способы общения: запрет, требование, манипулирование, угроза, наказание, оскорбление.
Преобладающая форма отношений: пренебрежительное отношение к ребенку, презрение, неприязнь, вплоть до ненависти.
Краткая характеристика. Данный тип педагога разрушителен для личностного развития детей и поэтому является источником дезадаптации к дошкольному учреждению. Неприязнь к детям, неспособности выливается в жесточайший контроль над детьми, в стремление ограничить их деятельностью твердыми рамками запретов, манипуляций, оскорблений и даже физических наказаний.
Педагог с преобладанием отстраненности как формы выражения нетерпимого отношения к субъектам педагогической реальности - «Снежная королева»
Педагогическое кредо: «Оставьте меня в покое!».
Лозунг: «Это вы сами в состоянии сделать!».
Позиция по отношению к субъекту: безучастный, холодный, отстраненный «взрослый», «на равных», но не вместе.
Способы общения: холодная наблюдательность, раздраженное неприятие, различные виды манипулирования.
Преобладающая форма отношений: отстраненность, безучастность, игнорирование.
Тактика поведения: сосуществование рядом, но не вместе; уход от проблем.
Краткая характеристика. Педагогический труд рассматривается как «повинность», обработка рабочего времени от и до. Часто в эту группу входят «выгоревшие» педагоги с «хронической усталостью», эмоционально и интеллектуально истощенные, переживающие состояние педагогического кризиса, или педагоги, занимающие «чужое» место. Данный педагог, как правило, индифферентен к педагогической деятельности и образовательному процессу, игнорирует обращенные к нему проблемы детей, родителей, минимизирует выполнение необходимых профессиональных обязанностей.
Его характеризует также нежелание действовать, стремление переложить ответственность на других, например на родителей, позиция пассивного, равнодушного созерцателя. Данный педагог, так же как и «Диктатор», способствует дезадаптации ребенка к образовательному учреждению.
Педагог с преобладанием импульсивности как формы выражения нетерпимого отношения к субъектам педагогической реальности - «Боец»
Педагогическое кредо: «Я вылеплю из вас людей!».
Лозунг: «Делай, как я!».
Позиция по отношению к субъекту: «снизу», эмоционально неустойчивый «подросток», стремящийся показать, что он «взрослый».
Способы общения: наставление, запрет, требование, наказание, манипулирование.
Преобладающая форма отношений: неприятие с эмоциональным реагированием, стремление изменить поведение ребенка, родителя, скоректировать его личность.
Тактика поведения: диктат.
Краткая характеристика. «Боец» «формирует» личность, активно «содействует» ее развитию под воздействием сложившихся стереотипов. Характерно неприятие детей, которые не нравятся. В ситуациях, выходящих из-под контроля, склонен проявлять злорадство, открытую неприязнь, агрессивен, стремится действовать открыто: публично смеяться и издеваться над ребенком либо бороться с ним всеми доступными ему средствами (у каждого свои-в зависимости от мировосприятия, этической и психологической культуры). Для «импульсивного» педагога характерна определенная степень эгоцентричности, в соответствии с которой он «подгоняет» детей под стандарт «хорошего», с его точки зрения, ребенка. Педагог до конца не осознает всю пагубность деления детей на хороших и плохих и соответствующего отношения к ним как к «принимаемым» и «не принимаемым». Он отдал предпочтение «любимчикам», многое им прощает, что способствует, их адаптации к дошкольному учреждению, тогда как к непонравившемуся ребенку может быть пристрастны, что в итоге приводит к его дезадаптации. Педагог с преобладанием высокомерия как формы выражения толерантного отношения е субъектам педагогической реальности – «Сноб»
Педагогическое кредо: «Ох уж эти детки!».
Лозунг: «И когда только вы вырастете!».
Позиция по отношению к субъекту: «сверху», позиция надменного, кичливого «родителя».
Способы общения: нотация, морализирование, наставление, разъяснение, назидание.
Преобладающая форма отношений: высокомерие, надменность, кичливость.
Тактика поведения: контроль, опека.
Краткая характеристика. Степень приемлемого и допустимого для «Сноба» формируется на протяжении всей его педагогической деятельности. Так, «Сноб» терпелив к тому, кто является его единомышленником, толерантно, хотя и «свысока» ведет себя с обеспеченными родителями, но в то же время не выдержан, достаточно тверд и жесток с теми, кто стоит ниже его на социальной лестнице, так как считает себя опытнее, образованнее, умнее и т. д. Подобным образом педагог относится и к детям. Главный недостаток – негибкость поведения, неадекватно завышенная самооценка своих действий, поступков, идей, что в итоге может стать причиной дезадаптации ребенка.
Педагог с преобладанием терпеливости как формы выражения толерантного отношения к субъектам педагогической реальности – «Стоик»
Педагогическое кредо: «Все можно пережить! Терпи, сколько выдержишь!»
Лозунг: «Все получится, нужно только немного подождать!».
Позиция по отношению к субъекту: «рядом, но не вместе».
Способы общения: диалог, поддержка, манипулирование.
Преобладающая форма отношений: терпеливость, выдержка, самообладание, самоконтроль.
Тактика поведения: сосуществование рядом.
Краткая характеристика. В основе педагогического труда такого педагога может лежать личная выгода, собственное удобство, равнодушие к детям. В целом он способствует адаптации ребенка к образовательному учреждению, поскольку терпеливо выполняет профессиональные обязанности. Однако недостаточное приятие педагогом детей может привести к их поведенческим или личностным дисгармониям, неадекватной самооценке, обращению внимания на себя как приемлемыми способами, так и недопустимыми.
Педагог с преобладанием беспомощности как формы выражения толерантного отношения к субъектам педагогической реальности – «Золушка»
Педагогическое кредо: «Я готов все вытерпеть, лишь бы вам было хорошо».
Лозунг: «Ну что я могу для тебя сделать?».
Позиция по отношению к субъекту: «снизу», приспособление.
Способы общения: приноравливание.
Преобладающая форма отношений: беспомощность.
Тактика поведения: невмешательство.
Краткая характеристика. «Золушкой» чувствуют себя некоторые педагоги на начальных стадиях становления своей карьеры. Они растерянны и не знают, как грамотно вести себя в различных педагогических ситуациях, что проявляется в приспособлении к действительности, неуверенном поведении. Этот тип педагога чрезвычайно удобен как детям, так и взрослым: им легко манипулировать, так как он беспомощен и нуждается в поддержке. Он сам находится в адаптационном процессе, поэтому его участие в адаптации ребенка к дошкольному учреждению минимально.
Педагог с преобладанием снисхождения как формы выражения терпимого отношения к субъектам педагогической реальности – «Черепаха»
Педагогическое кредо: «Это дети ( молодые родители и т. д. ), и этим все сказано!».
Лозунг: « У вас все получится со временем!».
Позиция по отношению к субъекту: «сверху», покровительствующий «родитель».
Способы общения: наставление, нотация, разъяснение, морализирование, убеждение.
Преобладающая форма отношений: снисходительность, покровительственное отношение.
Тактика поведения: опека, забота, умеренный контроль.
Краткая характеристика. Такой педагог относится к детям «сверху», с позиции покровительствующего: предпочитает воспитывать, наставлять, разъяснять, морализировать, убеждать. Он любит детей, принимает их недостатки, с удовольствием работает, однако может быть негибок, проявлять недостаточную децентрацию к ребенку. В оценках личности и действий детей, как правило, преобладают позитивные характеристики: «Вы хорошие, умные ребята, но слегка легкомысленные…», «Мне нравится ваше поведение, но я хотела бы видеть вас более старательными». Дети любят такого педагога, он помогает им адаптироваться к дошкольному учреждению.
Педагог с преобладанием уступчивости как формы выражения терпимого отношения к субъектам педагогической реальности –«Альтруист»
Педагогическое кредо: «Я так вас люблю, что готов все принять, лишь бы вам было хорошо!».
Лозунг: «Все дано от природы, я мало что могу сделать!».
Позиция по отношению к субъекту: «снизу», приспособление.
Способы общения: уступчивость, сговорчивость, покладистость.
Преобладающая форма отношений: уступчивость.
Тактика поведения: попустительство.
Краткая характеристика. Этот педагог настолько любит и уважает детей, что боится своим педагогическим вмешательством навредить их личностному росту, что ведет к полной уступчивости. В целом он лоялен, может быть излишне эмпатичен, принимает ребенка, способствует его адаптации к дошкольному учреждению.
Педагог с преобладанием сотрудничества как формы выражений терпимого отношения к субъектам педагогической реальности – «Миролюбец»
Педагогическое кредо: исходить из интересов человека и перспектив его дальнейшего развития.
Лозунг: «У тебя все получится, в случае необходимости можешь рассчитывать на мою помощь!».
Позиция по отношению к субъекту: «рядом», позиция друга, помощника, наставника, когда это необходимо.
Способы общения: понимание, помощь, диалог, поддержка.
Преобладающая форма отношений: сотрудничество.
Тактика поведения: ненавязчивое, естественное создание ситуаций, требующих от человека проявления активность.
Краткая характеристика. Это идеальный тип педагога. Он любит детей, с удовольствием с ними работает. Отношения основаны на приятии, любви к детям, понимающем сопереживании, ненасильственном сопровождении их личностного роста и развития, направлены на развития, направлены на развитие уникальной сущности каждого ребенка, что, разумеется, ведет к его быстрой адаптации к дошкольному учреждению.
Первостепенная роль в процессе адаптации ребенка к дошкольному учреждению принадлежит педагогу; от того, насколько он сам гармоничен и терпим, зависит психологическое здоровье и его самого, и воспитанников. Чем больше таких педагогов, тем более гуманистична образовательная среда и общество в целом, поскольку основы взаимоотношений, взаимовосприятия, самооценки закладываются в дошкольном детстве. Это тот базис, с которым ребенок затем вступает в школьную жизнь, и обеспечить ему безболезненное вхождение – задача педагога. Дело за малым – педагог должен любить детей, профессию, образовательное учреждение, где работает, и, конечно же, совершенствоваться, развиваться, и двигаться вперед.