Методическая разработка бинарного урока (русский+английский) 7 класс. Подготовка к ОГЭ


План-конспект бинарного урока (русский язык, английский язык) в 7 классе
Учителя: Ковалева Ирина Тихоновна, учитель русского языка, Полякова Екатерина Владимировна, учитель английского языка.
1. Тема урока: «Все почести этого мира не стоят одного хорошего друга. Подготовка к ОГЭ. Работа с текстом».
2. Цель урока: подготовка к выполнению тестовых заданий ОГЭ по русскому языку и по английскому языку
3. Задачи:
практические:
английский язык
развивать умения и навыки восприятия речи учителя и одноклассников на слух;
развивать навыки монологической речи на английском языке;
развивать умения и навыки выполнения лексико-грамматических упражнений на закрепление изученного материала;
развивать умения и навыки чтения с полным пониманием прочитанного;
развивать умения и навыки письменной речи;
активизировать знания по словообразованию
развивать навыки чтения с полным пониманием прочитанного;
способствовать знакомству и первичному закреплению новых лексических единиц;
развивать навыки письменной речи;
русский язык
развивать умение строить текст рассуждения;
развивать навык лингвистического анализа текста;
повторение и обобщение сведений по орфографии и пунктуации;
развитие умений находить средств художественной выразительности в тексте и определять их роль;
формирование навыков правильного написания, произношения и употребления слов в речи;
развивать умение подчинительной связи в словосочетании; активизировать знания по синтаксису простого осложненного и сложного предложений;
воспитательные:
воспитывать культуру общения;
развивать мотивации учения;
образовательные:
расширять лингвистический и филологический кругозор учащихся;
развивать эрудицию;
развивающие:
развивать внимание, воображение, память, мышление, логику;
развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предметам на основе языковых впечатлений;
развивать языковые, индивидуальные и интеллектуальные способности учащихся.
4. Тип урока: урок комплексного применения знаний.
5. Оснащение урока: учебники «Русский язык. Практика. Речь», «Enjoy English-8», доска, компьютер, экран, проектор, раздаточный материал, презентация.
6. Ход урока:
Начальный этап
приветствие;
подготовка учащихся к речевой деятельности (информационно-коммуникационные технологии, технология коммуникативного обучения);
сообщение целей и задач урока (информационно-коммуникационные технологии);
Основной этап
а. развитие умений и навыков работы со звуком;
b. развитие умений и навыков работы со словом;
с. развитие умений и навыков работы со словосочетанием;
d. развитие умений и навыков работы с предложением;
е. развитие умений и навыков работы с текстом;
f. систематизация полученных знаний;
Заключительный этап
домашнее задание;
выставление оценок;
рефлексия;
прощание.
Технологии: игровая технология, информационно-коммуникационные технологии, технология коммуникативного обучения иноязычной культуре, здоровьесберегающие технологии, проектная технология.
Конспект урока
Содержание урока Деятельность учителей Деятельность учащихся Форма деятельности
I. Организационный этап
1. Приветствие
1 мин И.Т. - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними. Садитесь. – Наш сегодняшний урок необычен - вести его я буду с Е.В.. Е.В. – Good-morning. Nice to see you. И.Т. – Итак, сегодня урок у нас будет идти на 2-х языках. - Обратите внимание, на ваших партах лежат материал, с которым мы будем сегодня работать: путевая карта урока, распечатки текстов, опорный теоретический материал. Ребята, все материалы сохраняем в портфолио, так как они нам пригодятся во время подготовки к экзаменам. Поздоровались.
- Good-morning. Nice to see you too.
Разложили рабочий материал на парте в определенной последовательности. 2. Подготовка учащихся к речевой деятельности
1 мин И.Т. – Прежде чем начать, давайте подготовимся к мыслительной деятельности. Учащиеся выполняют упражнение «ладонь-кулак». Быстрая смена форма ладони посредством хлопка. Активизирует мыслительную деятельность, настраивает на работу. 3. Определение целей и задач урока
3 мин И.Т. - Эпиграф: прочитать и проанализировать.
Настоящий друг везде
Верен, в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь — он спать не может,
И во всем, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям несходныВерный друг и льстец негодный.
Шекспир У.
- О чем данный эпиграф вам повествует?
- Какие художественные средства помогают нам понять смысл эпиграфа?
-Какие орфограммы вы встретили в тексте?
- Объясните пунктограммы, встреченные в тексте.
- Сформулируйте тему урока.
- Над чем будем работать во время урока? Формулируем цели урока.
E.B. – We have a special scheme of working. It’s called “the pyramid”. We’ll begin to work with a sound, then with a word, then with the word combination, then with a sentence and finally with a text. Учащиеся читают текст на русском языке. Анализируют эпиграф к уроку. Комментируют орфограммы и пунктограммы в тексте. Формулируют самостоятельно тему урока и цели урока.
II. Основной этап
1. Развитие лексико-грамматических умений и навыков на уровне звука
2 мин Е.В. – Well, let's return to our epigraph.
- It’s the translation of the Shakespeare’s poem. Find its English variant. Choose from three poems the necessary one.
-What words helped you to find the translation?
- Let’s read this poem to train English sounds.
- Выбирают из 3 стихотворений нужное.
- Friend - Читают стихотворение и тренируют английские звуки. 2. Развитие лексико-грамматических умений и навыков на уровне звука
3 мин И.Т. – фонетический разбор слова «дружелюбный»
1. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ДРУЖЕЛЮБНЫЙ буква Е обозначен звуком [э].
2) В слове ПОДВИГ последний звук – [к].
3) В слове ЯЗЫК 5 звуков.
4) В слове ШКОЛЬНИКОВ мягкость согласного [л’] обозначена буквой Ь (мягкий знак) .2. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) мёртвым
2) обращаясь
3) свиданию
4) Допытываясь
3. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ЧТИЛИ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
2) В слове БЫВШИЕ буква В обозначает звук [ф].
3) В слове МАНЕР все согласные звуки звонкие.
4) В слове ДРУЗЬЯ количество звуков и букв совпадает.
И. Т.
-Учащиеся делают вывод о роли фонетического разбора. 3. Развитие лексико-грамматических умений и навыков на уровне слова
4 мин Е.В. – What is the English for “дружелюбный”?
- Is it a positive characteristic or a negative one?
- What is the negative one? Prefix UN helps to form the negative adjective.
- Let’s do the exercise 1 and learn how to form negative adjectives.
- Your task is to match adjectives with opposite meanings.
Kind, real, fair, unkind, responsible, unhappy, irresponsible, unfair, flexible, happy, pleasant, unpleasant, unreal, inflexible
- It's time to check up. Read the pair of adjectives and translate.
- What prefixes help to form the negative words?
- Use these words and describe “a real friend”. (As for me, a real friend is …)
- In English words with opposite meaning are called antonyms. And in Russian they are called… - Friendly. – It's positive. – Unfriendly.
- Friendly-unfriendly (дружелюбный-недружелюбный) Kind-unkind (добрый-недобрый) Responsible-irresponsible (ответственный-безответственный) Fair-unfair (справедливый-несправедливый) Happy-unhappy (счастливый-несчастливый) Pleasant-unpleasant (приятный-неприятный) Regular-irregular (правильный-неправильный) Real-unreal (настоящий, ненастоящий) Flexible-inflexible (мягкий-жесткий)- Un-, ir- , in- - As for me, a real friend is kind, responsible and fair.
- Антонимы. 4. Развитие лексико-грамматических умений и навыков на уровне слова
3 мин И.Т.
- Подобрать синонимы к слову друг/ дружный
А теперь обратимся к толковому словарю.
Дружба–близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.(запишем)
- Игровой орфографический тест. Какие словосочетания и слова являются синонимами к Друг?
Друг- (дружище, подруга), доброжелатель, приятель, благоприятель, наперсник, побратим, побратанец, товарищ. Друг близкий, задушевный, закадычный, интимный, искренний, неизменный, старый. Друзья-приятели. Друзья до первой драки. Мы друзья, я с ним дружен, веду дружбу. Ср. Дружить. Словно их черт веревочкой связал (шуточн., о дружбе). Ср. Товарищ, Любитель и Дружить. См. товарищ; пример: быть друзьями 5. Развитие лексико-грамматических умений и навыков на уровне словосочетания
5 мин И.Т. – мозговой штурм: друг всегда/друг никогда (кластер)
- учащиеся работают с карточками, на которых записывают СС.
-учащиеся выделяют орфограммы.
– учащиеся составляют схемы СС.
-выполняют разбор СС (сочинительное/подчинительное; именное/глагольное; сильное/слабое; определительное/объектное/обстоятельственное).
- в созданных СС ищут примеры художественных средств (метафоры, эпитеты, олицетворение) СС:
Работа души,-управлениевсегда восхищались-примыканиеделать добро-управление
душевная щедрость-согласование
дорожи дружбой-управлениевнимательно относиться-примыканиепонимающий человек-согласование
6. Здоровье-сберегающая пауза 1 мин Е.В. - It's time to have a rest. Stand up, sing the song and do some exercises. (“The more we are together”) 7. Развитие лексико-грамматических умений и навыков на уровне словосочетания
2 мин Е.В. – We go on working with word expressions. Translate them into English. - Find exercise №2. Match Russian and English equivalents. Work in pairs. 1. предавать друга– to quarrel with a friend 2. прощать друга- to betray a friend 3. ссориться с другом - to appreciate an advice 4. игнорировать интересы to defend a friend 5. защищать друга- to support a friend 6. ценить совет - to ignore interests 7. поддерживать друга- to forgive a friend – Let’s check up. Count your points. - Name the verbs from these word expressions. - to betray - предавать to forgive – прощать to quarrel – ссориться to defend – защищать to appreciate – ценить to support – поддерживать to ignore - игнорировать
8. Развитие лексико-грамматических умений и навыков на уровне предложения
4 мин Е.В. – Insert the verbs from these word combinations into the following sentences. Work in groups.
1. A friend is a person who understands and_________________. 2. A false friend is a person who_____________. 3. A good friend should __________you if you are right. 4. A good friend ___________ you when someone hurts you. 5. Sometimes you ________with your friend about silly unimportant things. 6. A real friend __________ your advice. 7. A real friend never ____________ your interests. – It’s time to check up. -.1. A friend is a person who understands and forgives. 2. A false friend is a person who betrays. 3. A good friend should support you if you are right. 4. A good friend defends you when someone hurts you. 5.Sometimes you quarrel with your friend about silly unimportant things. 6. A real friend appreciates your advice. 7. A real friend never ignores your interests. 9. Развитие умений и навыков работы с микротемами текста.
2 мин И.Т. Перед учащимися текст, который необходимо восстановить. Восстанавливают последовательность микротем. При этом каждая микротема выделена цветом. Правильным ответом является цветовая гамма. 10. Развитие умений и навыков работы с текстом
5 мин Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба.
Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.
Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры, тогда они смогут дружить, даже если их отношение к определённым явлениям жизни разное. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но всё равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство – отличительная черта настоящей дружбы.
И.Т. – заголовок
- работа с абзацами
- игра на понимание текста «правда/неправда»:
1.Дружба для людей не представляет никакой ценности. НП
2.Общество меняется, а вечные ценности остаются. П3.Люди часто употребляют слово «дружба» в своем языке и могут дать четкое определение этому слову. НП
4. Дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей. П5.Для друзей не обязательно иметь одинаковые жизненные ценности. НП
6. На настоящую дружбу не влияет время и расстояние. П7. Настоящим друзьям не страшны разлука и расстояния. ПТЕСТ ПО СОДЕРЖАНИЮ
1.В каком предложении содержится основная мысль?
1)1;2)8; 3)2; 4)3.
2. Определите стиль и тип речи текста?
РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ:
-найти простые предложения, осложненные ПО и ДПО
-найти ССП, СПП, БСП (обозначить признаки данных предложений)
-найти художественные средства в тексте
-проиллюстрировать примерами из текста известные орфограммы и пунктограммыУСТНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ 3.Работа с абзацами и восстановление текста по группам.
4Текст (подобрать заголовок, правда-неправда-афоризмы + - к теме текста)
- Сочинение на лингвистичнскую тему (роль ПО, ДПО, художественных средств в тексте) отработать на уроке 11. Систематизация полученных знаний
2 мин - To summarize our knowledge about friendship let's make cinquains about it. Work in groups. - Read them, please.
- Friends. Real, fair. Defend, support, appreciate. Nothing replaces a best friend. Value. III Заключительный этап
1. Домашнее задание
2 мин Написать сочинение.
Как вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба?», взяв в качестве тезиса данное вами определение…
Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. И.Т. сочинение на нравственную тему
Е.В. написать письмо другу. 2. Выставление оценок
2 мин Комментирование оценок за урок. 3. Рефлексия
4 мин 1. Дерево с листиками и птичками (цветовая рефлексия)
2. Фига-класс4. Прощание - The lesson is over. Good-bye.
Ребята дарят гостям «ладошки». Проекты, выполненные дома. Две ладошки+сердечко внутри, на котором написаны афоризмы о дружбе и милосердии (высказывания и цитаты из литературных произведений, мультипликационных фильмов) - Good-bye.