Особенности организации внеурочной деятельности для детей с нарушениями зрения


Топоева З.Г.,
учитель начальных классов
ГБОУ РХ «Школа-интернат
для детей с нарушениями зрения»

Особенности организации внеурочной деятельности
для детей с нарушениями зрения

Внеурочная деятельность ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения»
является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО ОВЗ - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Целью организации внеурочной деятельности является создание условий для достижения обучающимися с нарушениями зрения необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачами организации внеурочной деятельности является:
обеспечение адаптации обучающихся с нарушениями зрения к школьному обучению;
оптимизация учебной нагрузки, учет возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей обучающихся школы-интерната;
улучшение условий для развития обучающихся; содействие развитию индивидуальности обучающегося; нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения; познавательного интереса; потребности к самообразованию и творчеству; целеустремленности, аккуратности;
формирование у обучающихся с нарушениями зрения потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности, положительной «Я - концепции», которая характеризуется: уверенностью в доброжелательном отношении к ним других людей, убеждённостью в успешном овладении ими тем или иным видом деятельности, чувством собственной значимости;
развитие личности обучающихся, коррекция нарушений развития и профилактика возникновения вторичных отклонений.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное;
духовно-нравственное;
социальное;
общеинтеллектуальное;
общекультурное
Содержание работы по данным направлениям являются ориентиром для разработки образовательной организацией программы внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды их деятельности (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации: игровая деятельность, познавательная, проблемо-ценностное общение, досугово-развлекательное, художественное творчество, трудовая.
Традиционными формами организации внеурочной деятельности слабовидящих обучающихся выступают: экскурсии, кружки, секции, соревнования, праздники, общественно-полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы, культпоходы в театр, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, подвижные и спортивные игры и др.), туристические походы, творческие мастерские, поисковые исследования, факультативы.
В качестве нетрадиционных форм организации внеурочной деятельности слепых и слабовидящих обучающихся выступают: презентации предметов, фактов, явлений, событий; защита проектов; чаепития и другое.
Хорошей традицией в школе интернате стало проведение мероприятий, посвященных к Дню Матери. Учащимся было предложено на выбор: подготовить по теме рисунок, рассказ, совместно с родителями газету, фотоколлаж, презентацию. Обучающимся с нарушением зрения характерно снижение общей и зрительной работоспособности, замедленное формирование предметно-практических действий, замедленное овладение письмом и чтением, замедленный темп формирования зрительного образа, затруднённость выполнения зрительных заданий, сужен контакт с окружающим миром. У детей с нарушением зрения значительно снижена работоспособность. Это обусловлено недостаточной диференцированностью восприятия, бедностью сферы образов-представлений, непрочностью связи между вербальной и невербальными сферами, слабостью развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, речи. Выбор вида работы зависит от нарушения зрения. Для успешного выполнения заданий учитываются образовательные потребности ребенка с нарушением зрения, создаются необходимые условия, подбор необходимой тифлотехники, методов и способов подачи материала, подготовка адаптированного индивидуально-раздаточного материала, с учетом психофизических особенностей каждого ребенка. Наряду с традиционными работами были представлены работы, выполненные незрячими обучающимся: рельефные рисунки с использованием манки, бисера, небольшие «скульптурные» композиции из пластилина «Моя семья». Все работы обучающихся были представлены в виде защиты мини-проектов: в классе, в параллели, лучшие - на общешкольном мероприятии.
При организации внеурочной деятельности обучающимися школы-интерната используются возможности организаций дополнительного образования, культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления: тематические лагерные смены.
Внеурочная деятельность осуществляется:
непосредственно в школе-интернате;
на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы-интерната;
в сотрудничестве с другими организациями, специалистами муниципальных методических служб и с участием педагогов школы-интерната (комбинированная схема);
совместно с учреждениями дополнительного образования, спортивными объектами, учреждениями культуры.
Особенностью программы внеурочной деятельности школы-интерната, реализующей адаптированные основные образовательные программы, является сочетание вышеперечисленных направлений внеурочной деятельности с коррекционно-развивающими курсами, позволяющими обеспечить обучающимся с ОВЗ не только всестороннее развитие, но и усвоение содержания учебных предметов.
В связи с необходимостью посещения обучающимися с нарушениями зрения коррекционно-развивающих занятий (по охране, развитию остаточного зрения и зрительного восприятия, пространственной ориентировки, социально-бытовой ориентировки и т.п.) и занятий в организациях дополнительного образования, музыкальных школа и других организациях количество часов внеурочной деятельности сокращено.
Учебный план определяет модель, режим; состав и структуру направлений внеурочной деятельности, рабочие программы курсов внеурочной деятельности; расписание занятий, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся с учетом интересов, психофизических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и реализуется с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ и программами коррекционно-развивающей направленности.
Расписание занятий внеурочной деятельности утверждается директором школы-интерната 1 раз в год. При необходимости расписание может меняться и корректироваться.
В первом классе внеурочная деятельность реализуется по следующим направлениям:
общекультурное: «Этикет и культура общения»;
социальное: «Азбука здоровья»;
духовно-нравственное: «Родная Хакасия и я».
При выборе направлений внеурочной деятельности учитывались индивидуальные, психологические особенности обучающихся с нарушениями зрения: нарушение коммуникативных, ориентировочных навыков; чрезмерная «гиперопека» ребенка в семейном воспитании, приводящая к негативным последствиям: нежелание ребенка воспринимать других, как равноправных членов общества; недостаточное привитие этических, моральных и социальных норм поведения.
Актуальность введения курса «Этикет и культура общения» в рамках реализации общекультурного направления обусловлена необходимостью помочь обучающемуся в постижении норм человеческих отношений и на их основе поиске пути самовоспитания, саморазвития. Практическая значимость данного курса состоит в том, то отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
«Азбука здоровья» является курсом социального направления. Курс направлен на развитие у слепых и слабовидящих учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Курс «Родная Хакасия и я» - занятия духовно-нравственного направления, направленные на развитие навыков общения, социальной и психологической адаптации первоклассников в социуме. Курс позволяет слепым и слабовидящим учащимся, находящимся в условиях зрительной депривации, овладеть коммуникативными умениями и навыками, в основе которых лежат принятые в обществе зрячих нормы и стереотипы коммуникативного поведения. Национально–региональный компонент содержания курса закрепляет речевое (опора на сохранные анализаторы) , эстетическое развитие младшего школьника, продолжает его экологическое образование; нацелен на приобщение младших школьников к традиционным ценностям на основе патриотического, духовно – нравственного воспитания.
Актуальность курса «Родная Хакасия и я» заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного края». Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».
В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы духовно-нравственном воспитании обучающихся с нарушением зрения, которые возникли в последнее время.
Представленный курс углубляет изучение истории региона, интегрирует следующие предметы: окружающий мир, история, литература, изобразительное искусство, музыка.
Принципиальной особенностью краеведческого курса является то, что установление причинно-следственных связей в окружающем мире проходит на многообразном материале природы, истории и культуры родного края: микрорайона проживания, города Абакана.
Цели курса:
- воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свою малую родину, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства;
- воспитание деятельного гражданина с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своей республики.
Задачи курса:
- ознакомление учащихся с историческим прошлым и современной жизнью населения родного края и значением его в исторической, политической, экономической и культурной жизни России;
- развитие гражданских качеств личности младшего школьника; его патриотического отношения к России и своему городу; формирование личностно-ценностного отношения и побуждение деятельной любви к родному месту проживания;
- укрепление родственных и семейных связей через погружение в историю жизни своей семьи, почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- ознакомление учащихся с технологией проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе.
Курс в 1 классе рассчитан на 33 ч. (1 ч. в неделю). «Моя Хакасия и я» как систематический курс изучается в начальной школе с 1 класса. Краеведение в начальной школе подразумевает получение различных знаний о родном крае.
Учебно-тематический план
Раздел
Кол-во часов

Листая календарь истории
5 ч.

Мир музея и театра
8 ч.

Хакасия – земля, где я живу
10 ч.

Мифы легенды народов, проживающих в Республике Хакасия
5 ч.

Проектная деятельность
5 ч.

Всего:
33 ч.


Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует Федеральному базисному учебному плану, учебному плану ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения» на 2016-2017 учебный год.
Важнейшим аспектом курса является формирование различных видов исследовательской и проектной деятельности учащихся. Успех современного человека по большей части может быть определен тем, как он умеет организовать свою жизнедеятельность. Ценится то, умеет ли человек ставить цели и определять перспективы развития, может ли он правильно планировать и находить нужные ресурсы для реализации своих планов, а также оценивать, удалось ли задуманное. Проектная деятельность это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которые представлены в виде проекта. Это творческое раскрытие ученика при самостоятельной работе.
При работе над проектами происходит компенсация зрительного дефекта через активное включение в социально значимую и исследовательскую деятельность; через проекты учащиеся с нарушениями зрения приобретают опыт планирования, осуществления и перспективного развития своих идей; развивается интеллектуальный потенциал детей, формируется методологическая база и навык создания такого типа работ; участие в проектной деятельности содействует развитию коммуникативных возможностей учащихся, формирует активную гражданскую позицию и мотивирует саморазвитие; детям с ограниченными возможностями здоровья проектная деятельность позволяет проявлять себя в школьном сообществе, а участие в конкурсах различного уровня подтверждает, что они практически ничем не отличаются от здоровых ровесников, а может даже в чем – то и превосходят их.
При опоре на принципы тифлопедагогики, проектная деятельность создает те условия, в которых вырабатываются и проявляются личностные и социальные компетентности, а также индивидуальные способности и возможности слабовидящих и совсем не зрячих детей в группе взаимопомощи. К таким принципам относятся: научность, наглядность, связь теории и практики, индивидуальный и дифференцированный подход, прочность усвоения, развитие речи, как средство компенсации нарушенных комплексов зрения.
Совместно с родителями учащимися первого класса были реализованы индивидуальные и групповые проекты по следующим темам: «Родословная моей семьи», «Семейные традиции», «СемьЯ»; «Хакасия край мой», «Улица на которой я живу», «Писатели Хакасии», «Музыкальная культура».
Через личностные значимые темы у обучающих развиваются навыки смысла образования деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру и совершенствование к воли при стремлении завершить значимую работу. Личностные качества участников проектов проявляется в осознанном целеполагании, внутренней мотивации учения («Я - житель Хакасии»), следовании нравственно-этическим ориентирам, в проявлении гражданственности и патриотических чувств («Я родился в Хакасии и готов жить в Хакасии»).
На мой взгляд, значимым результатом участие детей с нарушением зрения в творческой проектной деятельности является изменение уровня сформированности личностных, ключевых и предметных компетенций, их способность самостоятельно мыслить, организовывать свою работу и творчески преобразовывать информацию. Ребята учатся ставить проблемы и решать при помощи взрослых доступные для них проблемные задачи в нравственных, социальных и познавательных сферах.
При изучении раздела «Мир музея и театра» были организованы выездные занятия с привлечением сотрудников театров и музеев. Перед выходом проводиться предварительная работа по созданию необходимых условий для восприятия и получения информации вне школы – это заочное знакомство по теме занятия, использованием тактильных иллюстраций, аудио-видео материалов. При проведении выездных занятий учащимся дается возможность тактильного исследования тех или иных объектов (некоторые экспонаты музея, костюмы, бутафория,).
При взаимодействии школы – интерната с другими организациями создается общее программно-методическое пространство, предполагающая разработку рабочих программ курсов внеурочной деятельности, которые должны быть сориентированы на планируемые результаты освоение слепыми и слабовидящими обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Планируемыми результатами освоения программы внеурочной деятельности выступают личностные и метапредметные результаты.
Личностные результаты включают готовность и способность слепых и слабовидящих обучающихся к освоению АООП НОО, социальному взаимодействию, готовность к вхождению в широкий социум; сформированность положительных личностных свойств и качеств характера; сформированность основ своей гражданской принадлежности, в том числе:
- саморазвитие, сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловых установок, отражающих индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
- сформированность основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации к динамично изменяющемуся и развивающемуся миру;
- освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, - понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение коммуникативными умениями и знание основных норм межличностного взаимоотношения;
- развитие компенсаторных умений и навыков;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения слепыми и слабовидящими обучающимися программы внеурочной деятельности предполагают:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи любого вида деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- сформирование готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.);
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- развитие умения работать в материальной и информационной среде (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- формирование компенсаторных способов деятельности.