Разработка внеклассного мероприятия «Наши пернатые друзья»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Барлукская средняя общеобразовательная школа




Устный журнал по окружающему миру в 3-4 классах



«Наши
пернатые
друзья»






Составила и провела: Петрова Татьяна Анатольевна,
учитель начальных классов
МКОУ Барлукской СОШ







Барлук – 2013



Цель: экологическое воспитание учащихся; расширение кругозора; проверка знаний о птицах; развитие смекалки и эрудиции; проявление заботы и чувства ответственности за зимующих у нас птиц.

Так весело в густом лесу
На ветках птицы распевают.
Увидеть леса красоту
Пернатые нам помогают.

Ведущий: Сегодня мы поговорим о тех пернатых, которые живут рядом с нами. Проверим, что вы уже знаете. Также вы узнаете много нового и интересного на страницах нашего журнала «Наши пернатые друзья».
Итак, наша первая страница:

«Кто они такие»

Ведущий: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным лёгким полётом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Птиц на земле много: около 9 тысяч видов. Раздел биологии, изучающий пернатых, называется орнитологией.
Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. В сороковые годы эта добрая традиция была прервана, а в 1996 году возобновлена.
С этого времени ежегодно Союз охраны птиц России проводит акцию «Птица года», цель которой заключается в сохранении видового разнообразия и численности диких птиц. Каждый год «правит бал» лишь один представитель пернатых. Так, в 1996 году «птицей года» был назван коростель, в 1997 году – полевой жаворонок, в 1998 – серый журавль, в 1999 – деревенская ласточка, в 2000 – большая синица, в 2001 – скворец, в 2002 – пустельга, в 2003 – кроншнеп, в 2004 – белый аист, в 2005 – сова.
Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу.
- Почему она так называется, кто скажет?

(Красный цвет – сигнал опасности)

Ведущий: Международную Красную книгу создали в 1996 году. Хранится она в Швейцарском городе Морже. В неё записаны животные и нашей страны.
В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. В неё занесены и 65 видов птиц.

Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
И тревога за жизнь неустанна:
Гибнут звери, птицы, цветы,
И гибнут люди беспрестанно,
Унося с собой часть красоты.

Так, скорее, под звёздною синью,
Чтобы жизнь не покинула нас,
В эту книгу внесите
Человека всех наций и рас!

Ведущий: На территории нашей страны обитает более 700 видов птиц. Они встречаются в любом уголке природы и всегда обращают на себя внимание громким и мелодичным пением, и яркой окраской оперения, и интересным поведением, и причудливостью клюва, и своим питанием, и многими другими признаками.
Но одним орнитологам при всём желании не справиться. Конечно, многие меры охраны могут осуществить только специалисты. А сколько есть дел, посильных каждому из нас! Птицы исключительно отзывчивы на всякую помощь

Не разоряйте птичьего гнезда –
Так счастлива в своём жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора:
Оно, высокое и вековое,
Даёт нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует всё живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живёт без дома.
(К. Кулиев)

Ведущий: Живя среди природы, умножая из поколения в поколение знания о ней, наши предки смотрели вокруг глазами природы и наделяли всех и вся образами природы. Покопавшись в памяти, можно вспомнить о языческой вере, о поклонении людей солнцу, животным и растениям, о бескрайней и беспредельной любви к Матери Природе, её почитании. И сразу же приходит на ум множество русских фамилий, связанных с миром животных, в том числе и птиц.

И следующая наша страница:

«Знаешь ли ты птиц и что о них ты знаешь»

Ведущий: А сейчас поразмыслим не спеша, на один вопрос – ответа три. Выбери правильный ответ!

1) Для чего дятел «барабанит»?
- клюв чистит;
- кому-то что-то сообщает;
- музыкой увлекается.

Ведущий: Дятел не стучит по дереву, добывая корм, а именно барабанит. Рано весной с вершин сухих деревьев раздаётся раскатистая барабанная дробь. Это пёстрый дятел наигрывает на сухом сучке, сообщая другим птицам, что это его территория, что он здесь хозяин. Этот сигнал служит приглашением и для самки: «Пожалуйста, прилетай, здесь будет наш дом, здесь мы выведем наших птенцов».

2) Почему у дятла от стука голова не болит, и мозг не повреждается?
- дятел имеет крохотный мозг;
- голова на амортизаторах;
- череп сверхкрепкий.

Ведущий: Вы видели здоровенные дыры на деревьях? Это дятлы добывают себе пропитание. А громкий стук клюва о дерево слышали? И как это у него голова не болит от него? Сильно пальцем по дереву стукнуть – и то больно. А дятлу и не больно, и мозг у него в полном порядке, потому что у этой птицы между клювом и черепом и между черепом и шейными позвонками амортизаторы стоят – пружинистая хрящевая ткань.

3) Зачем страус голову в песок прячет?
- от страха;
- освобождается от паразитов;
- разыскивает пищу.

Ведущий: И совсем не из-за страха, как это принято считать, а с санитарно-профилактическими целями. Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждёт (сколько вытерпит), пока погибнут или сбегут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, то есть принимает самые настоящие песочные ванны.

4) Сколько перьев у птиц?
- не пересчитать;
- более тысячи;
- более десяти тысяч.

Ведущий: И всё же орнитологи пересчитали и выяснили: у разных птиц и количество перьев разное. Больше всего перьев у лебедя – 25 тысяч, причём одна пятая их часть разместилась на голове и прекрасной «лебединой шее». У кряковой утки их 12 тысяч, а у голубя всего 2600.

5) Какие птицы самые быстрокрылые?
- соколы и ястребы;
- ласточки и стрижи;
- утки и чайки.

Ведущий: «Эх, ты, ласточка-касатка быстрокрылая» – поётся в одной из песен. И как правильно поётся! Действительно, самыми быстрокрылыми среди птиц считаются ласточки и стрижи: скорость их полёта может достигать 150 км/ч.

6) Почему у журавля всегда рождается только один птенец?
- журавль откладывает только одно яйцо;
- сильный птенец убивает слабого;
- птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда.

Ведущий: журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остаётся один. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьёт другого, а родители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим действом.

7) Какая птица является чемпионом по нырянию?
- утка;
- гагара;
- пингвин.

Ведущий: Чемпионами по глубоководному нырянию являются представители Арктики и Антарктиды. Так, представительницу Арктики гагару учёные наблюдали из батискафа на глубине 80 метров. Королевский же пингвин – житель Антарктиды – ныряет до 200 метров.

8) А кто из птиц самый лучший танцор?
- павлин;
- гусь;
- журавль.

Ведущий: «Радостным журавлиным криком оглашаются болота. Впереди постройка гнезда, летние родительские заботы, а пока танцы. Вышагивают, приседают друг перед другом, взмахивая крыльями. По-особому переступают тонкие ноги, по-особому взмахивают серые крылья, по-особому изгибаются стройные шеи. Это особый танец – танец весны». Так описал танцы журавлей Николай Иванович Сладков. Лучше не опишешь, а лучше никто из птиц и не танцует.

9) Чем полезны человеку птицы?
- уничтожением вредителей;
- пением и общением;
- как объект промысла.

Ведущий: За пять дней скворчата из одного гнезда съедают 796 майских жуков, 160 их личинок, 27 жуков-щелкунов и 12 их личинок. Одна сова съедает за лето до 1000 мышей-полёвок, а одна полёвка уничтожает за это время 1 килограмм зерна. Кукушка за один час может съесть 100 гусениц.

10) Что такое «Красная книга»?
- книга в красной обложке;
- книга учёта животных;
- книга «боли».

Ведущий: Красная книга – это книга «боли», тревожный сигнал об угрозе истребления животных, сокращении их числа или о переходе многих из них в разряд редких. Красный цвет книги – знак опасности, который приказывает нам: «Остановись!»

Следующая страничка журнала поможет узнать нам

«Когда просыпаются птицы»

Ведущий: На часах два часа ночи. Из прибрежных кустов льётся чудное пение – соловей проснулся. Вместе с ним пробуждается лесной жаворонок. Поёт, заливается.
К трём часам просыпаются кукушки, иволги и большая синица.
В три часа оживляются перепел и полевой жаворонок. Их угодья – луга и поля.
К четырём часам слышатся голоса зяблика, овсянки и пеночки.
Вылетел из гнезда скворец – четыре часа утра. Хоть часы проверяй!
А лежебока-воробей спит до шести. Уже день занимается, а его всё клонит ко сну. Любит поспать!

А на этой страничке мы вспомним:

«Пословицы о птицах и приметы»

Ведущий: Ребята, а какие птицы живут в наших краях? (Воробьи, голуби, стрижи, синицы, снегири, ласточки, кукушки, совы, вороны, сороки, куры, гуси, утки, скворцы, грачи и т.д.)
А сколько пословиц сложено о птицах!

1. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
2. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
3. Всякая птица своё гнездо любит.
4. Гусь свинье не товарищ.
5. Старого воробья на мякине не проведёшь.
6. Плоха та птица, которая своё гнездо марает.

Ведущий: А вот какие существуют приметы, связанные с птицами:

1. Сова кричит – к холоду.
2. Синичка с утра начинает пищать – к морозу.
3. Воробьи в пыли купаются – к дождю.

Ведущий: На этой страничке нас отдых ждёт:

«Физкультминутка»

Ведущий: Я хочу поиграть с вами в игру, которая называется «Птицы». Я буду называть не только птиц, и, если вы услышите, что появились не только птицы, а что-то другое, дайте знать: вы можете топать и хлопать. Итак, слушайте внимательно!

Прилетели птицы: голуби, синицы,
Аисты, вороны, галки, макароны

Ведущий: Что неправильно? А макароны – это что? Правильно, мучные изделия. Слушаем дальше.

Прилетели птицы: голуби, синицы,
Мухи и стрижи

Ведущий: Что неправильно? А мухи – это кто? Правильно, насекомые. И ещё

Прилетели птицы: голуби, синицы,
Чибисы, чижи, галки и стрижи,
Комары, кукушки

Ведущий: Что неправильно? А комары – это кто? Правильно, насекомые! И ещё раз

Прилетели птицы: голуби, синицы,
Даже совы-сплюшки, лебеди и утки – и спасибо шутке!

Ведущий: Переходим к следующей странице

«Подумай! Отгадай! Ответь!»

Ведущий: Предлагаю вам отгадать загадки:

1. Не король, а в короне; не гусар, а при шпорах; на часы не глядит, а время знает. (петух)
2. Эта птица непростая: днём его не встретишь ты,
Из дупла он вылетает с наступленьем темноты.
Днём любой его обидит: он при свете плохо видит.
А во тьме пугает сам, пролетая по лесам.
Опоздавших замечает у гнезда и у норы,
И глаза его сверкают, как зелёные шары. (филин)
3. Щиплет за пятки – беги без оглядки. (гусь)
4. Посередь деревьев кузнецы куют. (дятлы)
5. Мать-отца не знаю, но часто называю, детей знать не буду, чужим сбуду. (кукушка)
6. Может и разбиться, может и свариться, а захочет – в птицу может превратиться. (яйцо)
7. «Умом он богат», – это в шутку говорят.
А на самом деле он не особенно умён.
Тем лишь только и приметен, что окраской разноцветен,
Напускает важный вид, что услышит – повторит. (попугай)
8. Пароход идёт по Волге, над водой дымок повис,
И по всей речной дороге за кормою – стая птиц.
Наблюдают пассажиры их стремительный полёт.
Эти птицы окружили белоснежный пароход.
То над мачтой пролетают, то садятся на волну
Погоди, когда поймаю, подарю тебе одну. (чайки)
9. Не за морем птица эта – возле нас с тобой живёт.
Дом потише выбирает и гнездо на крыше вьёт (аист)
10.Ночь, как смоль, черным – черна, серой птице не до сна:
Меж кустов, как тень, скользит, караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко, а как крикнет – станет жутко,
Вздрогнет спящая трава, это ухает (сова)
11.Мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи подбирает,
По полям ночует, коноплю ворует. (воробей)
12.Мы построили вдвоём для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец, прилетай сюда (скворец)

Ведущий: Скажите, ребята, а вы строите дворцы и столовые для своих гостей?

(Ответы учащихся)

Мы с братишкой рано встали, молоток и гвозди взяли,
Взяли пилку и топор и отправились во двор.
Нам сегодня предстояло сделать разных дел немало:
Сделать домик для скворца, починить ступень крыльца,
Нарубить в сарае дров, вырыть возле дома ров,
Чтобы талая вода собиралась вся туда.
Вот и всё, пора за дело! Дело сразу закипело:
Алик доски подрубал, я рубанком их строгал,
Стенки быстро колотили, крышу сверху к ним прибили,
Оставалось сделать дно, да ещё прибить окно.
Прилетайте к нам, скворцы, молодой весны гонцы!

Ведущий: Какая из названных птиц лишняя: дятел, соловей, жаворонок?

(Дятел, так как соловей и жаворонок – перелётные птицы, а дятел – осёдлая).

Ведущий: Попробуйте вспомнить, как и о ком в народе говорят, используя названия птиц

1. Болтать или трещать, как (сорока)
2. Каркать, как (ворона)
3. Ворковать, как (голубь)
4. Красивая шея или (лебединая)
5. Хищный взгляд, как у (ястреба)
6. Желторотый, как (птенец, цыплёнок)
7. Большеглазый, как (филин)
8. Длинноногий, как (журавль)
9. Важный и надутый, как (индюк)
10.Вольный, как (птица)
11.Мудрый, как (ворон)

Ведущий: Мы приготовили для вас кроссворд «Птицы»:






1


2














3


















4









5













6

















7






8




























9






























По горизонтали:

3. Верещунья, белобока, а зовут её (сорока)
5. Ходит на рыбалку не спеша, в развалку:
Сама себе лодочка, сама себе удочка, а зовётся (утка)
8. На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его (скворец)
9. Вразвалку идёт, как моряк. Белый галстук, как чёрный фрак. В Антарктиде среди льдин проводит свои дни (пингвин)

По вертикали:
1. Окраской – сероватая, повадкой – хитроватая, крикунья хрипловатая – известная персона. Кто она? (ворона)
2. Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица (грач)
4. Раздаётся на лугу чьё-то нежное ку-ку,
Это за лесной опушкой отсчитала год (кукушка)
6. Раздаётся громкий стук среди веток – тук да тук.
– Чистишь дерево, приятель?
– Тук-тук-тук, – ответил (дятел)
7. Трели, песни разлились среди листьев и ветвей.
Как прекрасно твоё пенье, голосистый (соловей)

Ведущий: А теперь назовите автора, который написал произведение:

1. «Гадкий утёнок» (Г.Х.Андерсен)
2. «Серая шейка» (Д.Мамин-Сибиряк)
3. «Стрижонок Скрип» (В.П.Астафьев)
4. «Приёмыш» (Д.Мамин-Сибиряк)
5. «Выскочка» (М.М.Пришвин)
6. «Лесная газета» (В.Бианки)

Переходим на следующую страницу:

«Музыкальная»

Ведущий: Давайте исполним песню «У дороги чибис», слова А.Пришельца, музыка М.Иорданского:
У дороги чибис, у дороги чибис,  Он кричит, волнуется, чудак:  А скажите, чьи вы? А скажите, чьи вы?  И зачем, зачем идёте вы сюда.  А скажите, чьи вы? А скажите, чьи вы?  И зачем, зачем идёте вы сюда.
Не кричи, крылатый, не тревожься зря ты,  Не войдём мы в твой зелёный сад.  Видишь – мы ребята, мы – друзья пернатых,  Мы твоих, твоих не тронем чибисят.  Видишь – мы ребята, мы – друзья пернатых,  Мы твоих, твоих не тронем чибисят.
Небо голубое, луг шумит травою,  Тут тропу любую выбирай!  Это нам с тобою всем нам дорогое,  Это наш родной, родной любимый край.  Это нам с тобою всем нам дорогое,  Это наш родной, родной любимый край.
И когда цветёт он, и когда зовёт он,  Мы уходим в дальние пути.  По степным широтам, через речки бродом,  Всю страну, страну нам хочется пройти.  По степным широтам, через речки бродом,  Всю страну, страну нам хочется пройти.

Ведущий: Писатель-натуралист Александр Сергеевич Барков из своих наблюдений о чибисах пишет так: «Я вышел за околицу деревни, прислушался. Вдали над серым кочковатым лугом кружили и как бы играли в небе чибисы. Песня у них протяжная и немного грустная: «Чьи вы? Чьи вы?» Один чибис отлетел в сторону, сел на дорогу и зашагал по талой воде. Ну и красавец же он! На голове чёрный хохолок. Чибис то поднимает, то складывает его будто веер. Спина у него тёмная. На белых щеках чёрные усы. Грудь белоснежная, а на шее, словно чёрная салфетка подвязана».
Чибисы очищают поля и луга от вредителей – жуков, улиток, слизняков. За это их ещё зовут луговиками – санитарами. Своё название чибис получил по голосу.

Ведущий: Исполняем песню «Не дразните собак», слова М.Пляцковского, музыка Е.Птичкина:

Не дразните собак, не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят,
А царапать и кусать вас никто не будет.

Если очень шуметь около берлоги,
То придётся потом уносить вам ноги.
И пчела просто так тоже не пристанет.
Ведь и жалить, и рычать зря никто не станет.

Ни к чему обижать бабочку на ветке,
Веселее в лесу от её расцветки.
Не пугайте жуков с длинными усами,
И поверьте, что жуки вас не тронут сами.

Если вам по душе красота земная,
Берегите её, устали не зная.
Непременно тогда станем мы друзьями,
А про кошек и собак пойте вместе с нами!

Ведущий: Слушаем стихотворение:

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.

И, наконец, последняя страница нашего устного журнала:

«Узнай по портрету»

Ведущий: Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что каждое живое существо имеет своё лицо, свой портрет? И что лица эти по-своему интересны, удивительны и даже красивы? Сейчас мы по портрету будем узнавать птиц.

(Учащимся предлагаются портреты птиц)

Ведущий: Наш устный журнал хотелось бы закончить стихотворением Н.Заболоцкого «Просьба»:

Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят,
Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
А земля без зверей – не земля.
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Мы теперь навеки должники природы!
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!