Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования
Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования.
Исторически сложилась так, что развитие функций речи и руки у человека шло параллельно, и первой формой общения людей друг с другом были жесты. В настоящее время учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук и совершенствование речи непосредственно зависит от степени тренировки рук.
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Почему же так важно мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. Очень важно уделять много внимания развитию мелкой моторики, особенно деткам с нарушениями речевой деятельности.
« Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - утверждал В.А.Сухомлинский. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Исследования М.М.Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное предствавительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Кисть руки как орган речи – такой же как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важную роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Все подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.
Среди детей младшего школьного возраста немало таких, что испытывает трудности в овладении графомоторными умениями, которые лежат в основе процесса рисования и письма. Это вызывает у них нежелание рисовать и выполнять упражнения, подготавливающие к обучению письму или совершенствующие технику письма. Часто причиной этих трудностей выступает не развитость мелкой моторики руки у ребенка.
Поэтому необходимо искать новые методы, приемы и условия работы, которые ребенок мог преодолеть эти трудности. Одним из главных требований к ним должно быть доступность, занимательный характер, развивающий момент. Я думаю, что использование нетрадиционных техник рисования поможет ребенку преодолеть трудности, стоящие перед ним легко и непринужденно. В данной методике нет шаблонов, вот, в чем главное отличие от традиционных методик. Она не создает этих стереотипов таких, как рисовать только на альбомных листах, и только карандашами, фломастерами и красками. Выбрать можно для рисования любой листок, использовать можно пластилин, крупы, песок, восковые мелки, туш, уголь, свечу, мыльные пузыри и многое другое.
Применение нетрадиционных материалов и техник рисования способствует развитию у ребенка:
Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
Пространственной ориентировки на листе бумаги;
Глазомера и зрительного восприятия;
Внимания и усидчивости;
Наблюдательности;
Изобразительных умений и навыков;
Эстетического восприятия;
Помогают научить мыслить смело и свободно.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит втом, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Использовать нетрадиционные техники рисования, учитывая возрастные
особенности детей. Опыт работы показывает, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Надо начинать с самого простого и усложнять приемы рисования и разнообразить предметы и материалы, используемые для рисования.
Мои учащиеся, которые посещают на логопункт, не знакомы нетрадиционными техниками рисования и поэтому с ними приходилось начинать с самого простого: рисования пальцами, а затем рисование пластилином. Они, по моему мнению, хорошо влияют на развитие мелкой моторики и тактильного ощущения.
ПАЛЬЦЕГРАФИЯ.
В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений. Пальчиковое рисование развивает у детей восприятие мира, обостряет их тактильные ощущения, позволяет прикоснуться к яркому и красочному миру.
Руки и пальцы - это универсальный инструмент, который всегда с ребенком, а вместо бумаги и холста в его распоряжении целый мир.
Разве можно удержаться и не порисовать загорелым пальцем на теплом песке у кромки моря, чтоб волны, как огромный ластик смывали рисунок? А как не изобразить смешную мордочку на запотевшем стекле или не провести пальцем по пыльному боку машины? Как не расковырять причудливо наледь на замороженном окошке троллейбуса, если порой от этого не могут удержаться даже взрослые?
Давая ребенку все ощутить и попробовать самому, все пропустить через свои руки, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты. Ведь грязный палец легко отмоется мылом или влажной салфеткой, а подавленное в раннем детстве желание творить может уже никогда не проснуться.
Впервые методика «Рисование пальцем» была описана в 1932 году, а в наше время пальчиковое рисование приобрело особой популярности. На выставках, в музеях, галереях мы можем увидеть картины, нарисованные при помощи только пальцев рук. Думали ли Вы о том, что Вы сами можете создать свой шедевр? Хотели бы вместе со своим малышом нарисовать неповторимую картину? Для этого у Вас имеется весомая предпосылка — пять пальцев на правой руке и пять на левой. Что еще необходимо? Лист бумаги и краски.
Как можно рисовать пальчиками?
Существует несколько техник пальчикового рисования:
Рисуем пальчиками, а именно: кончиками пальцев ставим точечки (так можно нарисовать гусеницу, виноград, рябину или раскрашивать этой техникой обычную раскраску), проводим пальчиками линии (так хорошо рисовать геометрические фигуры), прикладываем пальчики (раскрасим 1–2 пальчика и приложим их к бумаге — выйдут кустики, деревья, звездочки), соберем пальчики в пучок (и получим цветы и зимние снежинки); Для рисования пальчиками, прекрасно подойдут баночки, в которых, обычно, пальчиковые краски и продаются. Краски можно брать краски именно пальчиками. Пальчиками, можно оставлять следы, как ладошками, можно рисовать узоры, или простые «каракули» - все равно будет получаться очень красиво и необычно. Можно обмакнуть каждый пальчик в разную краску и провести сразу всеми по бумаге, обычно, дети в восторге от такого разноцветного шедевра. Объединяйте техники и создавайте свои шедевры.
Попробуйте рисовать пальчиками и на вертикальной поверхности. Таким образом, ребёнок сможет проследить, как будут стекать краски, оставляя красивые разноцветные следы, да и вообще в вертикальной плоскости рисуется совсем по-другому. Для этого можно использовать специальный мольберт для рисования, или прикрепить лист ватмана на стену. Моих учащихся заинтересовало такое рисование. Каждый на этом листе ватмана рисовал то, что хотел. И получился рисунок на целый ватман.
Пластилинография. Виды пластилиновой аппликации.
Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Пластичный и яркий пластилин прекрасно подходит для выполнения аппликаций, так как его легко обрабатывать, придавать нужную форму. А сама аппликация долго сохраняет форму. Сюжетом для аппликации может послужить любой рисунок из книги или журнала, который можно перенести на поверхности с помощью копировальной бумаги.
Ещё лучше развитие мелкой моторики получается при сочетании работы с пластилином и использования различных круп. Подойдут любые семена и крупы, которые окажутся под рукой. Обычно на маминой кухне обнаружится фасоль, горох, гречка, пшено, рис и прочее. Горох сначала лучше брать половинками, он лучше держится на поделке. Рис в принципе подойдёт любой, но для детской мелкой моторики предпочтителен более округлый отечественный, его удобнее брать ещё не слишком ловкими пальчиками. А импортный — тонкий и легко ломающийся — можно применить для усложнения работы ребятам постарше.
В конце занятий на 5-10 минут дети рисуют пластилином. Начатый рисунок выполняется на нескольких занятиях. Дети рисуют не один рисунок. У каждого ребенка свой рисунок. Один нарисует какой-нибудь рисунок и красит его пластилином, а другой покрывает поверхность пластилином, на ней создает свой рисунок с помощью круп и т.д.
Заключение.
Техники нетрадиционного рисования стали на наших занятиях привычными и традиционными. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Нетрадиционные техники являются хорошей основой, базой для развития мелкой моторики рук ребенка с общим недоразвитием речи. Проведенная в начале учебного года и в конце диагностика, позволяет сделать следующие выводы, что систематическое использование приемов нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми приносит положительные результаты: пальцы становятся более податливыми, движения координированные, развивается воображение, творческое мышление, тактильное восприятие, мелкая моторика, изобразительные навыки и умения, улучшается почерк.
Используемая литература:
Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 г.
Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.
Материалы сети Интернет.