Тема: Сложносочиненное предложение. Основные виды сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Цель: Систематизировать знания учащихся по теме: «Сложное предложение. Сложносочиненные предложения». За


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Летошницкая средняя общеобразовательная школа



Конспект урока по русскому языкув 9 классеСложносочиненное предложение. Основные виды сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

подготовила
учитель русского языка и литературы
Зимницкая Ирина Сергеевна



2015 год
Тема: Сложносочиненное предложение. Основные виды сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
Цель: Систематизировать знания учащихся по теме: «Сложное предложение. Сложносочиненные предложения». Закрепить знания о видах ССП: совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.
Задачи:
Образовательные:
совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;
обобщение теоретических сведений о сложносочинённых предложениях;
отработка умений расставлять знаки препинания в ССП;
различать ССП и простые предложения с однородными членами;
совершенствовать навыки работы с вариантами заданий [ОГЭ];
Развивающие:
развивать речемыслительную деятельность учащихся;
формирование компетенций учащихся: рефлексивной (развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы); коммуникативной (различные виды речевой деятельности), информационной (текст-схема).
Воспитательные:
воспитывать любовь к языку;
способствовать развитию речевой культуры речи учащихся.
Оборудование:  учебник «Русский язык - 9 класс». Москва: Просвещение, 2006 г. Авторы С.Г Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко и др. “Русский язык. 9 класс”, раздаточный материал, методические пособия “Поурочные разработки по русскому языку в 9 классе”, компьютер, мультимедийный проектор, цифровой образовательный ресурс.
Тип урока: обобщающий и систематизация знаний
Педагогические технологии: компьютерные (повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя), технологии развивающего обучения (проблемное обучение),личностно-ориентированные, предметно-ориентированные.
Планируемый результат:
знают основные понятия темы;
определяют типы предложений, смысловые отношения между частями ССП;
знают правильную постановку пунктуационного знака;
преобразовывают информацию: предложение – схема;
формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее.
Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная, самоконтроль, взаимоконтроль, работа в парах.
1.Организационный момент.
Ход урока
Учитель: Добрый день, ребята! Чтобы день был, действительно, добрым, я начну урок с детского стихотворения, которое настроит вас на плодотворную работу…Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Снова сесть за парты рады. Приступать к учебе надо.
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
1.Проверка домашнего задания.
Учитель: Начнем урок с орфоэпической и орфографической разминки (слайд 1) и проверки домашнего задания.
Орфоэпическая работа 
 Углубить, понять,
 красивее, звонит, кашлянуть,
  обеспечение,  исчерпать, газопровод,
  торты, верба, балованный, квартал,
 каталог, эксперт, намерение.
 Орфографическая разминка
инт..рнет, тысяч..летие, р..активный,
ун..верситет, астр..номия, пр..зидент,
пр..зидиум, ,пр..оритет,  к..нсилиум
 пр..дорожная гости..ица,
 лё...ко пр..к..снуться.
 
Учитель: Работаем по вариантам. 1-й вариант выполняют орфоэпическую разминку,  2-й  вариант - орфографическую. 1 ученик рисует на доске схемы предложений 1,2 и 11 из дом.упр.59. Проверяем. Молодцы!(слайд 2)
.II. Введение в тему урока
Постановка учебной задачи.
Учитель: Сегодня на уроке, речь пойдет о сложносочиненном предложении.(запись темы урока в тетрадях) ( слайд 3). Давайте попробуем вместе сформулировать цели нашего сегодняшнего урока(формулировка целей и задач вместе с учащимися). Итак, мы будем тренироваться опознавать сложносочиненные предложения в тексте, определять их вид, совершенствуем наши навыки постановки знаков препинания в ССП.
( Слайд 4)
2. Подготовка к восприятию материала урока.
Учитель: Мы знаем, что по количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные, последние в свою очередь делятся на сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные. ( Слайд 5)
- В чём различие этих предложений?
– Перед вами 5 предложений, запишите их номера в 2 столбца, расположив слева сложносочиненные, справа – остальные (знаки препинания не расставлены). ( Слайд 6)
1.Окна начинались от самого пола а рамы были широки и круглы и состояли из мелких стекол.
2.Мачта дрожала и хлестал и трепался на ней красно-белый флаг.
3. Мы поехали к отелю и вскоре остановились у заросшего гибискусом сада.
4.Вернулся я когда на востоке уже белело.
5.Прохор взглянул назад сизый дым от костра совсем близко.
– Проверим результаты нашей работы. На экране правильные ответы. Поменяйтесь тетрадями и оцените работу товарища на оценку, распишитесь.
( Слайд 7)
- У кого в столбце ответ неверный? Где именно?
3. Актуализация имеющихся знаний.
А). Определим содержание терминов (теория).
Какие предложения мы будем называть сложносочиненными? (ССП – это предложения, состоящие из 2-х или более равноправных частей, связанных между собой интонационно и с помощью сочинительных союзов. Сочинительные союзы располагаются между частями ССП и не входят ни в одну из них)
Повторение теоретического материала о сложносочинённом предложении.
Учитель: - Я предлагаю вашему вниманию вот такую таблицу и хочу предложить вам ее заполнить. (слайд 8)
 
Основные группы ССП по союзам и значению.
 
Группы союзов
 по значению Значение. Союзы
  Противопоставление явлений.  
  Явления происходят одновременно или следуют одно за другим.  
  Чередование явлений или возможность одного из двух или нескольких возможных.  
 
  --Работаем в парах. Проверка выполненной работы.
Дополнительное задание! Назвать вид ССП в зависимости от значения союза.
 
Синтаксический  разбор  предложений. 
--Определение вида сложносочинённого предложения, составление  схем. (работа  на доске )
-- Определите грамматические основы, расставьте знаки препинания.
-- С помощью какого союза соединены простые предложения?
 
Он любит ее   и это простое открытие вызвало в нем целую  га(м,мм)у  чу..ств и переживаний.   (И. Поливанов)
Владимир и писал бы оды  да Ольга не читала их.   (А. С. Пушкин)
То  я  впадал  вн...запно  в  без..сходную хандру   то она вдруг начинала     п..чалит(?)ся.  (И. Поливанов) (слайд9)
4. Закрепление изученного материала.
Творческая работа
Учитель: Наступило прекрасное время года – осень. Многие поэты и писатели посвящали ей замечательные строки. Вот и Иван Алексеевич Бунин написал небольшой рассказ «Осенние воспоминания».
Осенние воспоминания.
Вспоминается мне ранняя погожая осень. Воздух так чист, точно его совсем нет.
 В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой.
Около шалаша вечером греется самовар, и по саду расстилается длинной полосой голубоватый дым.
     Темнеет. В саду горит костёр и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев.
    Пылает багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные силуэты двигаются вокруг костра.  На  поляне  немного  светлее, и  над  головой  белеет  Млечный  Путь.  
    Долго  глядишь  в  темно – синюю  глубину  неба, переполненную  созвездиями.
Потом  встрепенёшься  и, пряча  руки  в  рукава, быстро  побежишь  по  аллее  к  дому.
(По  И. Бунину)
 Задание! Используя сложносочиненные предложения, напишите текст на тему: «Осенняя палитра». ( Слайд 10-15)
-- Задание из ГИА.
Учитель: Знание ССП  необходимо также при выполнении задания  из ОГЭ. Готовясь к государственной итоговой аттестации, мы работаем над заданиями трех типов. Наибольшую трудность, как показывают экзамены прошлых лет, составляет написание изложения с использованием приёмов сжатия. (16 слайд)  Перед вами текст.
 
Используя различные приёмы сжатия, передайте основную информацию так, чтобы объём вашего высказывания уменьшился вдвое.
Любовь – одно из самых возвыше..ых и прекрасных чувств на земле, и она неповторима  и вечна, как жизнь .
Настоящая любовь всегда бе..корыстна и самоотверженна, и она способна  пр..одолеть любые пр..пятствия.
Каждый человек обладает способностью любить, но люди эг..истического склада способны, пожалуй, только на вл..чение, влюбленность – не больше.
Поэтами всех времен и народов написа..ы десятки тысяч стих..творных  строк, продиктова..ых чистым, глубоким, нежным чувством любви, и они будут писать об этом всегда, пока жив человек и пока бьется его сер..це.
5.Итог урока.(слайд 17), выставление оценок.
 Учитель: Закончите предложения:
  1. Сложносочиненные предложения – это предложения, в     которых ….
2. Простые предложения соединяются в сложносочинённое с помощью…
3. Если в ССП есть общий второстепенный  член, то запятая в предложении …
4. Если отношение чередования явлений или возможности одного из двух или нескольких, то это предложение….
6. Комментарий по  Д\З
1 уровень – упражнение № 66.
2 уровень – выписать из комедии “Горе от ума” 6-7 с разными видами ССП
Принести на урок газету (выбрать понравившуюся статью, очерк или заметку).
7.Рефлексия.
Учитель: Ребята, вот мы и обобщили с вами знания по теме «ССП». (Оценки). А сейчас мне хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке.  (17 слайд)  Перед вами карточки эмоционального состояния, вам нужно ответить всего на два вопроса.
Карточка эмоционального состояния
Литература
Русский язык: учебник «Русский язык - 9 класс». Москва: Просвещение, 2006 г. Авторы С.Г Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко
Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. Кн. для учителя: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991
ДейкинаА.Д., ПахноваТ.М.Универсальные дидактические материалы по русскому языку 8-9 классы. – 2-ое изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2000
Десять дней до экзамена. Русский язык: Учеб. Пособие для 10-11 кл./ Александров В.Н., Александрова О.И. – Челябинск: Взгляд, 2006
Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение: Учебное пособие для 10-11 кл. / В.Н.Александров, О.И.Александрова. – 3 изд. – Челябинск: Взгляд, 2006.
Готовимся к устному и письменному экзаменам по русскому языку: 9-11 кл./ Т.М.Пахнова.-4-ое изд. –М.: Просвещение, 2002
Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: грамматика. Речь/ Л.И.Пучкова, Ю.Н.Гостева. – М.: Просвещение, 2006
Единый государственный экзамен. Русский язык: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста / И.П.Цибулько. – 4-ое изд., испр. и доп. – Челябинск: Взгляд, 2006
Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 кл.- М.: ТЦ Сфера, 2008
Информационно-компьютерная поддержка.
Русский язык. 9 класс. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта. – М, 2010.
1 С Школа. Русский язык. 9 класс. – 2008 год
Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями (N 134819) Вид ЦОР: Мультимедиа Поставщик ЦОР: ООО "1С"
Интерактивные тесты. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи. – 2010.
Сетевой учебный модуль по русскому языку (N 215372), работа в открытой информационной системе с цифровыми образовательными ресурсами
Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. 5-9 классы. Электронное приложение к методическому пособию. – М., Планета, 2011
Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк9руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
Электронный репетитор-тренажер «Наставник»
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс. Посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся. Кирилл и Мефодий
Аннотация  урока
русского языка в 9 классе « Сложносочиненное предложение. Основные виды сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненных предложений».
Учитель: Зимницкая Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ Летошницкая средняя общеобразовательная школа
Класс: 9 общеобразовательный
Тема урока: « Сложносочиненное предложение. Основные виды сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненных предложений».
Формы работы обучающихся : фронтальная, индивидуальная, самоконтроль, взаимоконтроль, работа в парах.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Структура урока включает этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, выполнение задач стандартного типа, вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков, определения домашнего задания.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиа, интерактивная доска.
Цель урока:
Повторить и закрепить изученную тему.
Закрепить и скорректировать знания обучающихся.
Развивать речь, стимулировать творческую активность детей.
Развивать умения и навыки в решении проблемных задач на основе поисковой и проектной деятельности.
Задачи урока:
Задачи:
Образовательные:
совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;
обобщение теоретических сведений о сложносочинённых предложениях;
отработка умений расставлять знаки препинания в ССП;
различать ССП и простые предложения с однородными членами;
совершенствовать навыки работы с вариантами заданий [ГИА];
Развивающие:
развивать речемыслительную деятельность учащихся;
формирование компетенций учащихся: рефлексивной (развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы); коммуникативной (различные виды речевой деятельности), информационной (текст-схема).
Воспитательные:
воспитывать любовь к языку;
способствовать развитию речевой культуры речи учащихся.
Метапредметные результаты :
     1.Владение всеми видами речевой деятельности (аудированием , чтением,   говорением, письмом).         
     2.Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, учебной  деятельности.