Развитие универсальных учебных действий учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования на уроках математики
Кирьянова Олеся Павловна,
учитель математики, первая квалификационная категория,
МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский г.Ноябрьск, ЯНАО, РФ
Развитие универсальных учебных действий учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования на уроках математики
Любые знания, умения, навыки ученик приобретает только тогда, когда осваивает их в своей собственной деятельности. Для этого ему необходимо владеть определенными учебными действиями, которые универсальны для любой предметной области. Данная работа представляет интерес для учителей математике, работающих не только с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам, но и в инклюзивном классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание
1.Введение
2.Универсальные учебные действия
2.1 Развитие личностных универсальных учебных действий
2.2 Развитие регулятивных универсальных учебных действий
2.3 Развитие познавательных универсальных учебных действий
2.4 Развитие коммуникативных универсальных учебных действий
3. Методические особенности урока математики в классе с детьми с ОВЗ
4.Заключение
5.Список использованных источников и литературы
Введение.
Обеспечение прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования является одним из основных принципов государственной политики в области образования.
В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов юридических, экономических, социальных и других прав инвалидов. В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
Одним из направлений Стратегии является обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства. В рамках реализации идей Стратегии разработан комплекс мер, направленных на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых важное место занимает законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.
В проекте Федерального Закона «Об образовании» (Статья 8. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации) государством предусмотрено создание лицам с ограниченными возможностями здоровья условий для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Образовательные организации при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, обязаны обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы.
В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов с обществом и повышения уровня их жизни Правительством Российской Федерации утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы. Основная идея данной программы заключается в организации обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства, что позволит избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом. В настоящее время большинство детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, получают образование в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Включение таких детей в образовательный процесс обычной школы называется инклюзивным образованием. Инклюзивное образование является одним из основных направлений модернизации системы специального образования во многих странах мира. Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов от 2006 года «Государства- участники (в том числе и Россия) признают права инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях» (статья 24).
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идея, исключающая любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Основным приоритетом инклюзивного образования является то, что все дети, несмотря на свои физические, психические и иные особенности, обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где им оказывается необходимая специальная поддержка. В последние годы в образовательных учреждениях обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что предъявляет новые и более высокие требования ко всем педагогам, работающим в школе. Инклюзивное образование предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в образовательный процесс, а учреждения образования – создать им для этого соответствующие условия.
В работе с педагогами, работающими с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, особую актуальность приобретает развитие следующих интегральных характеристик:
1) направленность на ребёнка, включающую в себя:
- положительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья и готовность работать с ними;
- стратегию сотрудничества с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья;
2) интеллектуальная гибкость:
- навыки разработки индивидуальных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья;
3) профессиональная компетентность:
- знания и навыки, необходимые для работы в междисциплинарных командах;
- знания специальных технологий сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- навыки проведения педагогической диагностики для построения траектории индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
4) поведенческая гибкость:
- навыки сопровождения ребенка с ОВЗ по индивидуальному образовательному маршруту;
- знание методик работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Учитель становится координатором инклюзивного процесса в классе в сотрудничестве со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: командой специалистов, администрацией, родителями и учащимися. Для учителя в инклюзивной образовательной среде важно владеть практикой в самостоятельной исследовательской деятельности, навыками разработки поурочных планов для конкретного класса, а также для конкретного ребенка, умениями творчески перерабатывать учебный план и адаптировать свои методы обучения к особенностям учеников. Для квалифицированного решения коррекционных задач, связанных с обучением ребенка с ограниченными возможностями здоровья, оказывать помощь учителю в инклюзивном пространстве обязательно должны такие специалисты, как учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог ЛФК, социальный педагог, тьютор.
Детям-инвалидам по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, в нашей школе созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
Универсальные учебные действия
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать с младшего школьного возраста на всех занятиях.
Одной из особенностей УУД является их универсальность, которая проявляется в том, что они:
носят надпредметный, метапредметный характер;
обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Дети с ограниченными возможностями здоровья представляют собой довольно большую и различную по видам нарушений группу. Это та категория детей, состояние здоровья которой препятствует освоению ими основной образовательной программы в полном объеме: дети с нарушением зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, имеющие задержку психического развития, а также проблемы соматического здоровья.
Формирование и развитие универсальных учебных действий тесно связано с достаточным уровнем психо-физиологического развития ребенка. Готовность к обучению подразумевает сформированность:
знаний и представлений об окружающем мире;
умственных операций, действий и навыков;
речевого развития, предполагающего владение словарем, грамматическим строем речи, связным высказыванием и пр.;
познавательной активности, проявляющейся в интересах и мотивации;
регуляции поведения.
У детей с ОВЗ все это сформировано в разной степени и, как правило, дефицитарно. Поэтому на первый план выходят коррекционно-развивающие подходы и технологии в обучении.
Коррекция проводится преимущественно на начальной ступени обучения, а в основной школе начинается формирование и дальнейшее развитие общеучебных навыков, закладывается фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой для получения профессионального образования и успешной социализации в обществе.
Требования ФГОС к метапредметным результатам освоения ООП ООО заставляют пересмотреть привычные подходы к обучению детей с ОВЗ, признать активную роль обучающегося в учении, изменение представлений о содержании взаимодействия учителя и ученика. В этом очень помогает использование современных педагогических технологий: проектной и исследовательской деятельности, информационных технологий, технологии критического мышления др. на доступном детям уровне. Это дает положительные результаты. Обучающиеся с ОВЗ овладевают навыками работы в группе, учатся слышать и учитывать разные мнения, осуществлять поиск информации с использованием Интернета и ресурса библиотек, проводить наблюдения и эксперименты под руководством учителя, делать самостоятельные выводы, заключения.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.1 Развитие личностных универсальных учебных действий
Личностные УУД действия, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Личностные результаты включают овладение обучающимися с ОВЗ компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, мотивации к обучению и познанию. У школьников необходимо сформировать адекватные представления о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; помочь овладеть социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, способствовать вхождению детей в боле сложную социальную среду.
Деятельность по формированию личностных УУД у учащихся с ОВЗ приобретает конкретный смысл, когда наполняется реальным педагогическим содержанием и направлена на совершенствование образовательного процесса и конечный результат. Достижение новых образовательных результатов в образовательном учреждении требует реализации ряда психолого-педагогических условий. Первое условие предполагает использование адаптированной образовательной программы. Адаптированная образовательная программа (АОП) представляет собой нормативно управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся, воспитанников с ОВЗ, особенности организации, кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии, основные планируемые конечные результаты. В процессе реализации программы осуществляется развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в рамках урочной, внеурочной и внеклассной деятельности в школе осуществляется на основе личностно-ориентированного и коммуникативно-деятельностных подходов. Содержание специального (коррекционного) образования направлено на формирование у обучающихся, воспитанников жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной жизни в семье и социуме.
На первой ступени обучения у детей необходимо сформировать внутреннюю позицию школьника, помочь приобрести опыт общения и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, мотивировать интерес к знаниям и самопознанию, заложить основы формирования личностных качеств, создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия. При проектировании и осуществлении образовательной работы педагогам необходимо опиратьсяна естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создавать для этого соответствующие условия. Можно выделить следующие принципы организации образовательного процесса:
отказ от шаблона, использование разнообразных, нестандартных форм и приемов организации учебной деятельности, позволяющих активизировать субъектный опыт учащихся;
создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в работе класса; стимулирование учащихся к высказыванием, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.д.;
использование дидактического материала, позволяющего ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
«скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям;
оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения учебной задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
2.2 Развитие регулятивных универсальных учебных действий
Регулятивные УУД действия, дающие возможность ставить цели, планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы и оценивать успешность усвоения материала.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся с ОВЗ организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
планирование определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
оценка выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
Саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы:
обсуждение готового плана решения учебной задачи;
работа с деформированным планом решения учебной задачи;
использование плана с недостающими или избыточными пунктами; составление своего плана решения учебной задачи;
организация взаимной проверки заданий;
учебный конфликт;
обсуждение участниками способов своего действия.
Средством формирования регулятивных УУД у учащихся с особыми образовательными потребностями служат технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
«преднамеренные ошибки»;
поиск информации в предложенных источниках, задания на аналогии, ребенку предлагаются две картинки, найти закономерности и ответить на вопрос;
диспут;
взаимоконтроль;
«ищу ошибки».
Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способностях прилагать волевое усилие для ее достижения. Произвольность выступает, как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.
Например, решение любой математической задачи требует чёткой самоорганизации: точного осознания цели, работы по готовому алгоритму (плану), проверки результата действия (решения задачи), коррекции результата в случае необходимости. Учащимся с ОВЗ предлагается Алгоритм решения математической задачи:
внимательно прочти содержание задачи;
вспомни правило, которое относится к данной задаче;
сделай краткую запись или чертёж
составь план решения задачи;
реши задачу по составленному плану;
проверь свои вычисления и сравни их с содержанием текста задачи;
рассмотри другие возможные способы решения, выбери наиболее рациональный;
запиши ответ.
Этап самооценки (итог урока) предполагает рефлексию ребёнком собственной деятельности на уроке.
Можно предложить учащимся ответить на следующие вопросы:
Что нового узнали на уроке?
Какую цель мы ставили в начале урока?
Наша цель достигнута?
Что нам помогло справиться с затруднением?
Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?
Оцените свою работу на уроке.
Можно предложить учащимся закончить предложения и оценить свою работу на уроке:
А вы знаете, что сегодня на уроке я...
Больше всего мне понравилось...
Самым интересным сегодня на уроке было...
Самым сложным для меня сегодня было...
Сегодня на уроке я почувствовал
Сегодня я понял...
Сегодня я научился...
Сегодня я задумался....
Сегодняшний урок показал мне
На будущее мне надо иметь в виду
2.3 Развитие познавательных универсальных учебных действий
Познавательные УУД действия, включающие общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
моделирование;
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
анализ;
синтез;
сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Работа с детьми с ОВЗ предполагает организацию активной деятельности самого ребенка, так как именно уровень развития таких детей характеризуется недостаточностью познавательной деятельности, сниженным уровнем работоспособности, недоразвитием внимания, памяти, эмоционально-личностной сферы. Вызвать такую активность непросто, для этого необходим специальный настрой школьника на восприятие предлагаемой ему информации. Считаю одной из главных задач - развитие познавательной активности таких детей за счет реализации принципа доступности учебного материала, обеспечения «эффекта новизны». Урок с применением информационно – коммуникационных технологий, созданный методически грамотно, хорошо помогает справиться с этой задачей.
При создании презентации к уроку необходимо выстроить в систему тот материал, который нужно было повторить и обобщить, разбить его на самостоятельные дидактические единицы – учебные эпизоды, каждый из которых составил определенный слайд. Работая с отдельным слайдом, продумать, за счет чего будет усилен обучающий эффект урока: правильной последовательности подачи материала на экран, верным выбором эффекта анимации, цветовой гаммы, представлением печатного текста, который должен появиться на экране в заранее продуманное время.
Такие уроки активизируют и психические процессы учащихся: внимание, память, мышление. Гораздо активнее и быстрее происходит повышение познавательного интереса. Познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение.
Уроки с применением ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики, самостоятельности, формирование познавательной активности.
Например, в устной работе можно применить следующие упражнения.
Упражнения для развития памяти:
попытайтесь воспроизвести на слух числовой ряд, представленный на экране;
повторите за учителем любую теорему или определение (затем на экране появляется формулировка);
перечислите предметы, изображённые на экране, и рассматриваемые в течение 15 с.
Упражнения для развития внимания, наблюдательности:
воспроизведите увиденное на экране (время просмотра
·10 с);
найдите различия на двух похожих картинках (рисунках, чертежах);
называйте цифры от 1 до 20 и в то же время записывайте их в убывающем порядке;
рисование глазами различных объектов;
сортировка предметов, фигур, слов, чисел и т. д.;
концентрация взгляда в течение указанного времени на одном предмете, в одной точке;
определение на взгляд количества букв, слов, размеров, объема и т. д. (изображения на экране).
Упражнения для развития воображения:
а) составьте рисунок из треугольников, квадратов и кругов;
б)составьте узоры, рисунки из геометрических фигур – практическая работа на ПК;
в) мысленное путешествие (с закрытыми глазами) по линиям, геометрическим фигурам и т. д.
Упражнения для развития ощущений:
а) счет на ощупь (фигуры, фишки и т. д.);
б) определение предмета на ощупь;
в) укалывание кончиков пальцев обратной стороной ручки или карандаша.
Упражнения для развития устной и письменной речи:
а) обязательное ежедневное чтение на уроке: про себя, хором, цепочкой;
б) знакомство с математическими терминами и знаками (их происхождение и значение);
в) математический диктант;
г) комментированное решение;
д) упражнения «Продолжите определение, теорему».
Упражнения для развития творчества:
а) составление задач, примеров, кроссвордов;
б) выполнение рисунков, чертежей;
в) уроки фантазии «Путешествие с окружностью» (треугольником, квадратом, лучом и т. д.);
г) сочинение математических сказок.
Упражнения для развития мышления:
а) ежедневный устный счет (приложение «Устный счёт»);
б) игры «Не сбейся», «Считаем пятерками от 100 до 200» и т. д.;
в) выявление закономерностей «Что общего?», «Чем отличаются?»;
г) логические задачи;
д) ребусы, кроссворды и т. д.
Ежеурочное применение развивающих упражнений учит детей подмечать общее, делать обобщения, переносить известные приемы рассуждений в нестандартные ситуации, обучает приемам организации мыслительной деятельности, что в итоге приводит к повышению качества знаний учащихся и развитию у детей познавательных процессов.
Такие уроки активизируют и психические процессы учащихся: внимание, память, мышление. Гораздо активнее и быстрее происходит повышение познавательного интереса. Познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса учу школьников в знакомом видеть новое.
2.4 Развитие коммуникативных универсальных учебных действий
Коммуникативные УУД – действия, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
В уроках математики заложен огромный потенциал для формирования предметных коммуникативных компетенций. Дети выполняют следующие действия:
- обсуждают решение примеров, задач;
- аргументируют способы решения, способы действий;
- формулируют математические выводы;
- используют математический язык, математическую символику;
- определяют цель, комментируют способы действия при выполнении математического задания;
- ставят вопросы по теме, вопросы к задаче;
- объясняют задание товарищу;
- составляют памятки, алгоритмы решения примеров, задач;
- делают письменные записи примеров, условий задачи;
- работают с информацией данной в таблице, читают таблицы, графики;
- устно рецензируют ответы, проверяют решение задач и примеров и т.д.
В перечисленных коммуникативных действиях можно ыделитьтри направления, которые тесно переплетаются друг с другом:
коммуникация как взаимодействие,
коммуникация как сотрудничество,
коммуникация как условие интериоризации.
Сформированные по трем направлениям действия являются показателями развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий.
Формирование коммуникативных компетенций осуществляется в процессе осознанной деятельности. Речь идет о способности на практике реализовать свою компетентность: устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них, умения пользоваться как вербальными, так и невербальными средствами общения и т.д. Успешность и интенсивность становления коммуникативных компетенций зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе.
В работе школьниками с ОВЗ необходимы особые подходы, учитывающие их возможности и образовательные потребности. Для себя я сформулировала их следующим образом:
Организовать учебное сотрудничество и взаимодействие помогает включение детей в рациональные виды деятельности. Для школьников с ОВЗ такой деятельностью может стать игра, которая не теряет своего значения в основной школе и продолжает выступать в роли активного метода обучения. В игре можно с успехом отрабатывать коммуникативные действия и навыки социального поведения.
Игровая форма занятий создается мною на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности на любом этапе урока: актуализации знаний; изучении нового материала; закреплении полученных знаний и умений; контроле знаний.
В зависимости от форм организации учащихся можно с успехом использоватьразличные типы игровых заданий и приемов: индивидуальные, групповые и фронтальные.
Индивидуальное задание выполняется письменно. Условия и инструкция выдается каждому ученику. Далее ребенок работает самостоятельно в комфортном для себя режиме. После выполнения задания осуществляется проверка, в ходе которой я пишу свои письменные комментарии по решению. При необходимости даю рекомендацию: задание доработать или переделать. Если необходимо, то решение переделывается и дорабатывается учеником.
При такой работе развиваются навыки работы с различными источниками информации, формируется умения передавать и воспринимать письменную информацию. Таким образом, можно говорить, что учащиеся овладевают письменными видами речевой деятельности, выступают в позиции авторов и комментаторов. Вырабатывается такое личностное качество, как способность отстаивать собственную точку зрения письменно.
Групповые формы заданий (для работы в паре, в малой группе). Один из возможных приемов – отработка нового материала в малых группах (например, решение нового типа задачи). Каждая группа получает задание. Участникам необходимо выбрать известные данные, оформить запись, найти рациональный способ решения, найти ответ и сделать отчет о выполнении. Решения сдаются устно. После того, как задание готово, назначаю ученика, который будет представлять группу.
В такой коллективной работе отрабатываются следующие способности: отбирать нужную для передачи информацию, воспринимать ее, выделять главное и необходимое, владеть способами совместной деятельности в группе.
Фронтальные игровые задания можно использовать, например, для закрепления навыков устного счета. Это могут быть, например: «Математическая эстафета», «Самый умный», «Команда внимательных», «Математический бой» и т.п.
Также в ходе фронтальной работы хорошо отрабатывать навыки постановки вопросов. Для этого можно использовать игровой прием «Незнайка задает вопросы» – придумать как можно больше вопросов по заданной теме. В процессе такой работы вырабатываются такие коммуникативные умения задавать вопросы, корректно вести учебный диалог. Учащийся может выступать в позициях слушателя, оппонента, ученика. Стараюсь акцентировать внимание детей на интересных вопросах. А если вопросов от учащихся не последовало, то сама задаю вопросы и стимулирую учащихся к обобщению полученного результата.
Необходимо помнить, что игровой характер материала по математике должен иметь определенную меру. Нельзя допускать того, чтобы ученики во всем видели только игру. Детям с ОВЗ с трудом переключаются на решение умственной задачи, они начинают во всем видеть только игру. Математическая сторона содержания игры должна быть на первом плане. Превышение этой меры может привести к тому, что дети будут во всем видеть только игру.
Рассказывать правила игры, а также давать инструкции детям следует четко и просто. В силу особенностей восприятия и недостаточного объема оперативной памяти, дети с трудом воспринимают многоступенчатые инструкции, сложные в грамматическом отношении предложения и т.д. Формулировки должны быть, с одной стороны, доступными для понимания учащихся с ОВЗ (математическая и логическая сторона игры), а с другой стороны, сохранять научность (точное употребление терминов, логическая последовательность и обоснованность). Речь педагога должна быт эталоном коммуникативной культуры.
В процессе игры должно быть выполнено определенное законченное действие, решено конкретное задание. Игру не следует обрывать незавершенной. По мере выполнения игрового задания учителю необходимо осуществлять внешний контроль. У детей с ОВЗ недостаточно развита произвольность и волевая регуляция действий, поэтому необходимо приучать их четко следовать плану и достигать цели.
Каждому ребенку с ОВЗ очень важно эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например, робкие или слабые ученики. На начальных этапах пары и группы лучше формировать учителю в зависимости от поставленных целей. В группы целесообразно объединять учащихся с разными, но достаточно близкими исходными уровнями развития обобщения в отношении реализуемой учебной задачи.
Особое внимание следует уделить контролю результатов игрового задания со стороны педагога. Учет результатов должен быть открытым, обоснованным, а также дифференцированным (с учетом возможностей каждого ребенка). Важно увидеть даже небольшие достижения, чтобы стимулировать учащихся к дальнейшей работе. Дети с ОВЗ очень остро реагируют на неудачи, могут проявиться негативные реакции на несправедливость и т.п.
Всегда следует корректировать коммуникативную деятельность учащихся с ОВЗ в процессе игры, призывать к доброжелательному диалогу, умению выслушать, а главное, услышать друг друга.
Использование на уроках математики игровой деятельности ставит учащихся в принципиально новые условия, когда им приходиться активно включаться в процесс общения. В ходе естественного наблюдения на уроках математики можно отметить следующие позитивные изменения:
- у учеников сформировалось представление о математике, как предмете, где каждому предоставляется возможность выразиться: задать вопрос, возразить, оценить и т.д.;
- дети стали активно прислушиваться к мнению других ребят, высказывать свое собственное мнение и аргументировать его, адекватно оценивать себя и своих товарищей;
- у ребят проявляется математическое мышление, они научились в достаточной мере использовать математический язык, строить понятные высказывания, рассуждать, делать логические выводы и умозаключения.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что организация учебного сотрудничества и взаимодействия в процессе игровой деятельности позволяет оптимизировать проведение уроков математики, сделать их более продуктивными, запоминающимися для учащихся, а главное – способствовать развитию коммуникативные компетенций учащихся с ОВЗ.
3. Методические особенности урока математики в классе с детьми с ОВЗ
Особого внимания требует методика обучения математике в классах с детьми ОВЗ, так как обучение математике в этих классах имеет свою специфику. У учащихся с задержкой физического или психического развития, при изучении предмета возникают серьезные проблемы, связанные с тем, что объем знаний по математике минимален, приемы общеурочной деятельности не сформированы, ослаблены память и внимание, мыслительные процессы протекают медленно. Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для детей с ОВЗ непосильными. Это не позволяет им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе. Поэтому обучение математике должно осуществляться на доступном уровне для такой категории школьников. Для эффективного обучения детей с ОВЗ важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Цели обучения математике для детей с ОВЗ следующие:
овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в классах общеобразовательных школ;
развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;
формирование предметных основных общеучебных умений;
создание условий для социальной адаптации учащихся.
Следует отметить, что коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать учителя на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.
Таким образом, коррекционная работа должна вестись в следующих направлениях: а) осуществлять индивидуальный подход к детям;
б) предотвращать наступление утомления;
в) в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;
г) во время работы с детьми этой категории учитель должен проявлять особый педагогический такт. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности; д) обеспечить обогащения детей математическими знаниями (используя развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.)
Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с интеллектуальным недоразвитием при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление. Не могут в полном объеме мышление, поскольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер.
Положительную роль в развитии внимания и памяти играют ежедневные упражнения, рекомендуемые психологами. Это помогает сконцентрировать внимание учащихся после перемены или предыдущего урока. Например:
В тексте из пяти строк сосчитать количество букв «а», или «б», или «о» и т. д.
«Скрутить клубок слов». Выбираем слова на определенную тему. Первый ученик называет слово, второй- слово первого ученика и придумывает свое, третий – слова первого и второго учеников и свое и т. д. пока кто – нибудь не ошибется.
Запоминание в течении нескольких секунд рисунка, изображенного на доске с последующим воспроизведением его в тетрадях. Это упражнение способствует развитию зрительного внимания и памяти.
Без систематического контроля нельзя достигнуть хороших результатов. Каждый ученик должен овладеть основным учебным материалом на уровне, не ниже уровня обязательных требований программы, и продемонстрировать свои знания в ходе проверочной работы. На каждом уроке необходимо проверять выполнение домашней работы (самопроверка или взаимопроверка по образцу). Использование трехуровневых мини тестов, в которые включены задания, аналогичные домашним, или проведение проверочных самостоятельных работ с такими же заданиями. Обязательно проводить анализ выполненных работ, индивидуальные занятия по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся.
При объяснении нового материала термин необходимо вводить не через определение понятия, а через образ. Новые правила дети пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов. В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
Необходима постояння работа над развитием математической речи, формированием умения работать с учебником, справочной литературой. На уроках математики использовать приемы, позволяющие развивать внимание, память, мышление школьников. Внимание школьников развивают, например, задания с пропуском элементов, нахождение лишнего элемента, исправление ошибок. Память учащихся позволяет развивать составление опорных конспектов, логико-структурных схем, памяток. Решение логических задач позволяет развивать логическое мышление.
Закрепление учебного материала проводится с использованием:
Таблиц, карточек, содержащих подробное изложение алгоритмов решения основных задач по темам курса, позволяющих обучать детей этапам решения, четкой работе по инструкции, формировать навыки самоконтроля. составила сама). Карточки для коррекции знаний состоят из трех частей: правила, образца применения, заданий для самостоятельной работы.
Карточки-опоры, дающие возможность переносить способ решения стереотипных основных задач в новые условия.
«Математические тренажеры», способствущие развитию вычислительных навыков.
Разноуровневый раздаточный материал для организации индивидуальной работы на уроке, индивидуальных и консультационных занятиях.
Для обобщения и систематизации пройденного материала составляются задания, способствующие активизации учебной деятельности учащихся: зашифрованные пословицы, кроссворды, ребусы, логические задачи.
Используются разные приемы стимулирования и контроля: циклическая взаимопроверка, самоконтроль. Все это способствует активизации познавательной работы и развитию учебных навыков и умений.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (самоанализ и самоконтроль)
5-7 минут;
Небольшой объем самостоятельной работы (не более 3-5 типовых заданий).
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
Обязательное проведение рефлексии деятельности (итог урока), цель которой - осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Где можно применить новые знания?
Устный счет является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он развивает интеллект учеников. Поэтому можно выделить одну из важнейших задач обучения школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Используемые вычислительные задания должны характеризоваться разнообразием (вариативностью) формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных закономерностей и зависимостей, использованием различных моделей (предметных, графических, символических), что позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление.
Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если наряду с этим, специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счёта. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными.
Формы восприятия устного счета.
Беглый слуховой (задание читается учителем или учащимся). При восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.
Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, слайды презентаций) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.
Комбинированный.
Средства формирования устных вычислительных навыков:
Задачи в стихах.
Различные вычислительные цепочки, достаточное количество которых есть в учебниках Н.Я. Виленкина.
Игры для устного счета: «Найди пропущенное число», «Вставь пропущенное число», «Солнышко», «Молчанка», эстафеты, мини- соревнования.
Игровые моменты и занимательные задачи:
Даны числа: 0,25; 0,75; 0,5; 0,1; 0,05; 0,2; 0,15; 0,6; 0,4. Используя каждое число только один раз, надо составить три верных равенства.
На доске закреплены следующие карточки:
1,7
2,8
1,9
3,7
4,8
3,9
2,5
2,1
3,3
4,3
2,3
1,1
Учитель вызывает ученика и просит его в течение одной минуты назвать числа в порядке убывания. Следующий ученик должен за одну минуту называть числа в порядке возрастания.
Тесты
Математический, арифметический и графический диктанты
Математическое лото
Ребусы, кроссворды
Создание проблемных ситуаций.
Одной из коррекционных и здоровьесберегающих задач на уроке в классе, где обучаются дети с ОВЗ, является соблюдение режима учебной нагрузки, профилактика истощаемости нервной системы. Одним из средств, помогающих снять нервно-психическое напряжение ребенка, восстановить концентрацию внимания и восприятия является зрительная гимнастика.
Зрительная гимнастика – эффективная профилактическая мера усталости глаз.
Упражнения для развития остроты зрения
1. Исходное положение (и. п.) – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. Задание укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц. 2. И. п. – сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. Задание способствует улучшению кровообращения век.
4.Заключение
Таким образом, учителя сознательно формируют не только образовательную дидактическую цель, но и коррекционную и воспитательную задачи, вытекающие из содержания материала, возможностей детей, уровня их интеллектуальной, эмоциональной и волевой подготовки, не дожидаясь, пока психические функции полностью созреют, а соответствующими приёмами и методами, упражнениями, игровыми заданиями ускоряют качественный скачок на новый уровень развития.
Новая школа - это школа для всех. В любой школе должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Школа обязана учитывать возрастные особенности школьников, по-разному организовывать обучение на начальной, основной и старшей ступени.
Д. Медведев.
5.Список использованных источников и литературы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Издательство: Феникс, 2006.- с. 349
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: инновационные модели и технологии : сб. материалов Всеросс. науч.- практ. конф. 27 марта 2014 г. В 2 ч. Ч. 1/ под общ. ред. С. В. Соловьевой ; ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», Кафедра методологии и методики образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей. – Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО ИРО, 2014. – 542 с.
Староверова М.С. (ред.) Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие. М.: Владос, 2011.- 167 с.