Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ, в условиях ресурсного центра.
ГКОУ РО школа – интернат VIII вида
ст. Николаевская
Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ,
в условиях Ресурсного центра
2015 год
Содержание:
Введение………………………………………………………………………3 - 5
Глава 1. Теория и практика психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР и ФФНР…………………………………………………………………5 – 9
1.1. Характеристика речевых нарушений (ФФНР и ОНР)………………...5 – 6
1.2. Система формирования речи:……………………………………….... .7
1.3. Нормативно – правовая база………………………………....................8
1.4. Цели и задачи Программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ (ФФНР и ОНР)……………………………………………………………….8 - 9
Глава 2. Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы (ОНР и ФФНР)…………..9 - 20
2.1. Комплексный подход программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ………………………………………………………………................ 9 – 12
2.2. Система работы логопеда в реализации индивидуальной Программы, для детей с ОВЗ…………………………………………………………………...13
2.2.1. Этапы коррекционной работы………………………………………..13 – 15
2.2.2.Основные направления коррекционно – развивающей работы……..15 - 20
Заключение……………………………………………………………………20 - 21
Список используемой литературы…………………………………………...21
Введение
Необходимость модернизации образовательной сферы привела к созданию и развитию единой информационной среды (ЕИС) — ресурсных центров. Деятельность ресурсных центров заключается в организации как коллективного, так и индивидуального доступа к информационным, материально-техническим, научно-методическим и учебно-лабораторным ресурсам в целях достижения эффективных образовательных результатов, наиболее востребованных на рынке труда, ориентированных на реальную экономику. Основная задача системы ресурсных центров: формирование и аккумулирование информационных образовательных ресурсов и обеспечение доступа к ним образовательных учреждений. Цель - формирование инфраструктуры ЕОИС на основе интеграции отраслевых специализированных ресурсов, активно развивающих информационные технологии. Одно из направлений модернизации и развития специального (коррекционного) образования - создание на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений Ресурсных центров, с целью формирования единого коррекционного пространства на основе сетевого взаимодействия по приоритетным направлениям инновационной деятельности. На базе ГКОУ РО школы – интерната VIII вида ст. Николаевской был создан «Центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в социальной и профессиональной интеграции». Одно из направлений работы РЦ: Психолого – педагогическое сопровождение интегрированного и инклюзивного образования. Цель: Взаимодействие учреждений специального и общего образования для организации эффективного и качественного сопровождения обучения детей с ОВЗ в интегрированных/инклюзивных формах: обеспечение нормативно – правового урегулирования вопросов обучения, информационного, методического, консультационного сопровождения.
Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ играет важную роль в коррекционной работе. Значение речи - трудно переоценить. Хорошо развитая речь в жизни каждого из нас - это и успешность обучения в школе, и качество межличностных отношений с окружающими, и выбор будущей профессии, и психологический комфорт семейной жизни. Речь - визитная карточка индивида. Логопедическое сопровождение в коррекционной школе – интернате VIII вида, на базе РЦ, осуществляется по следующим направлениям:
Консультирование:
Выбор программ и методик для обучающихся с ОВЗ.
Методическая работа:
Разработка программ сопровождения детей с ОВЗ.
Комплексные программы сопровождения детей – инвалидов (надомное обучение)
Обмен опытом.
Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи.
На территории станицы Николаевской находятся ДОУ и МБОУ, в которых нет учителя – логопеда. Большое количество детей нуждается в специализированной помощи. Поэтому, я разработала программу, с целью оказания помощи детям (с сохранным интеллектом) 5 – 7 года жизни с речевыми нарушениями (ФФН, ОНР III – IV уровня).
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников определяется четырьмя уровнями речевого развития и может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е., ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В.).
Глава 1. Теория и практика психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР и ФФНР
1.1. Психолого-педагогическая характеристика речевых нарушений (ФФНР и ОНР)
У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка). Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
Четвертый уровень речевого развития (Т.Б. Филичева) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов. Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения.
Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.
1.2. Система формирования речи
Преодоление ОНР у детей осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. Она предусматривает:
Раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.
Развитие речи с опорой на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме).
Взаимосвязное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка).
Дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения.
Связь речевой деятельности с другими сторонами психического развития.
Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учётом общедидактических и специальных принципов:
1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
5. Принцип комплексности воздействия на ребенка.
6. Принцип воздействия на все стороны речи.
7. Принцип опоры на сохранные звенья.
8. Принцип учета закономерностей онтогенеза.
9. Принцип учета ведущей деятельности.
10. Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка.
11. Принцип воздействия на микросоциальное окружение.
1.3. Нормативно – правовая база
Образовательная деятельность в группах с ОНР и ФФНР регулируется нормативно-правовыми документами:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. (Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой)
Программой воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. (Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной).
Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. (Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной).
Учебным планом школы – интерната.
1.4. Цели и задачи Программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ (ФФНР и ОНР)
Исходной методологической основой Программы являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С.Выготским, Р.Е.Левиной, В.И.Лубовским и др.
Данная Программа рассчитана на работу в условиях логопедических групп сформированных на базе Ресурсного Центра и предполагает использование новых методов, приёмов, технологий, учитывает клинические особенности детей, что является необходимым. Этим и обусловлена значимость написания Программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать образовательные программы; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
Цель Программы: Построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи (ФФНР – фонетико – фонематическим недоразвитием речи, ОНР - общим недоразвитием речи III – IV уровня) в возрасте с 5 - 6 лет, 6 – 7 лет, в условиях специальной коррекционной школы, предусматривает полную интеграцию действий всех специалистов и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Основная задача: Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.
Глава 2. Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ, как часть адаптированной образовательной программы (ОНР и ФФНР)
2.1. Комплексный подход Программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Обязательное условие Программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ – комплексность. Комплексность педагогического воздействия направлена:
• На обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у дошкольников старшего - подготовительного возраста с общим недоразвитием речи и выравнивание речевого и психофизического развития воспитанников, их всестороннее гармоничное развитие.
• На предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, и обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу.
• На осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Модель взаимодействия педагогов в ходе коррекционно – развивающего процесса
К особым образовательным потребностям, характерным для детей с ОВЗ (ФФНР и ОНР) относятся:
• Обследование детей (средний и старший дошкольный возраст), нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
• Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
• Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.
• Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.
• Формирование у педагогического коллектива МБОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
• Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).
Результаты коррекционной деятельности направлены на овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе:
• Формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).
• Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.
• Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с ОНР, т.е. практическое усвоение лексических средств языка.
• Формирование грамматического строя речи, т.е. практическое усвоение грамматических средств языка.
• Развитие навыков связной речи дошкольников.
• Развитие успешности в общении.
Коррекционно-развивающая работа строится на общедидактических и специфических принципах. Одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности, который учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме. Кроме того, Программа имеет в своей основе также принципы интеграции взаимодействия специалистов, систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности; концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и, в конечном счете обеспечивает поступательное развитие. Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции работы специалистов педагогического и медицинского профилей. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога - психолога, учителя трудового обучения, учителя начальных классов, учителя музыки и пения, учителя по ЛФК, социального педагога, воспитателей, родителей.
Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией взаимодействия специалистов и родителей дошкольников.
2.2. Система работы логопеда в реализации индивидуальной Программы, для детей с ОВЗ
Основой планирования коррекционной работы в соответствии с Федеральными государственными требованиями является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, — что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание «зоны ближайшего развития» ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игровая деятельность.
Программа содержит подробное описание организации и содержания коррекционно-развивающей работы для детей 5 – 7 лет с общим недоразвитием речи.
Основными задачами учителя-логопеда является:
коррекция нарушений в развитии устной речи воспитанников;
своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимся с ОВЗ общеобразовательных программ;
разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей, обучающихся;
2.2.1. Этапы коррекционной работы
Логопедическое сопровождение осуществляется на основе обследования детей с ФФНР и ОНР, которое проводится с 1 сентября по 15 сентября и с 15 мая до 25 мая. Обследование – это наиболее важный этап в коррекционной работе.
Прежде чем приступить к обследованию ребенка логопед изучает его медицинскую карту, проводит беседу с родителями для сбора анамнестических данных.
После того как логопед собрал все необходимые данные, приступает к обследованию, но для начала он устанавливает доверительные отношения с ребенком, в ходе беседы с ребенком на близкие ему темы.
Коррекционную работу можно разделить на три этапа:
I) Диагностический - выявление детей с нарушениями общего и речевого развития, определение структуры и степени выраженности дефекта, отслеживание динамики общего и речевого развития.
Содержание и формы работы:
Диагностика общего и речевого развития детей.
Исследование результатов обученности логопедом.
Ожидаемые результаты:
Планирование коррекционно-развивающей работы с детьми логопатами.
Составление рекомендаций для родителей и учителей.
II) Коррекционно-развивающий - коррекция общего и речевого развития обучающихся-логопатов.
Содержание и формы работы:
Проведение индивидуальных и групповых логопедических занятий по коррекции общего недоразвитие речи, фонетико-фонематических нарушений, нарушений чтения и письма и т. д.
Ожидаемые результаты:
Реализация коррекционно-развивающей программы по преодолению речевых нарушений у детей с ОВЗ.
III) Профилактический - обеспечение комплексного подхода к коррекции недостатков общего и речевого развития обучающихся.
Содержание и формы работы:
Направление детей на обследование и лечение к медицинским специалистам (неврологу, психиатру, и т. д.) по результатам диагностики.
Ожидаемые результаты:
Контроль выполнения назначений медиков, беседы с родителями о позитивных результатах комплексного подхода к коррекции речевого недоразвития у детей с ОВЗ.
2.2.2.Основные направления коррекционно – развивающей работы
Речевое развитие. Навыки речевого общения
Развитие словаря.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа:
развитие просодической стороны речи;
коррекция произносительной стороны речи;
работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слова;
совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
Обучение элементам грамоты.
Развитие связной речи и навыков речевого общения.
Чтение художественной литературы
Познание
Сенсорное развитие.
Развитие психических функций.
Формирование целостной картины окружающего мира. Познавательно-исследовательская деятельность.
Логопедическая работа планируется с учетом полученной информации о развитии ребенка, определяется уровень его интеллектуального, речевого развития, особенностями поведения, характера, интересов и увлечений. 1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.
В работе с детьми используется групповая и индивидуальная работа.
Групповая работа предусматривает реализацию задач общеобразовательной и коррекционной программы.
Индивидуальная работа предусматривает деятельность учителя – логопеда по развитию речевых и неречевых функций, постановку звуков.
В соответствии СанПинами продолжительность групповых занятий с детьми 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.
Индивидуальное занятие с детьми 6 – го года – 10 минут, с детьми 7 –го года – 15 минут.
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФФН, ОНР III – IV уровня речевого развития (6-го года жизни, разделено на 3 периода обучения)
I период: III неделя сентября - октябрь - 7 недель; 14 занятий -2 занятия в неделю.
II период: II неделя ноября - I неделя февраля - 12 недель; 24 занятия – 2 занятия в неделю.
III период: IV неделя февраля– май - 11 недель; 22 занятия – 2 занятия в неделю (дополнительные каникулы – февраль).
- звукопроизношение + связная речь
Всего 60 занятий в год 25 часов.
Индивидуальные занятия: 10 часов в год.
Подгрупповые занятия: 25 часов в год.
Всего в год – 35 часов.
С 15 мая – обследование речи на конец года.
Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФФН, ОНР III – IV уровня речевого развития (7 года жизни разделено на 3 периода обучения)
I период: III неделя сентябрь - октябрь - 7 недель; 14 занятий-2 занятия в неделю.
II период: II неделя ноябрь - III неделя марта - 16 недель; 32 занятия – 2 занятия в неделю (дополнительные каникулы – февраль).
III период: апрель - май – 7 недель; 14занятия - 2 занятия в неделю.
- звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь
Всего 60 занятий в год 30 часов.
Индивидуальные занятия: 15 часов в год.
Подгрупповые занятия: 30 часов в год.
Всего в год – 45 часов.
С 15 мая – обследование речи на конец года.
Продолжительность занятий с детьми:
ФФН и ФН – 1 год
ОНР III – IV уровня речевого развития – 1-2 года.
Для большей эффективности коррекционно – развивающих занятий, 1 раз в месяц проводятся интегрированные занятия:
Тематическое планирование интегрированных занятий учителя – логопеда и психолога.
Тема
Направления группа Кол – во
часов Срок проведения
Учитель - логопед Психолог «Осень». Звуки и буквы. Мотивация. Развитие зрительного и слухового контроля.
ФФН
(5 -6 лет) 1 Ноябрь
«Зима». Связная речь. Развитие мышления, памяти, восприятия. ОНР
(5 -6 лет) 1 Декабрь
«Весна». Звуки и буквы. Развитие мышления. ФФН
(6 -7 лет) 1 Март
«Я и космос». Лексика. Грамматика. Я и другие. ОНР
(6 -7 лет) 1 апрель
Тематическое планирование интегрированных занятий учителя – логопеда и учителя трудового обучения.
Тема
Направления группа Кол – во
часов Срок проведения
Учитель - логопед Учитель трудового обучения. «Урожай». Лексика. Грамматика. Изготовление поделки из овощей. ОНР
(5 -6 лет) 1 октябрь
« Наши пернатые друзья». Связная речь. Изготовление кормушки. ОНР
(6 -7 лет) 1 январь
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Все коррекционно-развивающие занятия: Носят игровой характер, насыщенный разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом.
Все специалисты занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Заключение
Л.В. Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением.[5] Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления, поэтому именно в старшей логопедической группе нужно сделать акцент на развитие словаря, на усвоение понятий, и именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные игры, игры драматизации, активно использовать театрализованные игры.
В 5 лет происходит заметное изменение памяти ( Р.С.Немов). У детей впервые появляются действия, связанные с намерением что-то запомнить. В связи с этим важно стимулировать повторение как основу запоминания, активно использовать различные мнемотехнические средства, символы, схемы. Оно способствует улучшению восприятия,
Ребенка шестого года жизни следует учить рассматривать и сравнивать предметы, воспринимаемые посредствам всех органов чувств, находить в них общее и различное, учить объединять предметы по общим признакам. Так, совершенствование чувственного опыта приобретает особое значение: оно способствует улучшению восприятия, стимулирует и развитие мышления, и развитие речи.
Особое значение приобретает использование обучающих дидактических игр, в которых начинается формирование мотивации готовности к школьному обучению.
В логопедическом кабинете созданы условия, для развития всех сторон речевой деятельности: словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения.
Следовательно, составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения - это необходимое звено в интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательный процесс.
Список используемой литературы:
1.Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина. - М.: «Просвещение» 2008.
2. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. - М.: «Просвещение» 2008.
3.Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФНР. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. – Программа. – М.: «Просвещение» 2008.
4. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы работы в интегрированном классе.(пер. с англ.) – М., Прометей, 2005.
5. Выгодский Л.С. Собрание соч. В 6 т. – М., 1982, т.4
6. Дмитриева Т.П. Инклюзивное образование. Выпуск 3. « Организация деятельности координатора по инклюзии в общеобразовательном учреждении», М., «МИРОС», 2010
7. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. / Сост. Н.В. Борисова, С.А. Прушинский, -- М., Владимир; Транзит – ИКС, 2009
8. Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы.—Минск. Четыре четверти, 2007
Интернет – ресурс:
http\\nsportal.ru\detskiy –sad\razvitie – rechi\2014\12\14\programa – individualnogo – soprovozhdeniya – rebenka – s ovz – kak.
http\\logopedsaospravochnik.blogspot.com\2014\01\blog – post.27hhml.