Дидактический материал по русскому языку в 7 классе по теме Служебные части речи


ПРЕДЛОГ
Вариант 1
1. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните предлоги.
Встретиться по приезд., в столицу; разговорились по возвра-щени.. из командировки; работать по окончани.. института; отсутствовать по причин., болезни; по здравому рассуждени..; уехать по окончани.. занятий.
2. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
Остановиться (в)близи реки; не прийти (по)причине болезни; находиться (в)нутри помещения; задержаться (в)связи с переездом; ожидать (в)течени.. получаса; прийти (в)место друга; узнать (на)счёт зарплаты; гулять (во)круг школы; читал (в)продолжени.. часа; (по)мере приближения к станции, не пойти (в)следстви.. дождей, остаться дома (в)виду усталости.
3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Укажите, какой частью речи являются слова со скобками.
Положить деньги (на)счёт в банке — узнать (на)счёт поездки; (в)следстви.. сильного паводка — (в)следстви.. по делу Иванова; (не)смотря на непогоду — шёл, (не)смотря по сторонам; иметь (в)виду — (в)виду плохой видимости; (не)взирая на непогоду — (не)взирая на лица, продолжается (в)течени.. недели — (в)течени.. реки.
4. Работа с текстом.
(1)(В)течени.. нескольких часов можно с.деть (не)подвижно и смотреть на море. (2)Вблизи море прозрачное, з..леноватого цвета, а в отдалении лежит (тёмно)синей полосой, (чуть)чуть подёрнутой дымкой. (З)Красиво море на ра..свете, когда (из)за горизонта выплыва..т огне(н,нн)ый шар.
(4)(Не)смотря на хорошую погоду, берег пуст. (5)Близ берега носятся (бело)крылые чайки. (б)Вдруг чайки, будто сговорившись, ул..тают проч(?) от бер..га. (7)(По)видимому, их зоркие глаза заметили (в)дали пароход, и они направились к нему.
(8)(В)продолжени.. трёх недель своего отпуска я каждое утро ходил к морю. (9)(В)последстви.. с большим удовольствием вспоминал эти прогулки по морскому берегу.
(По А. Бобковой)
Выполните задания
1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
2. Подчеркните все предлоги.
3. Выполните морфологический разбор одного производного и одного непроизводного предлога из текста.

ПРЕДЛОГ
Вариант 2
1. Вставьте пропущенные буквы.
Получить по предъявлени.. паспорта; отсутствовать по бо-лезн..; принять решение по выяснени.. обстоятельств; поздравить лично по приезд..; не прийти по причин., болезни; ошибиться по невнимательност..; по прибыти.. в столицу.
2. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
Выйти (на)встречу гостям; изучать (в)течени.. года; (в)след-стви.. сильной метели; задержаться (в)виду обильного снегопада; договориться (на)счёт поездки; отдыхать (в)продолжени.. недели; (в)целях повышения урожайности; находиться (в)нутри дома; остановиться (в)близи опушки, (по)мере приближения вечера, поехал (в)место друга.
3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясняя правописание слов. Указывайте части речи.
Идти (на)встречу с ветераном — идти (на)встречу гостям; (в)роде былинного богатыря — согласовать (в)роде и числе; (в)про-должени.. года — (в)продолжени.. всего романа; прийти (в)место сестры — прийти (в)место наших игр; (в)следстви.. долгих дождей — (в)следстви.. сделана ошибка; исполнить (в)заключени.. — (в) заключени.. диссертации.
4. Работа с текстом.
(1)Удивительное создание кошка! (2)Она часто идёт (на)встречу опас(?)ности. (З)Все кошки очень хорошие охотники. (4)(В)отличи.. от других животных эти зверьки (не)обычайно т..рпеливы. (5)(В)течени.. долгого времени кошка ждёт, пока мышь выйдет из норки. (6)В целях собстве(н,нн)ой безо-пас(?)ности и чтобы (не)пр..влекать к себе лишнее внимание будущей жертвы, ходят кошки бе..шумно. (7)Они в меру осторожны. (8)(Не)смотря на то что у кошек прекрасное зрение, в полной т..мноте они (не)вид..т. (9)В такие моменты вместо глаз кошку
59
выруча..т усы. (10)Ещё кошки отличаются тонким слухом. (11)Со стороны может показат(?)ся, что киска спит. (12)Да, она спит, но (из)за особе(н,нн)остей организма слыш..т вокруг себя все звуки.
(13)Наши питомцы любят поговорить. (14)Много разных чувств они могут выразить (за)счёт голоса. (15)Благодаря кошкам люди избегают разных опас(?)ностей.
(Из «Популярной энциклопедии для детей»)
Выполните задания
1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
2. Подчеркните все предлоги.
3. Выполните морфологический разбор одного производного и одного непроизводного предлога из текста.

СОЮЗ
Работа № 1
Вариант 1
1. Подчеркните однородные члены и основы сложных предложений. Расставьте недостающие знаки препинания. Начертите схемы предложений 1 и 3.
1) С нежностью смотрит на звёзды далёкие и удивляется небу земля. (С. Есенин)
2) Зимним холодом пахнуло на леса и на поля. (И.Бунин) 3) Гроза прошла и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом. (А. Блок)
4) В окружающей осенней природе было уныло и грустно в этот час. (А. Платонов) 5) Вечерняя заря погасла и в воздухе начинали разливаться холодные тени. 6) Ворота выходили в переулок и над ними низко свешивались густые ветки старого серебристого тополя. (Б. Короленко) 7) Ручей выбежал из глухого леса на поляну и в открытых тёплых лучах солнца разлился широким плёсом. (М. Пришвин)
2. Расставьте знаки препинания. Союзы заключите в овал и надпишите, какой это союз — сочинительный (с) или подчинительный (п).
1) Мы пошли было от озера но тут я вспомнил про загадочные тропинки возле дороги и вернулся. (Б. Солоухин) 2) Он был брит сухощав и морщинист а на голове у него была копна не то курчавых не то непричёсанных волос. (Б. Солоухин) 3) В древности славяне писали либо значками и чёрточками либо картинками. (Е. Симонова) 4) Сейчас на реке я подумал что шедевры существуют не только в искусстве но и в природе. (К. Паустовский) 5) Как дыхание так и питание из воздуха на свету — необходимые процессы в жизни растения. (Б. Всесвятский) 6) Крайнев поднял голову и увидел как в открытые ворота въехала колонна машин. (Б. Попов) 7) На улице целый день шёл то дождь то мокрый снег однако в парке в этот праздничный день было немало людей.

3. Раскройте скобки. Укажите, какими частями речи являются слова со скобками.
1) То(же) слово, да не так бы молвить. 2) Мокрая курица, а то(же) петушится. 3) Честность, порядочность, совесть — это качества, которыми дорожить надо так(же), как мы дорожим своим здоровьем. (Д. Лихачёв) 4) Разговорный язык простого народа достоин так(же) глубочайших исследований. (А. Пушкин) 5) Что(бы) увидеть, надо всем своим существом захотеть посмотреть. (Л. Шестов) 6) Что(бы) ни случилось, не теряй бодрости. (Л. Толстой) 7) Берись за(то), к чему ты сроден, коль хочешь, что(б) в делах успешный был конец. (И. Крылов) 8) Хватается за(то) иной, в чём он совсем не годен. (И. Крылов) 9) Мал золотник, за(то) дорог. (Пословица)

СОЮЗ
Работа № 1
Вариант 2
1. Подчеркните однородные члены и основы сложных предложений. Расставьте знаки препинания. Начертите схемы предложений 1 и 3.
1) Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. (М. Горький)
2) Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь. (К. Паустовский) 3) Белое солнце сверкало в облетавших лесах и в его холодном свете был хорошо виден каждый лист. (К.Паустовский) 4) Декабрь всё берёт
и ничего не отдаёт. (Пословица) 5) Солнце уже пряталось и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. (И. Бунин) 6) Солнце уже заходило и багрянец неба ярко отражался в воде. (Н. Телешов) 7) По горам две хмурых тучи знойным вечером блуждали и на грудь скалы горючей к ночи медленно сползали. (М. Лермонтов)
2. Расставьте знаки препинания. Союзы заключите в овал и надпишите, какой это союз — сочинительный (с) или подчинительный (п).
1) С полей с лугов и с вод поднялись туманы но в лесу туманы застряли надолго. (М. Пришвин) 2) С востока несло не то низкие чёрные тучи не то холодный дым исполинского пожара. (К. Паустовский) 3) Дорого дерево не только плодами но и листами. (Пословица) 4) Я был так поражён этим невиданным зрелищем что совершенно онемел и не отвечал ни одного слова на вопросы отца и матери. (С.Аксаков) 5) Достоевский — писатель который иногда исподволь а иногда с беспощадной настойчивостью заставляет человека заглянуть в свой внутренний мир. (В. Каверин) 6) Молодые листья лепетали да зяблики кое-где пели да горлинки ворковали всё на одном и том же дереве. (И. Тургенев) 7) Слоистые облака почти всегда несут дождь или снег. (В. Архангельский) 8) Весна то снег рукой бросала то знобкий посылала дождь. (А. Кулешов)

3. Раскройте скобки. Укажите, какими частями речи являются слова со скобками.
1) Безнравственность сердца свидетельствует так(же) об ограниченности ума. (Б. Констан) 2) Время ничего не может сделать великим мыслям, которые так(же)свежи и теперь, как и много веков тому назад. (С. Смайлс) 3) Я за вами на коне поскакал бы то (же). (А. Пушкин) 4) Даже самые лучшие деревья гибнут без корней, то(же) случается и с людьми. (К. Тормис) 5) Что(бы) ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. (Л. Толстой) 6) На то и кот, что(бы) мыши не жирели. 7) Иной раз и честно, за(то) неуместно. 8) Дождь мелко сеется, за(то) долго тянется. 9) Не за(то) волка бьют, что сер, а за(то), что овцу съел. (Пословица)

СОЮЗ
Работа № 2

ВАРИАНТ 1
Анализ текста
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и выполните задания.
(1)Если ты с детства м..чтал стать врач..м или космонавтом и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора, у тебя нет проблем. (2)Что(бы) ни говорили мама или бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии и хорошо представляешь себе, что буд..шь делать по оконча-ни.. школы? (3)Ты — счастливый человек! (4)Многие ребята совершенно не представляют себе, кем быть, куда пойти учиться, когда прозв..нит последний школьный звонок.
(5)Для того чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. (6)Выб..рая определё(н,нн)ую профе(с,сс)ию, важно осознать, есть ли у тебя способности, которые соответствуют профе(с,сс)ионально важным качествам. (7)Так(же) надо помнить, что твой характер только формируется, поэтому не надо сп..шить накле..вать себе ярлык и отказываться от профе(с,сс)ии, например, артиста только потому, что ты якобы «застенчив». (8)Борись, работай над собой, познавай себя! (9)Помни так(же), что пс.хические свойства человека (способности, интересы или черты характера) — исключительно гибкие, изменяющиеся качества. (Ю)Известно (не)мало случаев, когда человеку, (не)имеющ..му способностей к музык.., но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. (И)Запомни, что способности формируются в деятельности. (12)Пр..выкай работать, трудиться, на одних способностях далеко (не)уед..шь.
(13)Что(бы) не ошибиться в выборе дальнейшего пути, надо расш..рять свой (круго)зор по отношению к миру профе(с,сс)ий. (14)Когда ты соб..рёшь такую информацию, смож..шь осоз-на(н,нн)о выбрать профе(с,сс)ию, отв..чающую твоим интересам и способностям. (15)Помни, что выбра(н,нн)ая профессия должна приносить удовольствие тебе и обеспеч..вать максимальную реализацию твоих возможностей.
(По Е. Рылевской)
Задания
1. Подчеркните предложение, в котором заключена главная мысль текста.
2. Среди предложений 9—11 найдите предложение с причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
3. Из предложения 9 выпишите сочинительный союз.
4. Из предложения 10 выпишите подчинительный союз.
5. Начертите схему предложения 15. Покажите в схеме функцию союзов в предложении.
6. Выпишите союзы из предложения 15. Проведите их морфологический разбор.

СОЮЗ
Работа № 2
Вариант 2
Анализ текста
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
(1)Один купец отправил своего сына к самому главному мудрецу за с.кретом счастья. (2)(В)течени.. сорока дней юноша ш..л по пустын.., пока не увид..л на вершин., горы великолепный замок. (З)Там и жил Мудрец, которого он р..зыск..вал.
(4)Мудрец выслушал юношу, но сказал, что сейчас у него нет врем..ни объяснять с.крет счастья. (5)Он сказал, что(бы) юноша побродил по замку и в..рнулся к нему через два часа. (6)Ещё он (так)же сказал, протягивая юноше чайную ложку с двумя каплями масла: «Возьми с собой эту лож..чку и смотри: (не)разлей масло».
(7)Юноша, (не)сводя глаз с ложечки, стал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, а два часа спустя пр..дстал перед Мудрецом. (8)Мудрец стал его ра..праш..вать: «Понравились ли тебе персидские ковры в столовой зале, сад, стари(н,нн)ые фолианты и п..ргаменты в моей б..бл..отеке? (9)3аметил ли ты, какие рыбки плавают в пруду во внутре(н,нн)ем двор..ке?» (10)Пристыже(н,нн)ый юноша пр..знался, что (не)видел ничего, потому(что) всё внимание его было пр..ковано к тем каплям масла, которые доверил ему хозяин.
(11)«Ступай назад и осмотри все чудеса в моём доме. (12)Нельзя д..верять человеку, пока (не)узна..шь, где и как он живёт», — сказал Мудрец.
(13)Юноша взял ложечку и снова двинулся по переходам замка. (14)На этот раз он был не так скован и разглядывал редкости и д..ковины, произведения иску(с, сс)тва, украшавшие комн..ты. (15)Он осмотрел сады с прекрасными прудами и окружавш..е замок горы, оценил прелесть цветов и иску(с,сс)ное расположение картин и статуй. (16)Вернувшись к Мудрецу, он подробно п..р..числил всё, что видел. (17)«А где же те две капли масла, которые я просил донести и (не)пролить? » — спросил Мудрец. (18)И тут юноша увидел, что пролил их. (19)И сказал ему мудрейший из мудрых: «Надо жить и видеть всё, чем чудесен и славен мир, и (ни)когда при этом (не)забывать о двух каплях масла в чайной ложк..».
(Притча)
Задания
1. Подчеркните предложение, в котором заключена главная мысль текста.
2. Среди предложений 4—6 найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
3. Из предложения 5 выпишите сочинительный союз.
4. Из предложения 16 выпишите подчинительный союз.
5. Начертите схему предложения 4.