Классный час: «Наши пернатые друзья – птицы»


Классный час: «Наши пернатые друзья – птицы»
Класс: 5
Место проведения: МКОУ «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.Ф. Алтухова» Черемисиновского района Курской области.
Цели и задачи:
Формирование у школьников экологического мировоззрения, экологической культуры.
Изучение птиц родного края.
Активизация творческой деятельности школьников, вовлечение их в природоохранную деятельность.
 Воспитание доброты, гуманности и эстетических чувств.

1 ведущий. Здравствуйте, уважаемые ребята, педагоги, все участники нашего мероприятия!
2 ведущая. Дорогие ребята, тему сегодняшнего занятия вы узнаете, отгадав загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это …. (птица)
1 ведущий. Нашу планету нельзя представить без птиц. Кто не слышал пение птиц? Кто никогда не наблюдал за полетом ласточек? Навряд ли мы встретим человека, который на эти вопросы ответит: «Я». Птицы приносят много пользы, и о них нужно заботиться.

2 ведущий. От синего моря, из теплого края,
Под солнцем, под звездами, в темноте,
Упрямо летела птичья стая,
Домой, быстрее, в свой край, к себе!
1 ведущий. А здесь уж от солнца смеясь и играя,
Струится горячих лучей волна,
И мы, конечно же, понимаем –
По всем приметам – пришла весна!
2 ведущий. Весна шагает по дворам
В лучах тепла и света!
Сегодня праздник!
Праздник птиц!
И нам приятно это!
1 ведущий. Символом мудрости со времен античной Греции является сова, символом храбрости и силы – орел.

2 ведущий. Не зря двуглавый орел присутствует в гербе России.

1 ведущий. Международному дню птиц и посвящена наша игра. Сегодня мы выясним, что мы знаем о наших пернатых собратьях, выявим знатоков птичьего мира. Для этого вы заранее разделились на две команды.
2 ведущий. Ребята, вы получили предварительное задание: придумать название для своей команды, произошедшее от названия птицы и немного рассказать об этой птице, а также сделать эмблемы для каждого участника с изображением этой птицы. Итак, слушаем вас!
Представление команд. Защита названий команд (например, «Орлята», «Совята» и т.п.).
Конкурс «Разминка»

1 ведущий. Команда, первой назвавшая правильный ответ, зарабатывает птичку.
2 ведущий. «Гуль-гуль-гуль»,- мани к себе их,
Дай зерна, воды налей.
Белых, сизых и кофейных
Ты увидишь… (голубей).
1 ведущий. В камышах она живёт,
Дом у ней среди болот,
Там, где водятся лягушки.
Цап! – и нет одной квакушки. (Цапля).
2 ведущий. Не за морем птица эта –
Возле нас с тобой живёт.
Дом потише выбирает
И гнездо на крыше вьёт. (Аист).
1 ведущий. Всех перелетных птиц черней,           
Чистит пашню от червей
Взад-вперед по пашне, вскачь,
А зовется птица …  (грач).       
2 ведущий. Ночь, как смоль, черным черна.
Серой птице не до сна:
Меж кустов как тень скользит,
Караулит, кто не спит.
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает… (сова).
1 ведущий.  То не радуга и не пламя!
Что за птица? Угадай!
Целый день болтает с нами
Разноцветный …  (попугай).
2 ведущий. В лесу ночном кукует птица.
Она назвать себя боится…
Ку-ку, ку-ку – не спит опушка.
А птицу эту звать …  (кукушка).
1 ведущий. Трещала с самого утра:         
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»' А что пора?          
Такая с ней морока,       -
Когда трещит … (сорока).    
2 ведущий.  В лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и …  (совы).
1 ведущий. Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (снегирь)
Подведение итогов конкурса.
2 ведущий. Птицы – наши друзья, и им нередко требуется помощь, внимание, забота, любовь. Предлагаю вам подумать над ситуацией. Как бы вы поступили в похожем случае?
1 ведущий. Возвращаясь домой с прогулки, дети заметили в придорожной траве небольшой комочек, который издавал слабый жалобный писк. Ребята подошли ближе и увидели птичку. Она не смогла двигаться. С ней случилась беда: была сломана ножка.
Как бы вы поступили, что бы сделали?
Звучат ответы детей
(Нельзя оставлять беспомощную птичку, надо оказать ей помощь: закрепить сломанную ножку к палочке, принести домой, покормить, ухаживать, а когда выздоровеет, выпустить на волю)
Конкурс пословиц и поговорок о птицах
Задание – закончить фразы. Ведущий раздает конверты с карточками, в которых пословицы разделены на 2 части, необходимо правильно собрать пословицы. Конверты каждой команде.
1 конверт
Слово не воробей… (вылетит – не поймаешь).
Лучше синица в руках, чем… (журавль в небе).
Соловья баснями … (не кормят).
2 конверт
Гусь свинье… (не товарищ).
Старого воробья на мякине… (не проведёшь).
Всяк кулик свое … (болото хвалит)
1 ведущий. Сейчас мы послушаем ребят, которые готовили стихотворения про птиц.
Выходят дети младшей группы и рассказывают стихотворения
1 чтец. О чем поют воробушки
В последний день зимы?
- Мы выжили! Мы дожили!
Мы живы, живы мы.
2 чтец. Видишь, смотрят из гнезда
Два молоденьких дрозда.
Клюв покажет первый дрозд,
А второй покажет хвост.
3 чтец. У обочины дороги
Ходит аист длинноногий.
Самый лучший из отцов,
Ищет пищу для птенцов.
4 чтец. Ворона смотрелась
В весеннюю лужу:
Что там за красотка?
Ничуть я не хуже!
5 чтец. Под крышей дома целый день
Мелькает быстрой птицы тень
Веселых ласточек семья
Домишко стоит для себя.
6 чтец. Черный грач такой крикливый,
Непоседливый, болтливый.
Он нас с птицами в округе
Познакомит на досуге.
7 чтец. В красной шапке набекрень
По стволу стучит весь день
Мой лесной приятель –
Непоседа дятел.
8 чтец. Жаворонок полевой!
Нет певца чудесней!
В чистом поле – домик твой,
В ясном небе – песня!
9 чтец. Вот еще одна подружка,
А зовут ее – кукушка.
Сядет скромно на суку
И кричит: - Ку-ку, ку-ку!
10 чтец. Два могучих есть крыла
У царя всех птиц – орла.
С ним я спорить не хочу –
Ему горы по плечу!
11 чтец. Шустро зернышки клюет,
Спать с утра нам не дает
Голосистая певичка –
Желтопузая синичка.
12 чтец. Летом, честно говоря,
Трудно встретить снегиря.
А зимою – благодать!
За версту его видать.
13 чтец. Голос странный на болоте:
Это совы на охоте.
Только слышно: Ух-ух-ух!
Аж захватывает дух!
14 чтец. Птичка, внешне неприметна,
Запоет среди ветвей
Так, что ахнем мы: Ведь это
Голосистый соловей.
2 ведущий. Спасибо ребята.
1 ведущий. В следующем конкурсе, очень важно быть внимательным.
2 ведущий. В таблице среди букв, необходимо найти названия птиц. Сколько названий найдете, столько баллов и заработаете.
Конкурс «Филворд»
ПО ПО Л ЗЕ Н Ь С
К Л Ё С Т Д Я Т Е И
С ПИ ЩУ Х А Ч Л Н
О С В И РИ С И Ж И
РК У К ША Т Е О Ч
О ЩЕ Г О Л ЗЛ Л К
К С О Й К А Ж Ь Я А
А А Б В Г Д Е Ё ПА
Г С Н Е Г И РЬ К Н
А Т Е Т Е РЕ В А Л
Л К А Ф И Л И Н Ж Е
1 ведущий. Справились с трудным заданием.
2 ведущий. Настала пора немного отдохнуть и посмотреть танец в исполнении ________________________________________________________
Конкурс «Живые синонимы»
1 ведущий. Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите…
1 конверт
1. Могучий, как… (орёл).
2. Вольный, как… (птица).
3. Мудрый, как… (ворон).
4. Важный или спокойный, как… (гусь).
5. Важный или надутый, как… (индюк).
6. Верность… (лебединая).
7. Ярко, вызывающе одетый, как… (павлин).
8. Длинноногий, как… (журавль).
9. Желторотый, как… (птенец, цыплёнок).
2 конверт
1. Взгляд хищный, как у… (ястреба).
2. Взгляд зоркий, как у… (сокола).
3. Нос приплюснутый, или… (утиный).
4. Шея красивая, или… (лебединая).
5. Выступать величаво, как «пава», или… (павлин).
6. Болтать или трещать, как… (сорока).
7. Ворковать, как… (голубь).
8. Накаркать (накликать беду), как… (ворона).
9. Долбить (говорить одно и то же), как… (дятел).
Подведение итогов конкурса.
Конкурс актёрского мастерства
2 ведущий. Ребята, вы не забыли, что 1 апреля ещё и День смеха. Вот сейчас мы и посмеёмся.
Капитаны тянут карточки с заданием – изобразить:
- пение кукушки (для одной команды);
- крик петуха (для другой команды);
Задание выполняет один игрок. В этом конкурсе обе команды получают по птичке.
1 ведущий. Сейчас прозвучит песня «Весна» в исполнении __________________________________________________________________
Конкурс «Аппликация»
1 ведущий. У вас на столах лежат конверты, в них элементы птиц. Ваша задача сделать птицу.
Дети делают аппликацию
2 ведущий. Ребята, а давайте украсим наше дерево птичками, которые у вас получились.
Несколько детей выходят и приклеивают птички на дерево
1 ведущий. Ребята, а как вы помогаете птицам?
Ответы детей: делают кормушки, скворечники, подкармливают птиц зимой
2 ведущий. Почему же надо беречь птиц, заботиться о них, поддерживать, когда им голодно и зябко?
Ответы детей: птицы помогают людям бороться с вредными насекомыми; помогают получать большой урожай; делают жизнь красивее: они замечательно поют, имеют яркое оперение; птицы-санитары, они уничтожают комаров и мух.
1 ведущий. Мы благодарны всем вам и радуемся тому, что вы по-доброму, и по-взрослому относитесь к птицам и свое доброе отношение воплощаете в хорошие, правильные поступки.
2 ведущий. Слово предоставляется директору – Валентине Васильевне Золотых
Подводятся итоги конкурса и вручается диплом победителя команде, набравшей наибольшее количество птичек.

1 ведущий. Молодцы! Хорошо знаете птиц и о птицах!
2 ведущий. Мне хочется, чтобы по пути в школу и домой, вы не только беседовали друг с другом, но и обращали внимание на окружающую природу, увидев птиц, понаблюдали бы за их поведением и в будущем не забывали, что птицы нуждаются в нашей помощи и защите.
1 ведущий. На восходе очень ярко солнышко встает.
При любой погоде птица запоет,
Будет петь и в зной, и в слякоть, в холод и в жару,
Чтобы человек стремился к свету и добру.
2 ведущий. Чтоб услышать птичий говор, трели соловья,
Постарайтесь птиц не трогать,
Чтоб светлей, была Земля!
1 ведущий.  Спасибо всем за участие!