Урок по географии в 5 классе Параллели и меридианы ФГОС

Учитель МОУ «СОШ№ 5» Кузьмина Н.В., первая квалификационная категория
Тема: Глобус, параллели и меридианы.( 5 класс ФГОС)
Цель:
Образовательная цель:
-сформировать знания о глобусе как модели Земли;
- дать знания о градусной сетке на глобусе и географической карте;
-анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы;
-выполнять визуальный анализ и описание по разным картам;
-проводить расчётно-аналитические вычисления, используя карты.
Оборудование: глобусы, карта полушарий.
Тип урока: открытие новых знаний в технологии деятельностного метода обучения.

Этапы урока
Содержание урока
Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов


Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности.



Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.







III.ПРОБНОЕ ЗАДАНИЕ.
















-Какой теме был посвящен прошлый урок?
( Форма и размеры Земли)
- О чем мы говорили на прошлом уроке?
- Как вы думаете, зачем мы с вами уделяли столько внимания изучению нашей планеты?
- Хорошо , правильно.
Сегодня мы продолжим разговор о нашей планете Земля.
Фронтальная работа, работа в парах.
- Прежде чем приступить к изучению нового материала, что надо сделать?
( надо повторить то, что нам сегодня потребуется для открытия нового)
-Ответьте на следующие вопросы:
- Кто определил размеры нашей планеты? ( Эратосфен)
- Кто из древнегреческих ученых пришел к выводу о шарообразности Земли? ( Первым высказал мысль Пифагор, затем Аристотель)
- Почему у него возникла такая мысль?
- Какова же истинная форма Земли? ( геоид)
- Что это за форма?
- Что вы сейчас повторили?
ПРОБНОЕ ЗАДАНИЕ.
Теперь попробуйте выполнить новое для вас задание.
- Как вы думаете с какой целью я вам прелагаю новое задание?
( чтобы мы поняли, что мы не знаем; и поняли какая тема будет сегодня на уроке)
Такое задание называется пробным.
1. – Как прекрасна наша планета на космических снимках! Подберите прилагательные для описания поверхности нашей планеты.
– Так ли красиво выглядит её поверхность на глобусе?
– Какой у вас возникает вопрос?
– Зачем на карты и глобус наносят особые линии – параллели и меридианы?
Сравните свой вопрос с авторским стр.171
- Покажите на карте и глобусе параллели и меридианы.
- У кого нет ответа?
- Что вы не смогли сделать? ( не знаем пока,что такое параллели и меридианы)
- Кто нашел на карте и глобусе параллели и меридианы?
Вы можете доказать, что выполнили задание правильно?
- Что вы не можете сделать?
( мы не можем доказать, что выполнили задание правильно, т.е. правильно определили параллели и меридианы)

Сформулируйте тему урока.













Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
3. Вычитывать все уровни текстовой информации.
4. Преобразовывать информацию из одного вида в другой.
5. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.



IV.Выявление причины затруднения







V.Поиск решения.

Фронтальная работа, работа в парах.
- Что вы должны были сделать?
( показать на карте параллели и меридианы)
-Чем вы пользовались при работе?
(мы пользовались атласом)
-Почему у вас возникли затруднения?
( мы не знаем , что такое параллели и меридианы)

1. – Как мы можем рассмотреть форму Земли и её поверхность? Дайте определение понятию «глобус». Проверим по учебнику, с. 36.
2. – В 1492 г. Мартин Бехайм создал первый глобус. На нём были показаны материки Старого Света. Какие материки и океаны можно было найти на этом глобусе? Какие ещё предстояло открыть?
3. – Что и как изображают на глобусе?
4. Покрутите глобус. Какие точки на глобусе при этом остаются неподвижными? Как их называют? Что находится на равном расстоянии от полюсов? На какие полушария экватор делит земной шар?
5. – Сколько часов потребуется, чтобы обойти всю Землю, если двигаться со скоростью 4 км/ч? А сколько дней, если каждый день идти по 10 часов?
6. – Какие линии ещё показаны на глобусе и картах? Дайте им характеристику. Заполните таблицу.

Название линии
Определение
Направление
Характеристика

1.




2.





7. – Зачем на глобусе и картах нанесены параллели и меридианы? Что они образуют? Как производят отсчёт градусов? Какие полушария выделяют на глобусе?
8. – Сравните глобус и карту. Определите их достоинства и недостатки. Проверьте по учебнику, с. 39.
9. – Сравните изображения острова Гренландия на глобусе и карте. Почему они неодинаковые?
10. – Как ответим на основной вопрос урока?





Коммуникативные УУД
1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.
2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


VI.Первичное закрепление.










Я вам предлагаю задание на тренировку.
- Покажите на карте параллели и меридианы.
-Вы готовы поработать самостоятельно проверить свое понимание.
- Откройте контурные карты.
Красным карандашом обведите параллели
Синим карандашом обведите меридианы
Учащиеся самостоятельно выполняют задание и сопоставляют свои работы с эталоном для самопроверки.

Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
3. Вычитывать все уровни текстовой информации.
4. Преобразовывать информацию из одного вида в другой.
5. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.


VII. Включение в систему знаний и повторение.


1. – Ответьте на вопросы 1–6, с. 41.
2. – Выполните задание 7, 8, с. 41.
Познавательные УУД



VIII.Рефлексия учебной деятельности.

– Сделайте вывод по уроку.
Домашнее задание: §6.

– Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему научились?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто получил отметку в дневнике? За что?

Регулятивные УУД
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


Рекомендации по оцениванию достижений учащихся


·. Актуализация знаний.
* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.

·
·. Открытие нового знания.
* Отметить учеников, которые хорошо работали с логической цепочкой, таблицей.
* Отметить учеников, которые решали задачу.

·
·
·. Применение нового знания.
* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.














15