«Особенности социально-психологической адаптации детей с нарушениями зрения в условиях ДОУ»
«Особенности социально-психологической адаптации детей с нарушениями зрения в условиях ДОУ»
Тезисы к выступлению на областной научно-практической конференции руководителей и специалистов, реализующих адаптированные образовательные программы в условиях инклю-зивного образования и дошкольных групп ОГКОУ школ, школ-интернатов для детей с ОВЗ
“Настанет время, когда человечество
победит и слепоту, и глухоту, и слабоумие,
но гораздо раньше оно победит их социально
и педагогически, чем медицински и биологически”
Л.С. Выготский
Одним из наиболее актуальных направлений в образовании на современном этапе является реабилитация детей с ограниченными возможностями и, в частности, их социальная реабилитация.
Социализация включает в себя развитие эмоциональных связей, общение с окружающими людьми. Для незрячих детей процесс социализации вызывает много затруднений, так как основными средствами познания окружающего мира становятся осязание и слух.
К моменту поступления в детский сад большинство детей с нарушениями зрения имеют комплекс проблем. Аффективные нарушения проявляются в изменении настроения, в неадекватных эмоциональных реакциях, трудностях произвольной регуляции поведения. Коммуникативные нарушения сопровождаются склонностью к психической изоляции, аутизации, повышению агрессивности, раздражительности в общении (Л.И. Солнцева, Л.И.Плаксина, И.Г.Кирилова). Поэтому важными задачами педагогов является формирование у слепого ребенка эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, неречевых средств общения (адекватных мимических проявлений, жестов, пантомимики). Тифлопсихологами отмечается тот факт, что дефекты зрения могут приводить к развитию негативных черт характера, таких как негативизм, внушаемость, пассивность, конформность, однако при правильной организации воспитания и обучения слепого и слабовидящего ребенка формирование позитивных свойств личности, мотивации общения и обучения оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора. В формировании основных свойств личности на первый план выступают социальные факторы, действие которых оказывается относительно или полностью независимым от времени возникновения и глубины патологии зрения. Интересы к определенным видам деятельности, успешно осуществляются и без зрительного контроля, они оказываются такими же глубокими, устойчивыми и действенными, как и у нормально видящих людей. Таким образом, содержательная сторона психики при развивающем обучении оказывается независимой от дефектов зрения.
Современные тифлопсихологи, изучая особенности развития незрячих и слабовидящих людей, приходят к выводу о том, что компенсаторные процессы, а также адекватное, специально организованное воспитание и обучение детей с нарушениями зрения и слепотой способны минимизировать негативное влияние нарушений развития на эмоциональную сферу.
Поэтому в работе делаю большой упор именно на развитие эмоционально – волевой сферы. Мной в соавторстве с узкими специалистами была разработана и внедрена в учебный процесс рабочая программа «Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников», целью которой является ознакомление детей с эмоциональными состояниями соответствующими возрасту, необходимых для дальнейшего развития личности, а также развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения.
Данная программа способствует формированию следующих «жизненных» и «академических» компетенций:
развитие представлений о себе и других людях, осознание общности и различий с другими;
формирование умения взаимодействовать с взрослыми и сверстниками,
выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и
делать самостоятельный моральный выбор в обыденных житейских
ситуациях;
накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни;
овладение ребенком с ОВЗ основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации;
формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
Конечную цель социально - психологической реабилитации инвалидов по зрению сформулировал Т. Руппонен: «Достижение такого психологического состояния, когда человек воспринимает свой зрительный дефект как одно из своих качеств, т.е. определенную индивидуальную характеристику, отличающую его от других, но не более того».
Результатом работы стало участие слепых детей в праздниках совместно со слабовидящими детьми: исполнение парных танцев, хороводов вокруг елки, успешное участие в соревнованиях, фестивалях и конкурсах, исполнение песен, чтение стихотворений для детей и родителей.
Список литературы:
1.«Психология воспитания детей с нарушением зрения». Денискина В.З., Москва 2004 г.2. «Коррекционная программа для слепых дошкольников. Коммуникативная деятельность». Автор-составитель В.Е. Боброва. С.-Петербург 1995 г.3. «Программа социально-эмоционального развития дошкольников «Я – Ты – Мы». Автор – составитель Князева О.Л. Москва 2005 г.4. «Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы «Лесенка радости». Хухлаева О. В. М.: Издательство "Совершенство», 1998.6. «Развитие эмоционального мира детей». Кряжева Н.Л. Изд.: «Акадедия развития» 1997.
7. Солнцева Л.И. О некоторых особенностях развития слепого ребенка дошкольного возраста // Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л.И. Солнцевой. - М., 1967.- С. 6.
8. Литвак А.Г. Тифлопсихология. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
Заголовок 1Заголовок 415