«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НОДА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НОДА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современный мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной политике в целом. Это обусловлено переориентацией общества на развитие и формирование личностных качеств человека. Эти изменения вызвали появление новой парадигмы образования, которая опирается на подходы и понятия, выработанные современной практикой. К ним можно отнести, в частности, понятие «инклюзивное образование».
Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования, поэтому для нашей страны задача налаживания системы инклюзивного образования требует решения на государственном уровне.
Активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями.
Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.
ФГОС для детей с особыми образовательными потребностями - рассматриваются как неотъемлемая часть Федеральных государственных стандартов общего образования. Данный подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее общее образование.
Дошкольники с особыми образовательными потребностямими - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.
«Поддержите меня, ведь вы можете сделать это!»
Иклюзивное образование
Образование было и остается органической частью сложных исторических процессов функционирования и развития культуры в целом. К концу ХХ столетия во многих развитых странах мира (США, Великобритания, Швеция, Германия, Скандинавские страны) ведущей стратегией в развитии образования детей с особыми потребностями стало интегрированное образование, при котором включенным в общеобразовательный процесс детям с ограниченными возможностями здоровья создаются дополнительные специальные условия, помощь и поддержка, облегчающие обучение. «Интегративное» образование предполагает создание коррекционных классов в массовых школах и групп в детских садах. Это первый шаг от классической системы специального образования (предполагающей полную сегрегацию «особых» и «нормальных» детей), в сторону образования, признающего различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека, как полноправного участника образовательного процесса.
Опыт осуществления интегративных программ в России и во всем мире привел к пониманию того, что, с одной стороны, индивидуальный подход, который применяется к детям с ограниченными возможностями здоровья, важен каждому ребенку, что найденные в процессе работы методы и способы обучения и воспитания открывают новые перспективы для детей с нормативным развитием. А с другой стороны, становится очевидным, что выделение особых классов в школах и групп в детском саду ведет к исключению детей с ограниченными возможностями здоровья из социальной жизни детского сада и создает определенные барьеры во взаимодействии и общении детей. Поэтому от идеи интеграции стали переходить к идее инклюзии — совместному обучению и воспитанию детей с разными стартовыми возможностями.
«Интеграция» и «инклюзия» - это два термина, которые часто используются один вместо другого, поскольку многие считают их синонимами. Инклюзия отличается от интеграции тем, что с самого начала рассматривает всех детей без исключения частью общеобразовательной системы. Таким образом, для детей с особенностями отсутствует необходимость в какой-либо специальной адаптации, поскольку они с самого начала являются частью образовательной системы. Одна из целей инклюзии состоит в том, чтобы любое образовательное учреждение могло быть готово в будущем принять детей с различными возможностями.
Инклюзия в образовании Инклюзия (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми образовательными потребностями.
«Инклюзивное» образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному образовательному маршруту.
Инклюзивное образование в настоящее время является важным шагом в развитии образования не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и всей образовательной системы и является естественным продолжением программы интегрированного образования и учитывает созданные условия.
Организация инклюзивного дошкольного учреждения должна учитывать разнообразные условия, которые во многом зависят от комплектации детского сада, поэтому должна быть гибкой и вариативной, включать в качестве структурных подразделений различные образовательные формы. Инклюзивное образовательное пространство основано на предоставлении вариативных форм обучения и воспитания для детей с разными стартовыми возможностями. В зависимости от условий детский сад выбирает структурные подразделения, которые будут им соответствовать. В каждом из структурных подразделений прием ребенка происходит после первичной консультации.
В ходе консультации специалистами службы (психологом, логопедом, дефектологом, социальным педагогом и др.) проводится диагностика, составляются первичные рекомендации по разработке индивидуального образовательного маршрута, определяются направления развития, частные виды помощи, необходимые модули коррекционно-развивающей программы. С каждым из детей в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом специалисты проводят индивидуальные и групповые занятия.
Каждая из служб ставит целью привлечение семьи в образовательное пространство. Способами включения родителей могут быть индивидуальные консультации (по запросу взрослого), мастер-классы или семинары.
Родители посещают вместе с детьми групповые занятия, расширяя запас педагогических компетенций, отмечая динамику в развитии ребенка.
Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Это требует реальной адаптации пространства к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать различия. Это не означает, что инклюзия не требует оказания детям с различными возможностями специальной помощи и поддержки, если это требуется. Но это всё является разнообразными возможными вариантами, и, честно говоря, периодически бывает необходимым буквально для всех детей.
Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.
К основным элементам инклюзии можно отнести:
включение всех детей с различными возможностями в такую среду, которую они могли бы посещать, если бы у них не было инвалидности;
количество детей с различными возможностями, обучающихся, находится в естественной пропорции в отношении всей детской популяции этого округа в целом;
отсутствие «сортировки» и отбраковывания детей, обучение в смешанных группах;
дети с особенностями находятся в классах, соответствующих их возрасту;
ситуационно обусловленное взаимодействие и координация ресурсов и методов обучения;
эффективность как стиль работы школы, децентрализованные модели обучения.
Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:
ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
каждый человек способен чувствовать и думать;
каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
все люди нуждаются друг в друге;
подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных
взаимоотношений;
все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Понятие «сопровождение», его сущностные характеристики
Гуманизация жизни общества предполагает признание приоритетности человеческой индивидуальности и общечеловеческих ценностей. Политические преобразования, изменение социально-экономических и социально-психологических условий функционирования государства и общества неизбежно влияют на динамику отношения к лицам с проблемами в развитии. Слово «сопровождать», по словарю русского языка С. И. Ожегова. означает «следовать рядом вместе с кем-нибудь, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь». Психологические источники уточняют: «следовать вместе, рядом, одной дорогой», трактуют «сопровождение» как сопровождение ребенка взрослым по его жизненному пути вместе с ним, рядом с ним, иногда чуть впереди, объясняя, если надо, возможные пути. Идеологию сопровождения они видят в том, чтобы не ограждать ребенка от трудностей, не решать его проблемы, а помогать ему делать осознанный и ответственный выбор на его жизненном пути. Это означает создавать условия для ответственного и осознанного самостоятельного выбора, причем это применимо не только к отношениям взрослый — ребенок, но и к отношениям между взрослыми людьми. Сопровождать - значит сохранять здоровье ребенка на протяжении всего его образовательного пути.
Вкладывая в понятие "сопровождение" педагогический смысл, можно выделить следующие основные функции сопровождения:
- функция направления - сопровождать вместе с кем-нибудь (спутник, охранник, указатель пути);
- функция взаимодействия - сопровождать, то есть напутствовать, выражать свое отношение к чему-либо, кому-либо;
- функция соучастия - принимать одновременное участие в деятельности (музыкальное, жестовое и др. сопровождение);
- функция совершенствования - украшать, усиливать действие кого-либо, чего-либо. Педагогическое сопровождение представляет собой процесс взаимодействия, при котором осуществляются данные функции.
Сопровождение как новая образовательная технология представлена Е. И. Казаковой. Исходным положением для формирования теории и практики сопровождения стал системно-ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Сопровождение трактуется как помощь субъекту развития в формировании ориентационного поля, в котором ответственность за свои действия несет сам субъект. Важнейшим положением системно-ориентационного подхода является приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта (ключевое положение «педагогики успеха», «педагогики сотрудничества»), а значит, на право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Однако, по мнению автора, для осуществления этого права свободного выбора различных альтернатив развития, человека необходимо научить выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые
Основные направления психолого-педагогического сопровождения дошкольников
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения дошкольников являются:
- психолого-педагогическая диагностика;
-психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях (немедицинская психотерапия);
-психолого-педагогическая реабилитация;
- психолого-педагогическое консультирование;
- психолого-педагогическое просвещение;
- развивающая и психокоррекционная работа.
Этапы психолого-педагогического сопровождения дошкольников:
Своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья.
Выявление особых образовательных потребностей у дошкольников, обусловленных недостатками в их психофизическом развитии.
Определение оптимального образовательного маршрута для каждого ребёнка, в соответствии с ПМП.
Разработка программы коррекционно-развивающей работы.
Оценка динамики развития и эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми.
Консультирование родителей воспитанников.
Цель психолого-педагогического сопровождения дошкольников: создание условий для всестороннего развития ребенка с особыми образовательными потребностями, обогащение его социального опыта и гармоничное включение в коллектив сверстников.
Задачи психолого-педагогического сопровождения дошкольников по направлению развития:
Социально-коммуникативное: обеспечение оптимального вхождения детей в общественную жизнь; формирование у ребенка представления о себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе; формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками, адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним.
Познавательное: формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности; развитие познавательных интересов; развитие речи как средства познания. Речевое: развитие устной речи во всех видах детской деятельности; развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
Художественно-эстетическое: обогащение эмоциональной сферы воспитанников; развитие у воспитанников сенсорных и творческих способностей; удовлетворение потребности детей в самовыражении через продуктивную деятельность; формирование навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками; повышение самооценки на основе самоактуализации.
Физическое: сохранение и укрепление психофизического здоровья каждого ребенка; развитие ручной моторики, зрительно-пространственной координации.
Принципы и среда психолого-педагогического сопровождения:
принцип индивидуально-личностного подхода;
принцип поддержки самостоятельной активности ребенка;
принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников;
принцип междисциплинарного подхода;
принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;
принцип партнерского взаимодействия с семьями воспитанников;
принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
Организация предметно-развивающей среды в ДОУ:
Среда должна быть безопасной.
Среда должна быть комфортной и уютной.
Среда организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей в соответствии с их интересами.
Среда должна быть вариативной и информативной.
Среда должна постоянно обновляться.
Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если:
Все дети, включенные в образовательный процесс показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков); адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение; получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой.
Родители детей понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящую перед ними в процессе включения ребенка в среду ДОУ; включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка.