Роль поддерживающего досуга в построении адаптивной коррекционно-развивающей среды специального (коррекционного) образовательного учреждения
Роль поддерживающего досуга в построении адаптивной коррекционно-развивающей среды специального (коррекционного) образовательного учреждения
Современная нормативно-правовая база специального образования декларирует право на получение образования детьми с отклонениями в развитии независимо от характера, степени тяжести и структуры дефекта. В связи с этим все большую актуальность вызывают вопросы построения индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов развития данного контингента детей. В проектировании образовательных программ для детей с нарушениями психофизического развития особую важность представлял создание комплекса условий для успешной их социальной адаптации в будущем. Развитие и социализация человека неотделимы от его внешних ресурсных факторов:среды проживания, природного, социального, этнокультурного и экзистенциального окружения.
Детство - это стадия жизненного цикла человека, на которой продолжается становление организма, развитие его важнейших функций, наиболее активно осуществляется социализация индивида, включающая в себя усвоение определенной системы знаний, норм, ценностей, освоение социальных ролей, позволяющих ребенку функционировать в качестве полноценного члена общества, целостной личности.
Однако тенденции снижения жизненного уровня семей, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых на фоне повышения выживаемости уровень здоровья детей значительно снижался. В современной России значительную тревогу вызывает ухудшение социальною и биологического потенциала детства. Данные статистики свидетельствуют о том, что доля людей с нетипичным развитием в обшей численности населения Свердловской области растет, Это обостряет значимость разработки специфических программ социальной помощи и поддержки, моделей специального образования для таких детей и их семей. Развитие ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями без коррекционного вмешательства существенно отличается от развития обычного ребенка, поэтому важна адекватная организация не только обучающей среды, но и досуга таких детей.
Основные составляющие поддерживающего досуга следующие:
создание условий для повышения мотивационной готовности ребенка с отклонениями
развитии к участию в работе коррекционных студий.
орган идами я мониторинговых исследований по изучению компенсаторных возможностей развития ребенка и проектирование на их основе индивидуальных маршрутов коррекции,
организация психологической помощи детям с особыми возможностями здоровья и их семьям средствами арт-терапии;
широкий спектр направленности коррекционных студий дли детей с особыми возможностями здоровья,
организация работы с семьями учащихся.
Цель поддерживающего досуге: созданиекомплексапсихолога педагогических и медико-социальных условий, способствующих оптимальной активизации потенциальных ком пенса горных возможностей ребенка с особыми возможностями здоровья для его успешной социализации, адаптации и дальнейшей жизни.Поддерживающий досуг в условиях специального (коррекционною) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии выполнения следующие основные функции:
охрана и укрепление здоровья, мотивация на здоровый образ жизни;
развитие познавательной деятельности детей;
развитие навыков общения с окружающими, самостоятельности и способности к независимому существованию;
создание среды психолого-педагогической поддержки.
Приоритетным направлением системы поддерживающего досуга вспециальной (коррекционной) школе при создании адаптивной коррекционно-развивающей среды является применение арт-терапевтических коррекционных методик. В связи с этим большое внимание в проектировании рабочих программ коррекционных студий педагоги уделяют коррекционно-развивающей направленности различных средств искусства. Именно применение технологий арт-терапевтической направленности в работе коррекционных студий позволяет активизировать посредством искусства потенциальные возможности ребенка с особыми возможностями здоровья, его творческие проявления в разных видах художественной деятельности.
Широкий спектр направленности поддерживающего досуга в специальной (коррекционной) школе позволяет объединить усилия различных специалистов, благодаря чему дети с проблемами в развитии могут не только активизировать потенциальные ресурсы, но и активно включиться в систему социальных отношений.
В рамках модели поддерживающего досуга в специальной (коррекционной) школе могут функционировать коррекционные студии различной направленности: арт-терапевтической, музыкально-театральной, социально-бытовой, спортивно-оздоровительной, декоративно-прикладной. Благодаря реализации модели поддерживающего досуга дет с ОВЗ активно включаются в социальное творчество, принимая активное участие в городских и областных творческих фестивалях, семинарах, конкурсах.
Хотелось бы обратить внимание педагогов дополнительного образования, работающих в системе специального (коррекционного) образования для детей с отклонениями в развитии, на необходимость построения и адаптации данной модели поддерживающего досуга в соответствии со спецификой специальной (коррекционной) школы, учета индивидуально-типологических характеристик контингента детей, интересов учащихся, наличие положительной мотивации к тому или иному виду деятельности, его значимости для дальнейшей социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, воспитательная система специальной (коррекционной) школы, спроектированная на основе принципов лечебной педагогики и поддерживающего досуга позволяет создать оптимальные условия для активизации компенсаторного фонда учащихся с нарушениями интеллектуального развития и их последующей успешной социальной адаптации и интеграции в общество.