Конспект к презентации на тему Воспитание толерантного отношения к детям с ОВЗ

Воспитание толерантного отношения к детям
с ограниченными возможностями здоровья

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе
не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Антуан де Сент-Экзюпери
За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]– процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность для всех в части приспособления к потребностям каждого ребенка, вне зависимости от состояния его здоровья.     Как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования сопровождается определёнными трудностями. Главная трудность – сломать настороженное, местами даже негативное отношение всех участников данного процесса к совместному обучению.
     Во-первых, это   отношение родителей здоровых детей к данной идее. Многие не поддерживают её, опасаясь, что это негативно скажется на успеваемости обычных учеников.
     Во-вторых, среди учителей,  может проявляться настороженное отношение к таким детям.
    Исходя из вышесказанного, мы более полно рассмотрим два вида сотрудничества по формированию и воспитанию толерантности в ходе учебного процесса.
 
Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании толерантности
       Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.        Общей для учителей и для родителей является проблема толерантности. Семья во многом может помочь школе. Однако очень часто именно родители сеют зерна вражды, неприязни, даже не замечая этого. Дети впитывают оценки родителей, воспринимают их негативное отношение к другим людям, не таким как все. 
     В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять им важность воспитания у детей культуры  общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, личный пример взрослых воспитывает у школьников  чувство уважения к другим людям, толерантность к другим взглядам. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители.
Перевоспитать родителей навряд ли сможет педагог, но повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия пo отношению к ребенку и другим людям при проведении специальной работы возможно. В основе этого взаимодействия должна лежать идея гуманизма, предполагающая:
выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
опору на положительные стороны родителей и детей;
доверие к ребенку и родителям;
принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;
заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи, защита интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем;
содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;
забота о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи;
создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях.
Одна из задач педагогов - это регулирование взаимоотношений родителей и детей, способствующее формированию толерантности у взаимодействующих сторон, что означает:
изучение состояния, отслеживание результатов взаимодействия родителей и детей;
выявление трудностей, проблем взаимодействия в семье и отбор педагогических средств его регулирования;
организацию изучения и обобщения передового опыта взаимодействия родителей и детей;
пропаганду лучших достижений взаимодействия родителей и детей;
обучение учащихся и родителей совместной деятельности и общению;
создание благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов родителей и детей при организации совместной деятельности.
В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Работа педагогов с родителями по формированию толерантности у детей проводится с учетом особенностей семьи, родителей и, прежде всего, семейных взаимоотношений. Для того чтобы понять личность, очень важно знать ту ближайшую социальную среду, в которой она воспитывается. Так дома, в семье ребенок находится в иных, по сравнению со школой, условиях воспитания, поэтому задача школьного учителя состоит в том, чтобы помочь родителям ученика продолжить линию воспитания, начатую в школе. И сам педагог справляется со своими задачами успешнее, если в лице родителей находит помощников.     Знакомство с семьей школьника учитель может проводить в различных формах, может начать с небольшой анкеты для родителей. С помощью ее можно получить данные о социально-бытовых условиях, в которых живет семья ученика, и о понимании родителями задач, целей семейного воспитания и их усилиях в данном направлении. Анкета заставит и самих родителей задуматься об отношении к ребенку и выявить просчеты в семейном воспитании. На основании результатов анкеты определятся основные вопросы для беседы с родителями ученика.
В школе может быть проведен конкурс сочинений для родителей «Мой ребенок».    Участие родителей в этом конкурсе свидетельствует о заинтересованности в своем ребенке, а содержание сочинений покажет, как воспринимают, видят родители своих детей, что для них значимо.
Полезно сопоставить результаты опроса родителей с мнением и ответами на сходные вопросы детей. Для детей младших классов можно предложить сделать рисунки или написать сочинение на тему «Моя семья» или «Выходной день в нашей семье». Отношения родителей и детей можно изучать в специально создаваемых ситуациях.
Наилучший способ изучения взаимоотношений родителей и детей, сформированности толерантности и того, что необходимо развивать, целенаправленно воспитывать в детях, - это проведение семейных конкурсов, организация совместной деятельности родителей и детей.     Выявление проблем в воспитании детей, семейных отношениях, поведении родителей позволит организовать специальное просвещение родителей, обучение их навыкам толерантного общения.
Организация психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей предусматривает:
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
взаимосвязь, соответствие программ, форм воспитания толерантности у детей и тематики просвещения родителей;
Содержание психолого-педагогического просвещения родителей по воспитанию толерантности у детей может включать следующие вопросы:
сущность понятия «толерантность», ее основные характеристики и проявления;
виды толерантности;
факторы, влияющие на формирование толерантности у детей;
взаимоотношения в семье как фактор воспитания толерантности у детей;
методы воспитания толерантности у детей;
пример родителей в воспитании толерантности у детей;
особенности воспитания толерантности у учащихся разного возраста.
Примерная тематика занятий и бесед с родителями:
Роль общения в жизни ребенка.
Причины возникновения конфликтов у детей.
Как учить детей общаться?
Как научить ребенка понимать других людей?
Воспитание у детей чуткости и внимательности.
Этика семейного общения у детей.
Воспитание терпимого отношения к людям.
Примерные вопросы, для дискуссий (возможно совместное участие родителей и детей при взаимном согласии):
Что значит быть терпимым в отношениях с людьми?
Есть ли грань терпимости? В чем (где) она?
Нужно ли быть самим собой?
Нужно ли властвовать собой?
Возможно, ли жить без конфликтов?
Возможные ситуации для обсуждения:
1. Ваш ребенок рассказывает, что родители его друга покупают ему все, что он захочет. Что вы ответите?
2. Ваш ребенок ударил одноклассника, который: а) обидно его обозвал; б) унизил, оскорбил девушку; в) постоянно издевается над одноклассниками, которые его слабее и т. п. Ваши действия.
Ситуации для обсуждения лучше брать из жизни коллектива класса, школы, не указывая имен. Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями, создания благоприятной атмосферы в семье классному руководителю целесообразно проводить следующую работу.
Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям:
организация поздравлений с праздниками, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей);
проведение сочинений, тематика которых связана с рассказом о своих близких, семье («Моя семья», «Как трудятся мои родители», «Моя родословная» и др.);
творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему;
организация выставок результатов труда родителей.
2. Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье:
знакомство родителей с традициями, которые развивают отношения в семье (проведение семейных праздников, подготовка сюрпризов друг другу, поздравления с важными событиями каждого члена семьи, распределение обязанностей между родителями и детьми);
пропаганда опыта формирования положительных отношений в семье, одобрение родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребенка в семье.
3. Организация совместной деятельности родителей и детей:
организация семейных конкурсов в школе и классе – «Спортивная семья», «Дружная семья», «Читающая семья», конкурс семейных газет и др.;
представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье («Мир наших увлечений», организация выставок творческих семейных работ);
проведение совместных дел (турпоходы, трудовые дела, оформление кабинета, генеральные уборки, экскурсии и т. д.);
выполнение творческих семейных заданий при подготовке мероприятий (оформление наглядности, выступление, представление проекта и т. п.);
выполнение семейных заданий по учебным предметам (произвести расчеты; описать наблюдения; провести опыты; определить заказ на изготовление предмета быта для дома, разработать проект его изготовления, реализовать этот проект и представить результаты совместного труда; подготовить сообщение по вопросу и т. п.).
4. Проведение «Праздника семьи».
5. Проведение совместных занятий, практикумов родителей и детей, например, по проблемам общения, взаимоотношений родителей и детей, выбора профессии и других (с учетом предложений родителей и детей).
6. Создание совместных объединений по интересам, клубного типа.
Изучать и регулировать отношения между детьми и родителями лучше всего при организации совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей. Проведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию толерантности может дать результат, если сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный образец гуманного взаимодействия с семьей.
Технологии достижения успеха педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Педагогам следует способствовать созданию доброжелательной атмосферы во всех классах, где дети могут обсуждать свою жизнь и чувства, где развита взаимная поддержка и коллективная работа. Презрение к инвалидности и другие предрассудки, могут быть объяснены так, чтобы у детей развилось сочувствие (сопереживание), и они смогли бы осудить дискриминацию и привлечь к себе тех, кто чувствует себя изгоями, поддерживая их в классе и вне школы. Маленьких детей можно обучить этому, опираясь на их чувство справедливости.
         Важно понимание раздражения, которое может принимать множество форм (от того, чтобы слегка отодвинуться от ребенка на ковре, до физического насилия), то есть нежелания сидеть рядом с ребенком, который выглядит, действует или ведет себя по-другому или не играть с ребенком, который не может говорить или у него какая-то видимая форма инвалидности. Это можно сравнить с преследованием ребенка из-за его этнического происхождения.
         Следует обсуждать и на первый взгляд, более мелкие прецеденты и делать это следует открыто, так, чтобы тому, кто пострадал от них, была оказана поддержка, и весь класс оценил значение этого. Следует понимать, что дети обучаются по-разному, и они разные по своему развитию, следовательно, и стиль обучения в классах должен быть разнообразным. Следует придавать значение обучению изобразительному искусству, музыке, драматическому искусству, танцам и физкультуре не меньше, чем другим предметам, так как навыки и достижения в этих областях, и как следствие этого, самооценка, ведут к достижению больших успехов по всем предметам. Не случайно такое широкое общественное признание получили различные соревнования и олимпиады среди инвалидов.
Педагоги должны избегать использования стереотипов и не комментировать предрассудки на уроках и даже после уроков при детях. Они не должны допускать обзывания, объясняя детям, почему это обидно, а также стирать оскорбительные надписи.
         Следует оказывать поддержку ученикам, которые сталкиваются с оскорблениями, понимая, что дети, которые живут в страхе, не могут учиться.
         Положительный эффект производят истории инвалидов и то, как влияет на них негативное к ним отношение. Хороший повод поговорить об инвалидах - отметить какую-то связанную с этим дату, например, День инвалидов (3 декабря) или какое-то достижение инвалидов (победа на параолимпийских играх 2014г).
         Необходимо отмечать достижения ребенка относительно его прошлых успехов, нестандартные достижения. Следует использовать возможности внешкольной работы, например, во время занятий в кружках, игровых занятий.
     Учителя должны стараться ежедневно находить возможность говорить с детьми на любые темы, которые их интересуют или беспокоят.
         Эффективно выносить  вопросы о негативном отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья на открытое обсуждение и коллективно рассматривать их, чем встречаться с отдельным ребенком во время перемены, хотя в некоторых случаях именно это бывает лучшим вариантом.
Ребенок, который подвергся унижению, на первый взгляд, небольшому, должен знать, что учитель на его стороне, и что весь класс знает об этом. Педагоги должны использовать свой авторитет для того, чтобы разобраться в происшедшем.
           Учитель должен показывать, что ценит каждого ребенка, открыто хваля индивидуальные усилия каждого и достижения класса в целом, также призывая класс развивать эти достижения. Так следует поступать во всех областях - творческой, физической, социальной и академической - давая понять, что конкуренция между детьми неприемлема. Это создаст в классах большой моральный комфорт.
С учетом современного подхода необходимо изменить отношение родителей, специалистов и всего общества к ребенку с ограниченными возможностями: 
В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать;
Каждый ребенок является уникальной личностью;
Неудовлетворительное окружение превращает особые потребности детей в недостаток, значит, это проблема окружения;
Ребенок с особыми потребностями растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как и у других людей;
Ребенок с особыми потребностями имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь.
        В преодолении трудностей, связанных с особенностями работы с нетипичными детьми, педагогам поможет выполнение некоторых рекомендаций.  При этом немаловажное значение имеет психологическая готовность педагогов к работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, которая выражается в следующем:
психологически настроить себя на то, что трудности в работе с данной категорией детей неизбежны, но вам под силу их преодолеть;
не опускать руки при первых же неудачах, попытаться понять их причины;
верить в себя и в учеников, видеть и уважать в них индивидуальность, сотрудничать с ними, быть всегда доброжелательным и внимательным к ученику, готовым менять что-то в себе.

Поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.




Приложение 1.

Притча о бесценном котенке. Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. - От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. - У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он. - Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку. - Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар – добавил мужчина. Тогда мальчик почему-то очень заволновался. - Вот его-то я и хотел бы приобрести. - Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. - Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок. - Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. - Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца. - Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы его понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, – дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. - Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.
В действительности, не столь важно КЕМ вы являетесь, как тот факт, есть ли КТО-ТО, кто будет вас по-настоящему ценить за то, какой вы есть, кто примет и полюбит вас без каких-либо оговорок. Ведь тот, кто идет К вам, в то время как весь мир уходит ОТ вас, и есть – настоящий Друг.

15