Статья Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования


РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ.
В представленной работе рассматриваются принципы и содержание развития моторики у детей дошкольного возраста средствами проектирования и реализации занятий с нетрадиционными техниками рисования. В статье описана роль и важность процесса рисования не только в работе с логопедическими проблемами, но и в развитии креативного мышления воспитанников, представлены основные модели проведения занятий.Нетрадиционные техники изобразительной деятельности развивают моторику и творческие возможности детей. Такие занятия важны особенно для детей, имеющих нарушения в речевой деятельности. Т.С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т. п.)». Чтобы у детей не создавалось шаблона листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно ребенок начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности, и мощный стимул в развитии интереса и мотивации к изобразительной деятельности. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник мы решаем и частные задачи развития речи.
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз педагог создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.  Важность развития мелкой моторики не оговаривается, эти навыки необходимы человеку не только в детстве, но и в течение всей жизни. Современным детям быстро надоедают однотипные занятия. Их жизнь разнообразна, им хочется нового и необычного. С каждым годом у детей увеличивается тяга к познанию и интерес к окружающему миру. Есть нетрадиционные техники развития мелкой моторики, от которых дети будут в восторге и точно не заскучают.
Опыт работы в дошкольной образовательной организации свидетельствует, что изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- положительных изменений всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне;
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- вниманию и усидчивости;
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Важно отметить, что чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности и мелкая моторика. В настоящее время разработаны и используются разнообразные техники нетрадиционного рисования художественными материалами: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск пробкой, оттиск печатками из картофеля, оттиск поролоном, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография с трубочкой, набрызг, тиснение, цветной граттаж, монотипия пейзажная, монотипия (отпечатка), рисование свечой, рисование на мокрой бумаге, рисунок на мятой бумаге, трафарет, тампонирование, печатка, штриховка, рисование солью, батик, каракулеграфия, шаблонография, ожившие предметы и др.
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально – волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике речевого развития.
Список литературы
1. Бавина П.А.  Методика организации теоретических занятий в логике ФГОС для школьников старших классов, а также студентов профессиональных образовательных учреждений [Текст] / П.А. Бавина, Л.Г. Круглова // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: Материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 12 март 2015 г.) / Редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015.
2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2007.
3. Давыдова Т.Н. Рисуем ладошками. – М.: Стрекоза, 2012.
4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. – М., 2007.
5. Лыкова И.А. Цветные ладошки. – М., 1996.