ОПК 4 КЛАСС ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА


Технологическая карта урока по ОПК в 4 классе по теме: «Защита Отечества»
Ф.И.О. учителя: Прохорова Наталья Александровна
Предмет - «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры».
Класс - 4
Тема и номер урока в теме: «Защита Отечества» № 28 Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд-во Просвещение, 2013 г
Цель урока: формирование понимания христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости.
Задачи:
личностные
- формировать уважительное отношение к истории Отечества, духовным ценностям;
- прививать любовь и уважение к семье, Родине, памяти предков;
- воспитывать уважение к воинам-защитникам Отечества через образы исторических героев: Александра Невского,
Дмитрия Донского, Георгия Победоносца.
метапредметные
- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в группе;
- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
предметные
- углубить знания учащихся следующих понятий: «Отечество», «патриотизм»;
- расширять, уточнять и закреплять знания детей о защитниках Отечества.
Тип урока - урок «открытия» нового знания.
Формы работы учащихся - беседа, словарная работа, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа в группах, участие в учебном диалоге.
Необходимое техническое оборудование - компьютер, проектор.
Перечень используемых на уроке ЭОР:
Презентация к уроку.
Фрагмент фильма «Александр Невский»
Музыкальный файл (автор Ю.Таран песня «Россия, ты моя звезда»).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Планируемые
результаты
(личностные, метапредметные, предметные) Время
1.Организаци-онный момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада снова видеть вас на занятии по «Основам православной культуры».
Обучающиеся рассаживаются на свои места по заранее созданным творческим группам. Самоопределение 2 мин
2. Мотивация учебной деятельности.
Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся.
-Кто в своей жизни ссорился с другими людьми?
-Что являлось причиной ваших ссор?
-Что вы чувствовали?
-А чем заканчивались ваши ссоры?
-Что произойдет, если поссорятся между собой страны?
-Что означает слово “война”?
- Напишите в тетради ассоциации к слову «война»
- Почему люди воюют?
Учащиеся высказывают свои мнения.
- Происходят войны.
-Война – это вооружённая борьба.
- Война – это гибель миллионов невинных людей.
-Война - это вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.
Учащиеся работают (горе, беда, слезы, смерть, жестокость...)
Учащиеся высказывают предположения:-желание присвоить чужие богатства;-желание завладеть чужой территорией;-желание иметь власть над людьми;-желание заставить людей другой страны работать на себя. Умение сотрудничать с учителем, умение слушать и слышать…
5 мин
3.Формулирование темы и целей урока.
- Сформулируйте тему урока.
-Верно, ребята! Тема нашего разговора «Защита Отечества».
-На уроке каждый из вас узнает что-то новое для себя о славных защитниках нашего Отечества и о том, когда война бывает справедливой,
о святых защитниках Родины.
Записывают тему урока в тетрадь.
Слайд 1 Умение сотрудничать с учителем и сверстниками.
Умение планировать собственную деятельность, ставить задачи и искать средства её осуществления.
3 мин
4.Актуализация знаний и пробного учебного действия -Кто такие защитники Отечества?
-Что они защищают?
-Что такое Отечество?
- Историки подсчитали, что за 5000 лет на Земле было всего 294 года мира и 14000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд. человек. Представьте, всего 294 года за 5000 лет!!! Человечество устало от войны, от зла, которое она приносит.
-Заступники
-Родина
Установка аналогий, отнесения к известным понятиям.
5 мин.
5. Открытие
нового знания. - Как же должен вести себя православный человек, если начнется война?
-Уже в древности богатые славянские земли не раз подвергались нападениям врагов. Славяне храбро защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять многочисленным и опасным врагам.
- А что на войне самое страшное?
- Как вы считаете, как Православная Церковь относится к убийцам?
- Нельзя сравнивать преступное убийство и сражение за свою родину. Заповедь Христова гласит: «Положи душу (отдай жизнь) свою за друзей своих, для защиты веры и Отечества».
Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов.
Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую.Но это – когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою обиду. А если обижают твою сестренку? Мать? Родину?Есть ведь и другие слова Христа: «всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным.
Чтение и осмысление статьи учебника- Может ли война быть справедливой? В каком случае?- Какая война по-христиански может быть оправдана?
-Церковь никогда не благословляет людей на убийства. Церковь против того, чтобы, вообще, происходила война. Проблема в том, что войны иногда происходят. И если речь идет, например, о защите Отечества, то Церковь – об этом свидетельствует история – всегда благословляла защитников Отечества на ратный подвиг. Более того, Церковь всегда воспринимала этот подвиг как исполнение слов Христа: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за ближних своих».
ФИЗМИНУТКА.
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу! Ответы детей.
Слайд 2
Ответы детей.
-С христианской точки зрения справедливой может быть только защитительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы.-Если же надо защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие.
Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации.
Формирование навыков смыслового чтения. 10 мин
6.
Первичное закрепление с проговарива-нием
вслух. - Какими качествами должен обладать защитник?
- Русские люди всегда отличались смелостью, отвагой, боевым умением дать отпор захватчикам. Долг по защите своего отечества - это святая обязанность каждого мужчины. Это положение закреплено в главном документе страны - Конституции Российской Федерации.
- Всегда ли оставались живыми защитники Отечества?
- Среди православных святых было много воинов. -Храбрый, надёжный, защищает, верует, спасает.
-Во время Великой Отечественной войны погибло более 20 млн.
7.
Работа в группах.
- Назовите имена христианских святых воинов и героев, прославивших наше Отечество.
- Давайте поговорим об этом подробнее. Работать будем в трёх группах. В каждой из групп есть свои историки, литераторы и художники.
Просмотр отрывка фильма
«Александр Невский»
- Какие самые главные слова произнёс Александр Невский, навсегда вошедшие в историю нашей страны?
- Почему эти люди стали святыми?
- Кто такие святые?
- Вспомните, с чего начинались сражения Александра Невского, Дмитрия Донского?
-Что делали полководцы после окончания сражения?
-В самые трудные времена Бог посылает в помощь людям героев.
- Выполните задание в группе по карточкам.
Проверка.
-Если надо было защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за орудие. Даже на войне надо остаться человеком.
- Какие поступки недопустимы даже на войне?
-Святой Георгий Победоносец, Святой благоверный князь Дмитрий Донской, Святой Александр Невский.
Выступление историков
Приложение 1
Выступление литераторов
Приложение 2
Художники разукрашивают
Приложение 3
Слайд 3
Слайд 4
-Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет. На том стоит, и стоять будет Русская земля!
Слайд 5-7
-Потому что они отдали свои жизни за веру и Отечество.
-Признаны Богом образцом для других людей, за праведную жизнь и стойкость в вере.
-С обращения к Богу.
-Благодарили Бога за помощь.
Слайд 8
Приложение 4
Слайд 9
-Нельзя добивать раненых. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей.
-Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже как к простому человеку. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны. 8 мин
8. Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока.
- Сегодня вы услышали рассказы о разных людях, которые совершали героические поступки во имя веры, Отечества, людей.
- Как вы думаете, влияет ли война на человека? Как?
- Может ли человек во время войны измениться в плохую сторону?

- Будет ли такой поступок христианским? Почему?
- Может ли человек во время войны измениться в хорошую сторону? Как?
- На протяжении своей многовековой истории России часто приходилось отражать нашествия врагов. Русским людям всегда была свойственна любовь к родному краю, к своей Родине. Эта любовь испокон веков проявляется в их готовности защищать свою веру и своё Отечество от врагов. В нашей школе большое внимание уделяется духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Много песен сложено о нашей прекрасной Родине. Одну из них мы послушаем вместе с вами.
Звучит песня «Россия, ты моя звезда»
Ответы детей, самооценка своей деятельности.
Предательство, дезертирство, мародерство и т.д.
-Кто-то думает, что если во время войны на каждом шагу подстерегает смерть, то можно делать что угодно безнаказанно.
-Надо поступать по заповедям Божьим.
-Перед лицом смерти человек может сильно измениться. Он даже может уверовать в Бога.
Слайд 10
Слайды 11-20
Умение контролировать и оценивать свои действия.
5 мин
9. Домашнее задание.
Подготовить рассказ о воинах вашей семьи, об их мужестве, героизме, отваге.
2 мин