Дополнительный материал к уроку по географии для 10 класса на тему: Религии мира
Международный туристический маршрут по религиозным объектам.
Россия.
Валаам.
Валаа́м (карел. Valamoi, фин. Valamo «высокая, горная земля») — остров в северной части Ладожского озера, самый большой в составе Валаамского архипелага. На острове расположены посёлок Валаам, входящий в Сортавальское городское поселение, и памятник русского зодчества.В 1999 году архипелаг получил статус природного парка,который назвали природный парк «Валаамский архипелаг». Его площадь составляет 24,7 тысяч га, большая часть приходится на водные пространства. Парк был создан для охраны уникальных природных комплексов острова Валаам и прилегающих островов, а также для организации туризма. Наиболее крупными из прилегающих к Валааму островов являются Скитский, Предтеченский, Никоновский, Дивный и группа Байевых островов. Многие острова соединены друг с другом мостами. Здесь насчитывается более 480 видов растений , около 10 видов млекопитающих и более 120 видов птиц. Большая часть островов покрыта реликтовыми хвойными лесами с преобладанием сосны. Кроме того, на протяжении долгих лет монахами были посажены целые рощи кедра, лиственницы, туи, каштана, дуба, ясеня и пихты, которые так нетипичны для этих мест. В парке предлагаются экскурсии по основным природным достопримечательностям Валаамского архипелага, скалистым берегам с колониями чаек и крачек и лежбищами ладожской кольчатой нерпы, которая занесена в Красную книгу Российской Федерации, а также посещение музея Природы. В музее рассказывается о животном и растительном мире островов, об истории образования Ладожского озера и о его нынешнем состоянии. Монастырский комплекс находится в северной части острова Валаам на вершине холма у Монастырской бухты. Он окончательно сформировался к 1862 году. Здания комплекса строились из кирпича, который изготовляли здесь же на острове. К монастырю от бухты ведет гранитная лестница и лиственничная аллея. В плане монастырские здания представляют собой два четырехугольника, состоящих из нескольких рядов келий и церквей. Один из этих четырехугольников помещается в другом. Сначала вы попадаете к святым вратам, над которыми стоит церковь Петра и Павла. Через них вы проходите ко второму четырехугольнику, внутри которого стоит главный собор монастыря – пятиглавый Спасо-Преображенский собор. На нижнем этаже собора располагается церковь Сергия и Германа. Считается , что под спудом собора покоятся останки этих святых.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
Свято-Троицкую Сергиеву Лавру называют сердцем православной России, считая одной их самых почитаемых общерусских святынь. В решающие моменты Лавра всегда была для страны примером верности Православию, силы духа и действенной любви к своему земному Отечеству. Это крупнейший действующий мужской монастырь России.
Само рождение прославленной обители Живоначальной Троицы современно возвышению Московского княжества. В 1337 году в лесу, простиравшемся от городка Радонеж и от Хотькова монастыря на север к Переяславлю, двумя сыновьями ростовского боярина Кирилла- Варфоломеем и Стефаном,-решившими для монашеского подвижничества уйти в лесную пустынь, были срублемы келья и церквицы (то есть малая церковь), освященная во имя Пресвятой Троицы.
Здесь в 1380 году отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшееся на сражение с Мамаем. 8 сентября 1390 года во время Куликовской битвы на поле боя вышли монах и богатырь Троицкого монастыря – Пересвет и Ослябя. В 1392 году преподобный Сергий умер, а основанный им монастырь на протяжении нескольких столений являлся культурным и религиозным центром Российского государства (в монастыре составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы; в 15 веке здесь было создано «Житие преподобного Сергия Ражонежского», один из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейший исторический документ).
Китай.
Храм неба.
Храм Неба (кит. HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE" \l ".D0.9F.D0.BE.D0.BB.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.B8_.D1.83.D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.89.D1.91.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.B8.D0.B5.D1.80.D0.BE.D0.B3.D0.BB.D0.B8.D1.84.D1.8B" \o "Китайское письмо" трад. 天壇, упр. 天坛, HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D0%BD%D1%8C%D0%B8%D0%BD%D1%8C" \o "Пиньинь" пиньинь: Tiāntán, HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BF%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%8F" \o "Транскрипционная система Палладия" палл.: Тяньтань) — храмово-монастырский комплекс в центральном Пекине, включающий единственный храм круглой формы в городе — Храм Урожая (это главный храм комплекса, часто называемый Храмом Неба). Занесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. Площадь комплекса составляет 267 га. Тяньтань является одним из символов города.
Комплекс построен в 1420 году во время правления под девизом «Юнлэ» династии Мин. Изначально назывался Храмом Неба и Земли, но после строительства в1530 году отдельного Храма Земли стал выполнять функцию поклонения Небу.
Храм неба расположен к юго-востоку от императорского дворца. Появился он в то же время, что и Запретный город, и первоначально действовал как храм Неба и Земли. Этим объясняется необычная форма территории храмового комплекса (южная часть постройки имеет форму квадрата, а северная округла): согласно китайской традиции, круг символизирует Небо, а квадрат — силы Земли; с тех пор в стенах Тяньтаня возносились молитвы исключительно Небу.
В течение почти 500 лет раз в году, в день зимнего солнцестояния, императоры прибывали сюда, чтобы после трехдневного строгого поста принести Небу щедрые дары. Считалось, что у владыки Поднебесной божественное происхождение, поэтому только император имеет право обращаться к Небесам с молитвами о процветании государства. Властитель заклинал ветер, дождь, жару и холод, чтобы они появлялись именно тогда, когда назначено вековечным природным циклом, — это было залогом хорошего урожая.
Храм Неба считается шедевром архитектурного искусства в мире. Говорят, что здесь человек может поговорить с Небесами. При династиях Мин и Цин в Пекине было построено 4 императорских храма: Храм Неба, Алтарь Земли на севере, храм Луны на западе и храм Солнца на востоке, за магазином «Дружба». Все они сохранились до наших дней. Храм Неба крупнейший в своем роде в Китае.
Храм Юаньтун расположен в центре Куньмина, у подножия горы Лофэн. Это крупнейший храм в городе.
Храм был постороен в конце 8-го века и первоначально назывался Бутоло. Но во время войн в 12-ом веке он значительно пострадал. И в 1301 году на месте прежнего храма был возведен новый, Юаньтун. В последующие эпохи он несколько раз расширялся. Его архитектура грандиозны. Возле входа находится огромная арка, на которой написано «Юаньтун шэньцзин» (Пейзажи Юаньтуна). Взобравшись на арку, можно с высоты птичьего полета взглянуть на севь храмовый комплекс.
Широкая тропа идет от арки к огромному пруду. Юаньтун больше похож на сад, чем на храм. В центре пруда в эпоху Цин был построен восьмиугольный павильон. Вдоль берега пруда построена галерея, по которой можно добраться до главного здания храма – зала Юаньтун. Огромная статуя Будды Саньши и два дракона, обвивающие колоны, просто ошеломляют. Вдоль лестницы к вершине холма установлены каменные таблички. Надписи на них сохранились до сих пор, не смотря на дожди и ветра в течение не одной сотни лет. За залом находятся две древние пещеры – Йоугу и Чаоинь. Говорят, что когда- то в пещерах обитало чудовище, которое убивало местных жителей. Чтобы укротить чудовище, монах построил перед пещерами помост для жертвоприношения.
Япония.
Храм Ицукусима на острове Миядзима Миядзима – райское место в Японском Внутреннем море. Здесь горы, поросшие гремучим лесом, обезьяны, вольно шатающиеся по острову, солнце и полный позитив. Что касается негатива, то здесь вы не найдете и толики этой эмоции. Согласно синтоистским верованиям, на острове не должно было свершаться что-либо нечистое, к чему причислялись роды и похороны. До сих пор здесь нет кладбища, и умерших увозят с острова.
На острове воздвигнут Ицукусима - один из древнейших синтоистских храмов. Ярко-красные ворота храма – тории - вынесены далеко в море перед входом в святилище. Существует поверье: человек, которому удастся пройти под этими воротами, обретёт счастье и благополучие. Как, впрочем, и исполнятся все его желания. Кстати, пройти под воротами, можно только во время отлива. Ловите момент и готовьте желания. Ритуальные ворота «тории» (букв. «птичий насест») – один из самых узнаваемых символов Страны восходящего солнца. Они устанавливаются перед святилищами японской религии синто и символизируют незримую границу между миром людей и миром духов. Традиционно тории представляют собой сооружение, которое состоит из двух поперечных перекладин, опирающихся на боковые столбы. Ворота изготовлены из дерева и выкрашены в красный цвет, а их форма соотносится с древними мифами.
Огромные, ярко-красные ворота Ицукусимы поднимаются прямо из воды маленькой бухты. Во время прилива основания колонн погружаются под воду, поэтому войти в святилище можно только в часы отлива. В трещинах ритуальных ворот посетители оставляют монетки и загадывают желание.
Золотой храм Рокуон-Дзи.
Кинкаку-дзи (яп. 金閣寺 Кинкакудзи HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F:%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Википедия:Японский язык" ?, Золотой павильон) — один из храмов в комплексе Рокуон-дзи (яп. 鹿苑寺?, Храм оленьего сада) в районе HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0-%D0%BA%D1%83,_%D0%9A%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%BE" \o "Кита-ку, Киото" Китагорода Киото, Япония. Павильон («Сяридэн») был построен в 1397 как вилла для отдыха HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%91%D0%B3%D1%83%D0%BD" \o "Сёгун" сёгуна HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B3%D0%B0_%D0%81%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%86%D1%83" \o "Асикага Ёсимицу" Асикага Ёсимицу, здесь он провел последние годы своей жизни, утратив всякий интерес к политической жизни страны.Главной святыней монастыря является статуя HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B0" \o "Авалокитешвара" Авалокитешвары. К ценным памятникам относятся портрет сёгуна HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B3%D0%B0_%D0%81%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%86%D1%83" \o "Асикага Ёсимицу" Асикаги Ёсимицу, фрески кабинета Дайсё, монастырский сад. Памятник культуры Китаяма. В 1994 году занесён в список Мирового наследия ЮНЕСКО в Японии.
Весь павильон (кроме нижнего этажа) покрыт листами чистого золота. Павильон используется как сяридэн — хранилище реликвий Будды. На крыше павильона — китайский феникс.
Первый этаж Кинкакудзи представляет собой своего рода приёмный зал. Он окружен верандой, почти выступающей над прудом. Второй этаж немногим отличается от первого, но его интерьер украшен богатой живописью, поскольку на этом этаже размещался зал музыки и поэзии. Третий этаж, отделенный от первых двух выносом крыши, отличается большими арочными проемами окон, очень близкими к буддийской храмовой архитектуре XIV в. Он был предназначен для религиозных церемоний и снаружи и внутри покрыт золотыми листьями на лаковом фоне, за что и получил название Золотой павильон.Павильон окружает сад, он был создан в конце XIV в. Уже много веков Кинкакудзи отражается в озере, которое совсем не случайно носит название Кёкоти («озеро-зеркало»). Озеро огромное и глубокое, с прозрачной водой, украшенное многочисленными большими и малыми островами с растущими на них соснами. Из воды поднимаются камни причудливой формы и расцветки. С галереи павильона хорошо видны два основных острова — Остров черепахи и Остров журавля (в дальневосточной мифологии журавль и черепаха являются символами долголетия). И острова, и камни расположены таким образом, что они как бы обрамляют отражение Кинкакудзи в озере, что лишь подчеркивает его изысканную строгость.
Индия.
Храмы МурдешвараВ 280 км от столицы Гоа, в Карнатаке, на берегу моря, расположен рыбацкий поселок – Мурдешвар. Это место, как и Гокарна очень почитается паломниками со всего мира. Более тысячи человек прибывают сюда ежедневно, чтобы осмотреть храмовый комплекс. Строения, которые входят в комплекс, поражают своим разнообразием, красотой и размерами. Построен он на холме Кандука, а с трех сторон его окружают воды Аравийскогоморя.Как повествуют мифы, Равана, бросил на этот холм материю, покрывавшую лингам, которая была подарена Шивой. Мурдешвар – так называется основной храм в комплексе. Он создан из гранита и посвящен богу Шива. Перед входом в храм вас встретят 2 слона, вылитых из бетона в натуральную величину. Напротив храма расположена горупа Раджа (горупа – это башня при очень большом и значимом индуистском храме), ее высота составляет 184 м, и при своих двадцати этажах она по праву считается самой высокой в мире.Главным сооружением в храмовом комплексе является статуя Шивы, высота которой составляет 37 метров. Это самая большая в мире статуя, посвященная данному божеству. Она располагается на вершине холма Кандука, что делает ее видимой даже далеко из моря. Божество, отображенное на статуе, сидит в позе лотоса и повернуто спиной к морю.
Храм Лакшми-Нарайан.
Прекрасный, как будто игрушечный, храм Лакшми-Нарайан расположен в столице Индии, городе Дели. Храм посвящен индуистской Богине здоровья Лакшми, а также ее супругу Нарайану. Идея создания храма принадлежала известным индийским предпринимателям и филантропам, отцу и сыну, Бальдео Бирла и Джугару Кишор Бирла, поэтому эта постройка еще известна как Бирла Мандир, или Храм Бирла. Строительство началось в 1933 году, а торжественное открытие состоялось в 1939 году при участии великого духовного лидера страны Махатмы Ганди, который призвал создателей храма открыть его двери абсолютно для всех людей, независимо от их социального положения и касты.
Весь храмовой комплекс вместе с большим садом, украшенным небольшими фонтанами, занимает площадь более трех гектаров.
Здание храма Лакшми-Нарайан выполнено в так называемом северном стиле, или стиле Нагара, типичном для индуистских религиозных построек северной части Индии. Практически вся внешняя поверхность стен храма покрыта резными изображениями сцен из индийской мифологии, над которыми трудились более сотни самых искусных художников и скульпторов города Варанаси. Они же создавали и статуи божеств для храма.
Здание имеет три этажа и «смотрит» на восток. Его основная башня возвышается над улицей на более чем 48 метров. Стены зала, в котором расположена главная святыня храма – статуи Лакшми и Нарайана, украшены богатыми фресками и прекрасными картинами. Они изображают богов, в честь которых храм и был построен, сцены из их «жизни». Помимо Лакшми и ее супруга, в храме есть статуи Шивы, Ганеши, Ханумана, и, конечно же, Будды.