Психолого-педагогические аспекты построения авторской модели развивающей образовательной среды на уроках литературы.


Психолого-педагогические аспекты построения авторской модели развивающей образовательной среды на уроках литературы.
Канцедалова Г.Г.
Аннотация.
В данной статье рассматривается опыт работы сельского учителя литературы по отработке авторской модели развивающей образовательной среды и авторской технологии урока-предупреждения, средствами которых формируются ценностные основы социализации личности сельского школьника, способного самореализоваться в сложном современном мире.

Когда-то я дала себе слово: мои ученики никогда не будут серыми мышатами в сложном, противоречивом, оскудевшем современном мире, в котором кто-то умело держится на плаву, загодя рассчитав курс на личную пользу, кто-то вцепился в случайный плот, а кто-то уже пускает пузыри! А дети? Смотрят на потерявших ориентиры взрослых, растерянных родителей, учителей, пытающихся как-то выверить курс по компасу С сожалением отмечаю, что зачастую инфантильные, не приспособленные к условиям новых общественных отношений дети подвержены психологическому кризису, выполняют в жизни чуждые им социальные роли.
Всё это заставило меня другими глазами посмотреть на то, что я делаю и как я делаю.
Я не мыслю себе педагогический процесс без философского осмысления собственной деятельности по формированию многомерной модели человека.
Убеждена: современный человек должен быть, как минимум:
- деятельным, ибо бездеятельный не имеет будущего;
- имеющим систему знаний, так как «пустая голова» не мыслит;
- мыслящим, ибо бездумный человек страшнее врага;
- нравственным, ибо учёный подлец опаснее добропорядочного невежды.
Когда-то Александр Исаевич Солженицын говорил о линии, разделяющей добро и зло. Она проходит через сердце человека. И это мудрое разделение в первую очередь касается учителя, которому доверяют самое дорогое - детей.
Ребёнок - это целый мир, освещенный радужными красками, магическими словами матери, желаниями, стремлениями. Как страшно, когда ребёнок живёт, а внутренний мир его не существует. Безликие, серые существа! Такие молодые люди - следствие школьной технологии, давшей крен в сторону обучения без воспитания.
Вижу основной смысл своей учительской миссии в соединении академических целей образования с социально значимыми для успешной социализации моих воспитанников.
Встаёт вопрос: каким образом этого достичь, когда гаснут маяки, свергаются идолы, обесцвечиваются герои. Но опора у нас есть – русская классическая литература. Работая на уроках литературы над формированием собственной модели инновационного образовательного пространства, выделила следующие цели повседневной деятельности:
- духовное развитие личности;
- самостоятельность и свобода выбора в своём образовании;
- не репродуктивность, а творчество, работающее на ученика;
- практичность, коммуникабельность;
- компетентное образование.
Важное место в концепции собственной педагогической деятельности занимают психолого-педагогические аспекты построения авторской модели развивающей образовательной среды на уроках литературы. Урок литературы, в моём понимании, - мастерская гуманности, здесь люди должны становиться людьми. Беда наших школ в том, что они обучают детей наукам, а не жизни.
Всё больше убеждаюсь, что «знаниевая» нацеленность обучения очень важна, но не так востребована, как необходимость научиться познавательной деятельности, вооружиться познавательным аппаратом, сформироваться как личность нравственная и духовно обогащённая, способная самореализоваться в современном мире. Свою цель вижу в том, чтобы вызвать интерес, подтолкнуть ребёнка к самостоятельной творческой работе, мотивировать и организовать её так, чтобы всё проходило через сердце, душу ребёнка, сопрягаясь с разумом.
В процессе развития учеников выделяю две генеральные линии – социализацию и индивидуализацию, взаимно дополняющие друг друга. Моей целью является наиболее полное раскрытие возможностей каждого ученика, в основе которого лежит принцип гуманизации, т.е. взращивание гуманистической личности, признание ее самоценности, прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.
23 года работаю в режиме дифференцированного обучения, отрабатывая уровневую технологию с опорой на психолого-педагогическую систему дифференцированного обучения, опорный алгоритм самоорганизации, а также на школьную методику развития продуктивного типа мышления воспитанников.
На мой взгляд, только такой подход к организации процесса обучения позволяет мне путём диагностики определить зоны ближайшего развития ребёнка, учесть его индивидуальные возможности и показать ему, что он может быть успешным, пусть на своём уровне, шаг за шагом, но может! И если ученик почувствует это сейчас, к успешности он будет стремиться всегда, она будет сопутствовать ему в жизни.
Я работаю в дифференцированных классах, но в процессе работы поняла, что поклассной дифференциации мало, необходима еще внутриклассная.
Управляя познавательной деятельностью ребят, выделяю в классе возрастной нормы (КВН) три дифференцированные группы (ГУО - группу ускоренного обучения, ОГУ- основную группу учащихся, ГПИВ- группу повышенного индивидуального внимания), а в классе повышенного индивидуального внимания – 2 (ОГУ и ГПУС- группу с пониженными умственными способностями).
Часть управленческих функций я передаю на уроке детям из ГУО, которые работают в режиме самоорганизации, определяя им социальные роли: помощник учителя, консультант, лидер творческой группы, тем самым высвобождая время для индивидуальной работы с отдельными учениками, как одарёнными, так и со слабыми, что становится ещё более востребованным в условиях профилизации образования.
В нашей небольшой сельской школе нет профильных классов, поэтому в 9-11 классах выделила группы учащихся, работающих по профильной программе, тем самым дала возможность развиваться каждому из них по индивидуальной образовательной траектории. Считаю, что такая работа позволит изначально обеспечить успешность учеников, в том числе и на ЕГЭ, и в получении любого уровня профессионального образования.
В ходе своей педагогической практики вырабатываю технологию на взращивание духовности подрастающего поколения.
Выдающийся русский историк В.О. Ключевский подчёркивал: «Древо самопознания без достаточно нравственного удобрения приносит нездоровый плод». Трудно с этим не согласиться.
Среди многообразия используемых мною в практике видов уроков особо выделяю уроки проблемного характера, предполагающие активную интеллектуальную и нравственную работу ученика. Их я строю на метапредметной основе. Часто использую неоднозначность трактовки образа героя критиками, противоречия между умом и сердцем, желанием и обстоятельствами. В разрешении данных проблем вижу эффективный путь постижения нравственности, определения собственных императивов жизненного поведения воспитанниками.

Так в моей практике появился новый вид урока – урок-предупреждение, технология которого направлена на предостережение подростка от необдуманных поступков,
Весь ход этого урока работает на формирование гуманистической, психологической готовности ученика к выживанию в обществе. Работая в режиме развития, я отхожу здесь от традиционного понимания урока как логически законченного, ограниченного рамками времени процесса, о чём свидетельствуют финал урока.
Немецкий психолог Эббингауз установил, что при запоминании любого ряда явлений лучше всего в памяти воспроизводится его начало и конец. Поэтому в своём уроке я применяю «эффект края». Он предполагает не только эффектное начало урока (лейтмотив), но и эффективное его завершение.
Приведу примеры наработанных приёмов:
- связываю начало урока и его конец, например, видеорядом;
-напоминаю заинтересовавшую фразу начала урока и «выстреливаю» ответом в конце;
- создаю нагнетение (т.е. обостряю ситуацию, показав, что существуют ещё иные точки зрения);
-ставлю перед классом дразнящий вопрос:
например: «Снова бедная Лиза среди нас?»
- говорю о близкой ситуации из жизни всем знакомых людей.
Урок закончен, а работа души в таком случае продолжается.
Довольно успешно, на мой взгляд, в технологии урока-предупреждения использую приём литературной ретроспективы через введение временных ассоциаций, т.е. анализ произведения во взаимосвязи – прошлое-настоящее-будущее.
Например: Ученики смотрят на события глазами героев, отвечая на вопрос «Кто виноват в гибели Лизы?» от лица матери, Эраста, самой Лизы. Это делает ребят не просто отдалёнными по времени читателями, а активными участниками разрешения проблем, а их в таком уроке предполагаю целый каскад.
Обязательным моментом урока-предупреждения является принцип современности, т.е. ребята предлагают пути решения проблемы с позиции сегодняшнего дня.
Актуальна ли «Бедная Лиза» сегодня? Да, приходят к выводу дети, потому что богатые предприниматели так же покупают молодых девушек, которые ищут большой и красивой любви, а в результате – разбитые сердца, трагедии, часто приводящие к суициду. Это сегодня проблема из проблем, особенно при попадании сельского жителя в сложный городской мир. Предостеречь подростка от подобного, помочь выработать «противоядие» этому – задача моего урока.
Приведу примеры тем метапредметных уроков проблемного характера, разработанных мною:
- «Кого винить?-вот в чем вопрос...»( по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Метапредметная категория (далее МК) - разум и чувство.
- «Пространство и время как действующие лица в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». МК - пространство и время.
- «Обломов и Ольга в романе И.А. Гончарова « Обломов». МК- покой и движение.
- «Соперники или соратники по несчастью?» (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»). МК – война и мир.
- «Игра или образ жизни?» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». МК – Позиция и роль.
- « Что делает человека счастливым?» (по очерку В.Г. Короленко «Парадокс»). МК – счастье.
- «Модель семьи в комедии А.Н. Островского «Свои люди - сочтемся». МК – семья.
- «Любовь Это созидающее или разрушающее чувство?» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» . МК – любовь.
На таком уроке я не воспитываю, не даю готовых знаний, а ненавязчиво актуализирую, извлекаю из сознания ученика, стимулирую глубоко спрятанную тенденцию к личностному росту, создаю условия для совершенствования.
Чтобы мой урок достиг такой цели, особое внимание уделяю механизму ведению дискуссии, который предполагает обязательный эмоциональный уровень.
Вести дискуссию трудно, ещё труднее её направлять в нужное русло. Для организации эффективного диалогического общения на уроке разработала определённые правила:
- равенство учителя и учащихся в диалоговом взаимодействии;
- равенство учеников – основа сотрудничества между ними;
- уважительное отношение к чужому мнению;
- возможность для ученика высказать любую точку зрения по проблеме;
- столкновение разных позиций;
- вопросы должны требовать от учащихся не воспроизведение усвоенных знаний, а раскрытия путей обсуждаемой проблемы.
Таким образом, развивая продуктивное и креативное мышление, учитывая интересы и потребности детей, веду школьников от учебной дискуссии на уроке литературы к социальному позицированию затем, чтобы сформировать их людьми деятельными, нравственными, помочь им созреть и окрепнуть внутренне.
Из урока в урок организую деятельность учащихся на основе принципа не репродуктивности, а творчества. На моих уроках литературы учащиеся моделируют учебный материал в форме синквейна, кластера, эссе, рецензии, двойного дневника, «слов-якорей», заменяющих логическое составление плана ассоциациями, важными для жизненного опыта.
Особое место в формировании развивающего образовательного пространства на уроках литературы принадлежит развитию коммуникативной компетентности учащихся.
Для этого применяю лингвистические игры: «Слово», «Снежный ком», «Головоломка», «Заголовки» и др., ролевые игры: «Угадай героя», «Кинопрокат», «Рейды поиска знаний», «В зале суда», обширный банк которых у меня накопился.
Они формируют умение выстраивать диалог, защищать свою точку зрения, разрешать спор через полемику.
Формирование развивающего образовательного пространства сегодня невозможно без использования информационных технологий. А поэтому активно применяю их в уроке и внеклассной работе, считая это дидактическим прорывом, особенно в приобщении учащихся к проектной деятельности, которая значительно обогащает развивающую образовательную среду, предоставляет возможность учащимся для самостоятельного создания образовательного продукта, отражающего собственную точку зрения, её аргументацию. Круг моей педагогической деятельности не ограничивается только уроком. Проектное обучение применяется мной и в системе дополнительного образования через факультативы, литературно-краеведческое НОУ. Члены НОУ исследуют достаточно интересные темы: «Полемика Пушкина с деятелями культуры на страницах романа «Евгений Онегин», «Лирические песни прошлого и их влияние на свадебные обряды 21 века», «Молодёжный сленг села Казинка и «Словарь живого великорусского языка» В.И.Даля».
Как вы понимаете, при таком психолого-педагогическом подходе к организации образовательного процесса необходима обширная мониторинговая деятельность, которую осуществляю с опорой на исследования профессора Л.В. Выготского о зонах ближайшего развития.
Одним из направлений мониторинговой работы является реализация жизненных сценариев выпускников.
«Жизненный сценарий» - это стиль жизни, жизненный план человека.
Выделяют четыре сценария, которые путём диагностики вместе с социально-психологическим Центром школы я определяю у ребят:
+\+ - я – хороший, они хорошие (позитивная личность);
+\- - я хороший, они – плохие (агрессивная личность);
-/+ - я – плохой, они – хорошие (депрессивная личность);
-/- - я – плохой, они – плохие (антисоциальная личность).
Как видите, только первый из них позитивный, три других требуют коррекционного вмешательства для успешной социализации личности. Над этой проблемой я и работаю .
Смириться с тем, что ребята себя относят к «непобедителям» и неудачникам, я просто не могла.
Я была уверена в том, что всё это предиспозиция, то есть вероятность, которую можно изменить путём коррекционной работы. Ведь жизненные сценарии не наследуются генетически, каждый способен стать победителем. Но для этого нужна серьёзная работа души и мысли ребёнка и его желание ответить на три вопроса: что я хочу? что я могу? что есть я?
Мои уроки литературы стали ступеньками к личностному росту через собственную жизненную активность, заинтересованность, жажду поиска и открытий средствами художественных произведений, несущих в себе огромный позитивный потенциал.
Речь, таким образом, идёт о технологической составляющей моей педагогической деятельности по построению авторской модели развивающей образовательной среды средствами литературы.
Часто педагоги пичкают детей неимоверным количеством сведений, которые практически не востребованы в течение всей жизни. Для меня же нет более наполненного смыслом момента на уроках, чем тот, когда он является моментом истинного знания, постижения сути вещей воспитанниками, переплавки их в духовную жизненную энергию.
Автор: Канцедалова Галина Григорьевна, почётный работник общего образования РФ, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 15 с. Казинка.
Адрес: 356212, Ставропольский край, Шпаковский район, село Казинка, улица Ленина, 119.
Телефон: 8 86553 4 37 60, сот.8-919-743-43-96
E-mail: sh-KAZSCHOOL@yandex.ru








13PAGE 15


13PAGE 14715




15