Педагогический совет Психолого-педагогические проблемы при организации работы с трудными детьми

Педсовет на тему:

«Психолого – педагогические
проблемы при организации работы
с «трудными» детьми».


Ответственный за проведение: Зубачева Светлана Сергеевна
Социальный педагог




ПОВЕСТКА:

Основные причины появления «трудных» подростков.

Типы «трудных» школьников: мнение психологов, учёных-практиков.

Ведущие недостатки типов личности «трудных» детей.

Помощь «трудным» детям (из опыта работы классного руководителя 5 а класса).




















«Кто же на свете должен ответить,
Высветить правду, истину вскрыв?
Что же такое «трудные» дети?
Вечный вопрос и больной, как нарыв».

«Трудными» не рождаются. «Трудными» становятся, безусловно, из числа педагогически запущенных детей, когда отношения между учеником и учителем принимают конфликтный характер. Поэтому учителям по отношению к педагогически запущенным детям нужно быть особенно внимательными, проявлять по отношению к ним особую выдержку и терпение, чтобы избежать конфликтов, которые могут свети на нет все их усилия по воспитанию подростка.
Работа с «трудными» приносит педагогу очень много хлопот, проблем. Требует огромного терпения и большой затраты времени, чаще всего не рабочего времени, а своего личного. И, чего греха таить, часто в разговорах мы упоминали: на добрых – то ребятишек времени не хватает, свои собственные дети и семья обделены вниманием, а тут ещё с «трудными» надо возиться. И, может быть, поэтому в результате анализа диагностических карт классных руководителей (только 3 педагога мне их не сдали) вопрос работы с педагогически запущенными детьми западает. 50% классных руководителей отметили, что испытывают большие затруднения при работе с такими детьми. Сюда не относятся те, которые вообще не сделали никакой отметки в этом разделе, значит, тоже далеко не всё в порядке, в чём–то есть затруднения. Или получается, но далеко не всё. А «трудные» дети есть в каждом классе, даже элитном. Ибо «трудными» в наше время принято называть не только тех, кто состоит на учёте в РОВД или разбирается на КДН. Хотя эти дети, конечно, в первую очередь.
В нашей школе на ВШК состоит каждый 13-й ребёнок. Это ли не проблема? Причины – нарушения дисциплины. 90% этих ребят – неуспевающие.
В качестве основных причин появления «трудных» подростков можно выделить следующие:
Экономическое неблагополучие семьи
Социальная нестабильность в обществе
Недостатки воспитания
Неблагополучная семейная обстановка
Низкий уровень развития эмоционально – волевой сферы
Негативное отношение педагога к ребёнку
Несформированность механизма саморегуляции поведения.

Обратимся к статистике. С 1985 года преступность в стране возросла в 2 раза. Совершено более 220 тысяч преступлений, среди них 2/3 – особо жестокие. 1500 подростков вовлечены в элементы организованной преступности. 38% по России несовершеннолетних так или иначе связаны с милицией, 11% отбывают срок наказания в колониях. Каждый 5-й ребёнок не учится и не работает. Новое явление – социальное сиротство и дети, лишённые родителей.
Учёные – психологи различают от 2-х до 5-ти типов «трудных» школьников:
Вронский:
неуспевающие
ленивые
дезорганизаторы
единственные дети в семье
психически недоразвитые дети




Граборов:
неуспевающие – слабоодарённые
дети с устойчивой, чуждой школе, явно выраженной индивидуальностью

Костяшкин:
имеющие недостатки в умственном развитии
педагогически запущенные
психи – невротики

Учёные – практики:
Психически ориентированные, но неуспевающие
Старательные, но недоразвитые
Пассивные, безинициативные, ленивые
Неорганизованные, несобранные, двигательно расторможенные. С неустойчивым вниманием
Недисциплинированные
Испорченные неправильным воспитанием и отрицательным примером родителей, с трудным неуживчивым характером (чаще дети пьющих родителей)
Импульсивные с трудно предсказуемым характером.
Очень многие выводы о работе с «трудными» помогает делать диагностика. Необходимо идти от достигнутого уровня ребят, чтобы знать - над чем работать. Зачастую мы этого «достигнутого», минимального добиться не можем. В решении этой проблемы просто необходима работа специалиста – психолога.
Однако себя отстранять от этой работы мы не можем. Педагог, который не умеет владеть диагностикой, в своём деле не компетентен.
Главная задача диагностики – прогнозирование социального поведения. Психологи выявили следующие типы трудновоспитуемых (с краткой характеристикой):
1. Неуверенные, неуравновешенные –
Для них характерно угнетённое, удручённое состояние с признаками робости,
трусости, подхалимства.
2. Задира и драчун -
Этот тип создаёт постоянные конфликтные ситуации, заносчив, злопамятен,
упорен, упрям, целеустремлён, не склонен к сопереживаниям
3. Затравленный –
Повсюду видит опасность и всех подозревает во враждебном к себе
отношении.
Вожак – лидер (негативный) –
Стремление командовать и подавлять всех дозволенными и недозволенными
мерами. Гордый и злопамятный тип. Любит риск. Не лишён артистизма.
Своевольный –
Властный, мнительный, подозрительный, мелочный, стремится к первенству, насмешкам, мстителен и деспотичен
Вечно подавленный, ворчливый, склонен к придиркам, завистливый, злопамятный, дружить не умеет
Демонстративный, склонен к вранью, напорист
Энергичный, способный, всё легко достаётся, всё разрешается
Пассивно-безразличный, но уверенный в себе: рассудителен, хладнокровен, проявляет педантичность. Таких подростков надо хвалить за исполнительность

С жёсткой требовательностью к окружающим, упрямый, гордый и общительный. Любит быть на виду, неудачи скрывает и очень хладнокровен.




Ведущими недостатками личности всех этих типов является:



Грубость












Причины возникновения
Направления работы



А) невыдержанность, неразвитость нервной системы, характерна для самоуверенных и заносчивых подростков


Б) в своё время несправедливо обиженные, имеющие опыт общения с плохими людьми





Создание спокойной обстановки, социально-психологического климата; постоянный анализ их поведения, вовлечение в деятельность коллектива; воспитание умения подчиняться

Необходим чуткий подход; убеждение их на конкретных примерах в том, что плохих людей меньше, а хороших больше; обучение воспитанников понимать людей.


2) Лень

безвольные, не приученные к преодолению трудностей



Создание условий постепенного нарастающего напряжения, требующего волевых усилий; показ им радости преодоления трудности


3)Безнаказанность

А) полное безразличие к учёбе, частые систематические пропуски (на сегодняшний день у нас в школе 11945 пропусков без причин – это катастрофа)

Б) самоуверенные, высокомерные

Использование всего арсенала педагогических средств для воспитания интереса к учёбе; создание ситуации успеха



Необходим постоянный анализ их поведения; включение в деятельность коллектива; воспитание умения подчиняться


4) Склонность к правонарушениям

А) являются инициаторами, организаторами и руководителями негативных поступков

Б) исполнители, легко поддаются дурному влиянию



В) действие в одиночку

Необходимо нейтрализовать в коллективе и раскрыть их недостатки в глазах всего коллектива

Д. б.изолированы от отрицательного влияния; в них надо воспитывать уверенность в себе, чувство соб -ственного достоинства и смелость

Требуют пристального наблюдения и длительной систематической ВР






Вот эти 4 ведущих недостатка личности выделяют психологи. Опыт работы показывает, что сложился стереотип «трудного ребёнка» - грубый, ленивый, склонен к правонарушениям. Все дети, которые состоят в наше время на учёте, имеют эти недостатки. Причём 100 % этих детей из неблагополучных семей. 95% в этих семьях родители пьют (в 16 семьях пьёт мать). И мы уже в порядке вещей принимаем то, что, если родители пьют, то ребёнка хорошего ждать нечего. Конечно, это закономерно. Но всегда ли это так? Всегда ли ребёнок из семьи алкоголиков должен плохо учиться, вести себя, пропускать школу. И, если это очевидно, что мы, педагоги, можем реально сделать для того, чтобы помочь таким детям не получить ярлыка «трудные».


Жизнь ребёнка разнообразна, по крайней мере должна быть такой, поэтому классному руководителю важно вникать во все стороны жизни подростка, оказывать на него всё возможное влияние. Не просто отвлечь от улицы (хотя и это важно), от сомнительных друзей. А увлечь по-настоящему, поддержать хороший интерес.
Трудно формировать у них правильные взгляды. Правильные отношения. Интересы, привязанности. А уж сломить установившийся стереотип – ещё сложнее.

А что советует нам доктор Добсон? Как нам работать с «трудными» детьми?



«Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли
Нет, е рождаются «трудные» дети,
Просто им вовремя не помогли.

Решение:

Усилить работу и, соответственно, контроль по вопросу профилактики пропусков детей без уважительной причины. Срок: постоянно. Ответственные: классные руководители, администрация.

Вовлекать «трудных» подростков в трудовую и общественную жизнь класса, школы. Добивать того, чтоб у каждого из них было посильное поручение. Срок: органы УС, классные руководители.


Вовлекать «трудных» детей в кружковую работу. Срок: постоянно: Ответственные: классные руководители, руководители кружков и спортивных секций.

Рассмотреть вопрос о практической работе в школе специалиста-психолога. Срок: до конца года. Ответственный: администрация.