Мастер-класс на тему: Предложение. Грамматическая основа предложения. Простое предложение. Классификация простых предложений.
Тема: Предложение. Грамматическая основа предложения. Простое предложение. Классификация простых предложений.
Цель: Углубить знания о простом предложении, о грамматической основе. дать понятие о видах простых предложений. Формировать навык самостоятельной работы по овладению новым материалом; умение ставить себе вопросы и решать их; оценивать свои знания, их систему. Развивать умение пользоваться багажом знаний, ранее приобретённым. Воспитывать внимание к слову, к товарищам, к происходящему, а также чувство собственного достоинства: я не могу быть хуже других, т.к. я умею трудиться.
Оборудование: интерактивная доска, плакаты, маркеры
Ход урока:
1. Орг. момент Слово учителя. Создание положительного настроя.
Я предлагаю вам обратиться сегодня к словам Эйнштейна: «Открытия совершаются тогда, когда все думают, что этого быть не может, а один человек этого не знает». Попробуем быть незнайками, чтобы стать гениями. Но помним, что в науке решает 99% пота и только 1% таланта. Потрудимся!
2. Актуализация знаний
Сравните два выражения, докажите свою точку зрения:
Замечательный поезд и Поезд тронулся.
(Формативное оценивание ответов учащихся, техника «Словесная оценка», устная обратная связь)
Да, первое выражение – это словосочетание, а второе – предложение. Вспомните все, что вы знаете о синтаксисе и словосочетании и его видах.
(Выявляется уровень знаний, умений учащихся по пройденной теме. Диагностическое оценивание.)3. Ввод в новую тему.
А зачем люди отправляются в путешествия?
Путешествуя по одним и тем же местам, человек каждый раз открывает их заново, узнает что-то новое, которое раньше он не замечал. У меня к вам есть одно предложение – проведать одного нашего старого приятеля, посмотреть на него другими глазами и, может быть, открыть его для себя заново, увидеть в нем что- то новое. Наш старый друг – это предложение. А как вы думаете, каковы цели посещения старых друзей, а в нашем случае предложения.
Чтобы рассесться в вагоны, нам необходимо разделиться по купе (группы). Для этого мы проведем разминку Восточный Базар
Участникам раздаются бумажки с указанием их роли: купцы на восточном базаре, восточные девушки и верблюды. Каждый воспроизводит свою мелодию. Купцы поют: зум-гари-гари-гари-зум-гари-гари. Девушки: ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла. Верблюды: гумм-га. Петь начинают купцы, далее вступают девушки и последний штрих добавляют верблюды. Все поют одновременно. Затем участники, передав свои бумажки другим учащимся, меняются ролями. Каждый должен побывать в трех ролях.После третьей смены учащиеся делятся на три группы: купцы , восточные девушки и верблюды.
Рассаживайтесь поудобнее, наш поезд отправляется. У вас на партах опорные карточки- это будут ваши проездные билеты. Подпишите ваш проездной билет и тему нашего путешествия "Основные виды простых предложений".
Вопрос: Что мы уже знаем о нашем старом друге, о предложении?
Прием «Сбор ассоциаций»Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы - предложение, предлагает ученикам в группах за определенное время написать как можно больше слов или выражений, связанных с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники писали приходящие на ум ассоциации.1этап ученики работают индивидуально2 этап обсуждение в группах. Группы выделяют совпадающие представления, наиболее удачные и оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант.3 этап каждая группа поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель их фиксирует на доске. Основное условие не повторять то, что уже было сказано другими.
Формирование понятия простое предложение, грамматическая основа
3. Изучение нового материала
1. Знакомство с темой урока: Простое предложение. Грамматическая основа. Классификация простых предложений.
2. Постановка дидактической цели урока. Учащиеся формулируют вопросы, ответы на которые должны получить на уроке, что и будет целью урока.
- Что такое простое предложение?
- Что такое грамматическая основа?
-Какие по составу бывают грамматические основы?
- Если классификация простых предложений, то какие виды простых предложений бывают? И т.д.
- Какие знаки препинания нужно ставить в конце простых предложений?
3. Самостоятельное чтение теоретического материала по теме и составление кластера на тему «Классификация простых предложений». Работа в группе с последующей презентацией. Взаимооценивание: каждый ученик отдает свой голос (стикер, который прикрепляет на плакат той или иной команды). Формативное оценивание.
4.Самостоятельная индивидуальная работа. Наблюдения и выводы
На доске даны предложения, нужно определить их вид, заполнив семантическую таблицу, и доказать свой выбор, с последующей сомооценкой (суммативное) по образцу ответа. Перед работой учащиеся знакомятся с критериями оценивания.
Критерии оценивания:
- Вид 7-8 предложений по всем шести критериям определен правильно – «5»;
- Вид 5-6 предложений по всем шести критериям определен правильно – «4»;
- Вид 3-4 предложений по всем шести критериям определен правильно – «3»;
- Вид 1-2 предложений по всем шести критериям определен правильно – «2».
1. Что вам всем нужно для счастья?
2. Какая прелесть!
3. Люби и береги родную природу.
4. Городской человек редко встречается с землей.
5. Наш поезд мчится быстро.
6. Мы доехали!
7. За окнами - красота.
8. По-моему, мы еще не приехали.
5. Групповая работа по методу ДжигсоГруппам раздаются плакаты, на которых каждая группа маркером определенного цвета записывают и обмениваются работами по часовой стрелке (если не согласны с выполнением работы предыдущей группы, исправляют ошибки):
А) примеры трех предложений разного типа;
Б) выделяют грамматические основы;
В) производят синтаксический разбор и дают характеристику предложению.
После того, как плакат возвращается в исходную группу, комментируют выполненные задания и исправленные ошибки, доказывают, что разобранное предложение простое. Работа в группе оценивается капитаном команды.
6. Рефлексия по методу «Светофор»
Учитель предлагает ученикам установить по результатам их работы степень достижения ими учебной цели и приобретение уверенности в своих знаниях.
• Зеленый – цели достигнуты, уверенно движутся вперед.
• Желтый – частичная динамика, достигнуты отдельные элементы успеха, не достаточная степень уверенности, обращаются за советом, помощью.
• Красный – цели не достигнуты, находятся в замешательстве, о чем ставят в известность учителя.
Стикеры определенного цвета и с указаниями своих предложений учащиеся прикрепляют на плакат с изображением светофора.
Данный метод поможет учителям на начальной стадии обнаружить трудности и позволит ученикам проявлять оперативность в своевременном обращении за помощью к учителю.
7. Домашнее задание
Выучить теоретический материал. Найти примеры различных видов предложений в произведениях, которые изучаются по литературе на данный момент.
Задание по выбору (усложненный вариант): написать рассказ о поездке к старому другу Предложению, использовав в работе пройденный на уроке материал.
8. Итог урока
Выставление оценок учителем по маршрутным листам, заполненными капитанами групп.