ППО. «Предписания алгоритмического типа как инновационный метод обучения детей двигательным действиям на уроках физической культуры»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10» г. Когалыма
Городской конкурс педагогического мастерства
«Предписания алгоритмического типа как инновационный метод обучения детей двигательным действиям
на уроках физической культуры»
Кабилов Баходур Гадоевич
учитель физической культуры
МАОУ «СОШ №10».
Когалым – 2014 г.
«Смысл жизни нашей – непрерывное движение»
Якуб Колас
Актуальность педагогического опыта
В условиях современного мира с появлением всевозможных машин, облегчающих наш быт, резко сократилась двигательная активность людей. В конечном итоге это приводит к снижению функциональных возможностей человека, и, как следствие, различного рода заболеваниям. Физическая культура развивает физические качества, воспитывает в человеке целеустремленность, желание побеждать, укрепляет и поддерживает организм здоровым.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Резко «помолодели» многие болезни, гиподинамия стала бичом века, наши дети «потолстели», все большее количество школьников по состоянию здоровья уже не могут заниматься спортом, и освобождены от занятий физкультурой.
Актуальность работы обуславливается усиливающейся потребностью привлечения детей и подростков к регулярным занятиям физической культурой и спортом, усилением образовательной направленности уроков физической культуры в школе, изменением содержания и форм физкультурного образования, превращения его в действенную меру формирования здоровья и становления личности. Об этом говорится в требованиях Государственного образовательного стандарта. Там же указывается на необходимость использования средств, методов обучения и воспитания, соответствующих возможностям каждого школьника, его интересам и склонностям.
Для поддержания интереса к занятиям необходимо отходить от традиционных способов их организации и предоставлять занимающимся больше возможностей для проявления их самостоятельности, поддержания их интересов.
Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают современные школы, где в основу преподавания положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраивают в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания школьников. Качественное преподавание предмета делает его интересным и помогает воспитать характер школьника.
Высокоэффективным в настоящее время признается использование в образовательном процессе технологического подхода, который позволяет гарантированно получить запланированный результат при выполнении четко описанных процедур.
Педагогическая целесообразность педагогического опыта
Одно из важных направлений в деятельности учителей физической культуры – поиск самых доступных, перспективных и интересных для учащихся методов и приёмов обучения.
Анализируя уроки своих коллег и опыт передовых учителей в области преподавания физической культуры, я пришел к выводу, что при разработке замысла урока большая часть раздумий сосредотачивается на выборе оптимальных сочетаний методов, средств и форм обучения для каждого конкретного урока, на выборе наиболее рациональных вариантов.
Наблюдения и опыт личной работы показывают, что учитель физкультуры на занятиях сталкивается с затруднениями следующего характера:
подбор методических приемов, облегчающих обучения двигательным действиям;
выбор средств и форм проведения подготовительной части занятия;
активизация внимания учащихся и использование эмоциональных факторов;
повышение моторной плотности занятия;
осуществление дифференцированного подхода;
выбор способа решения отдельных задач.
Для того чтобы целенаправленно и методически верно осуществлять этот процесс, следует иметь достаточно полное представление об особенностях движений и о закономерности формирования двигательных функций в разные возрастные периоды школьников.
При обучении двигательным действиям на уроках физической культуры, как и в любом педагогическом процессе необходимо применять системы методов. Только при разнообразии методов достигается больший успех в обучении. В этих системах должны максимально использоваться сильные стороны методов и нейтрализоваться слабые. Это положение находит отражение в практике учительской деятельности, когда показ сочетается с объяснением, а объяснение включает описание, указание и т.д. В конечном счете, результативность метода оценивается, прежде всего, прочностью овладения учебным материалом при одновременном содействии оздоровлению и воспитанию учеников.
Обращаясь к вопросу эффективности применения методов и приемов обучения, следует отметить, что универсальной методики обучения двигательным действиям не существует. Руководствуясь традиционными методами обучения двигательным действиям, я предпочитаю применение одного из наиболее рациональных методов обучения – метод программированного обучения. Основой этого метода является тщательный подбор учебного материала и оформление его в логической и методической последовательности. Данный метод исключает недостатки традиционной методики и позволяет решать в комплексе задачи физического воспитания, тем самым, давая возможность учителю управлять процессом обучения.
В последнее время идея программированного обучения всё чаще стала внедряться в практику физического воспитания. Однако, несмотря на то, что программированное обучение получило признание, оно еще не заняло должного места в процессе обучения двигательным действиям учащихся в школе. Одна из причин, это отсутствие методической обеспеченности внедрения этого метода.
Цель настоящей работы – раскрыть суть метода предписания алгоритмического типа и приемов обучения учащихся наиболее сложным двигательным действиям на уроках физкультуры и секционных занятиях спортом.
Объект исследования – процесс развития физической культуры учащихся.
Предмет исследования – методы и приёмы программированного обучения двигательным действиям в практике физического воспитания школьников.
Задачи:
Рассмотреть метод программированного обучения – предписания алгоритмического типа.
Выявить педагогические преимущества данного метода.
Проследить повышение результативности обучения учащихся в результате применения вышеназванного метода и приёмов обучения двигательным действиям.
Гипотеза исследования – использование в практике физического воспитания метода предписания алгоритмического типа позволит эффективнее управлять учебной деятельностью занимающихся: индивидуализировать обучение, сочетая его с коллективной работой, рациональным использованием всего комплекса средств обучения.
Методологической основой данного исследования являются труды отечественных педагогов, в частности А.М. Шлемина, который отмечал, что из различных типов программированного обучения наиболее эффективным является алгоритмизация двигательных действий. Рекомендации данного автора являются качественной основой метода предписания алгоритмического типа, которую можно и нужно уточнять и расширять. Основой педагогического опыта является анализ применения данного метода в практической деятельности.
Анализируя свой многолетний педагогический труд преподавателя физкультуры, я убедился, что среди общепринятых методов одним из эффективных является программированное обучение, которое исключает названные выше недостатки традиционной методики и позволяет решать в комплексе задачи физического воспитания, ибо дает возможность учителю управлять процессом обучения.
Программированное обучение движениям предусматривает такой способ научения, в котором сводятся к минимуму нежелательные последствия случайного набора упражнений, ведущих к конечной цели – выработке стабилизированного навыка. Программированное обучение предусматривает разделение учебного материала на части, на элементы и составления обучающих программ, а также специальное обучение умениям дифференцировать отдельные компоненты двигательного акта, что и дает возможность избежать ошибок в формировании двигательных навыков у школьников.
В программированном обучении можно выделить следующие звенья, являющиеся его существом:
наличие обучающей программы, т.е. тщательный анализ учебного материала и оформление его в логической и методической последовательности актов обучения;
повышение самостоятельности и активности обучаемого в процессе усвоения учебного материала;
эффективное управление учебной деятельностью учащихся и непосредственная связь дальнейшего обучения с успешным усвоением учебного материала;
индивидуализация обучения в сочетании с коллективной работой учащихся, т.е. возможность изменения количественной и качественной стороны обучения, в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся;
применение и использование современного оборудования для рационализации и интенсификации деятельности учащихся и учителя.
Метод предписания алгоритмического типа является одной из составных частей программированного обучения. Он предусматривает разделение учебного материала на серии учебных заданий, последовательное выполнение которых приводит к освоению изучаемых упражнений. Эти предписания должны отвечать следующим требованиям: точно указывать характер воздействия каждого упражнения; все упражнения в комплексе должны быть взаимосвязаны и расположены в определенной последовательности. При этом только овладение предыдущими сериями учебных заданий дает возможность переходить к следующей серии. Данный метод обучения мною применяется не только при разучивании гимнастических упражнений, но и на уроках легкой атлетики и спортивных играх. Выбор метода предписаний алгоритмического типа, прежде всего, удобен тем, что при применении его в обучении появляется возможность моделировать педагогический процесс. Метод обеспечивается наличием наглядной информации, осуществляемой по принципу обратной связи, что позволяет непрерывно корректировать процесс обучения. Кроме того, данный метод позволяет уменьшить «непроизводительную» трату времени и требует от ученика постоянной активной работы на уроке. Предписания алгоритмического типа являются рациональным методом при обучении учащихся основам техники владения мячом на уроках баскетбола и волейбола.
Наглядным примером является обучение учащихся броску одной рукой сверху в движении после ведения мяча. Известно, что на фоне развитых физических качеств гораздо быстрее формируются двигательные навыки. Следовательно, в первую серию учебных заданий входят упражнения на развития тех двигательных качеств, которые необходимы для выполнения броска одной рукой сверху в движении (т.е. упражнения для развития чувства мяча, прыгучести, координации движения, силы мышц рук и т. д.). При этом контролем овладения этой серии заданий должны выступать упражнения, выполняемые в строго определенной форме: оговаривается количество раз, скорость выполнения, амплитуда, исходные и конечные положения.
Вторая серия учебных заданий включает в себя упражнения на освоение исходных и конечных положений изучаемого броска. Например, известно, что в основе данного броска лежит двухшажная техника. Целесообразно вначале изучать двойной шаг, доставая подвешенные ориентиры (мяч) на регулируемой высоте. Затем для обязательного выделения правой ногой широкого шага, используются зрительные ориентиры (коридор, гимнастический мат). Далее соединяют движения рук и ног.
Третью серию составляют подводящие упражнения и части изучаемого двигательного действия. При этом необходимо соблюдать правило, согласно которому отдельные части сложнокоординационного движения, требующего целевой точности, осваиваются в обратном порядке. В связи с этим, в начале, следует отработать заключительную фазу броска, отталкивание левой ногой и мах правым бедром вверх, прыжок и бросок правой рукой. Затем это движение соединяется с коротким, стопорящим шагом левой ногой, а в дальнейшем с ловлей мяча после ведения под правую ногу.
Четвертая серия учебных заданий включает действия, связанные с обучением умению оценивать выполнение движений в пространстве, времени и по степени мышечных усилий. В данном случае это обучение умению оценивать выполнение броска после ведения с разной скоростью и с различных расстояний и сторон по отношению к щиту.
Пятая серия включает в себя выполнение изучаемого упражнения в целом, сначала в облегченных условиях и с помощью, а затем самостоятельно и с возможными усложнениями:
бросок в движении одной рукой сверху после ведения под разными углами к щиту;
то же, но на высокой скорости;
сочетание броска в движении с другими техническими приемами: после вращения вокруг туловище, после выполнения обманного движения в сторону, после ловли мяча;
бросок в движении с пассивным и активным сопротивлением защитника и др.
При непосредственном использовании этого метода перед занятием для любого, относительно сложного и незнакомого упражнения составляются предписания алгоритмического типа. Алгоритмы конкретных упражнений заносятся в учебные карточки и сопровождаются графическими изображениями двигательного действия; кроме того, против каждого упражнения указывается его дозировка. Затем учащимся предлагается выполнить все упражнения в строго установленной последовательности на основе речевого обеспечения и показа. Таким образом, метод предписаний опирается на методы обучения, известные в физическом воспитании, которые объединены в определенную систему: управление коррекционно-педагогическим процессом на занятиях по силовой подготовке сводится к созданию необходимых условий для выполнения упражнения, при которых постепенно исчезает необходимость во внешней информации. Применение данного метода позволяет в комплексе решать задачи физического воспитания и дает возможность управлять процессом обучения.
Необходимо отметить, что при обучении школьников двигательным действиям не всегда нужно пользоваться предписаниями алгоритмического типа. Многим упражнениям (строевым, общеразвивающим, прикладным и т. д.) можно эффективно обучать по сложившейся общепринятой методике.
Инновационная направленность педагогического опыта
В данной работе я попытался выявить инновационность применения метода предписания алгоритмического типа, позволяющая учитывать индивидуальные особенности в обучении учащихся сложным двигательным действиям на уроках физической культуры.
Необходимо заметить, что при обучении учащихся на уроках физической культуры, как и в любом педагогическом процессе, необходимо применять системы методов. Только при разнообразии методов достигается больший успех в обучении. В этих системах должны максимально использоваться сильные стороны методов и нейтрализоваться слабые. При этом результативность метода оценивается, прежде всего, прочностью овладения учебным материалом при одновременном содействии оздоровлению и воспитанию учеников.
В процессе анализа практики работы учителей, описанных в методической литературе и соответственной практической деятельности в сфере методов обучения двигательным действиям, выявлено, что в современной практике среди общепринятых методов обучения все большее значение приобретают предписания алгоритмического типа.
Новизна педагогического опыта в теоретическом плане состоит в следующем:
- обозначены требования метода предписания алгоритмического типа;
- выявлена целесообразность применения методов и приемов обучения двигательным действиям на уроках физкультуры;
- определены серии учебных заданий по данному методу, направленные на обучение сложно-координационному двигательному действию;
- обоснованы положения, путём соблюдения которых возможно повышение качества и эффективности обучения двигательным действиям обучающихся.
Новизна педагогического опыта в прикладном плане.
Опыт работы показывает, что использование метода алгоритмических предписаний позволяет формировать навыки сравнительно быстро, и, прежде всего, повышается самостоятельность и активность учащихся в процессе усвоения учебного материала. У учителя появляется возможность эффективнее управлять учебной деятельностью занимающихся: индивидуализировать обучение, сочетая его с коллективной работой, рациональным использованием всего комплекса средств обучения.
Таким образом, педагогические преимущества метода алгоритмических предписаний заключаются в том, что облегчается процесс усвоения действия. К цели ученик подходит путем постепенного накопления запаса частных двигательных умений, из которых и формируется нужное действие. Подобное обучение позволяет концентрировать внимание на каждой детали, осознавать ее роль в целом двигательном акте, что ведет к более тщательному освоению элементов и действия в целом. В результате укорачиваются сроки обучения, и повышается общая культура движения. Обучение методом алгоритмических предписаний делает процесс обучения на каждом занятии более конкретным, а, следовательно, и мотивированным, ибо успехи учеников в овладении даже одним элементом доставляет удовлетворение. Разнообразие подводящих упражнений делают процесс обучения более интересным.
Новизна в данной деятельности проявляется в гибкости при выполнении запланированного в неожиданных ситуациях, умение обосновывать заранее подготовленные интуитивные решения, видеть ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы в работе, видеть множество вариантов решения одной и той же проблемы. Образно, выражая эту мысль, П.Ф. Лесгафт написал: «Метод – это я». Способ заключается в том, что образованный и понимающий педагог сам вносит в свое дело.
Дальнейшие перспективы данного опыта заключаются в развитии организации работы по применению методов обучения, основанных на использовании теории поэтапного формирования умственных и двигательных действий, а так же в систематическом и планомерном воплощении в жизнь важнейших дидактических и методических приемов, как новых, так и традиционных, что приводит к повышению эффективности, как уроков, так и других форм физического воспитания школьников.
Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов
Опыт работы показывает, что в современной школьной практике в условиях модернизации образования особенно актуальным становится использование метода предписания алгоритмического типа, который позволяет не только сравнительно быстрее формировать учебные навыки, а также воспитывать самостоятельность и активность учащихся в процессе усвоения учебного материала. У учителя появляется возможность эффективнее управлять учебной деятельностью учащихся: индивидуализировать обучение, сочетая его с коллективной работой, через применения проектной технологии. Одной из форм овладение навыками самостоятельной деятельности учащихся являются использование работ над различными проектами. В своей педагогической деятельности проектную технологию, я применяю на уроках гимнастики с элементами акробатических упражнений. Учащимся предлагается перечень акробатических упражнений с указанием их стоимости в баллах. С учетом своих способностей, интересов, умений и навыков учащиеся составляют произвольную акробатическую комбинацию. В проекте должны быть представлены элементы каждой группы акробатических упражнений.
На начальном этапе проектной деятельности разрабатывается план работы. В течение запланированного количества уроков учащиеся методом предписания алгоритмического типа изучают новые, совершенствуют ранее изученные акробатические упражнения, знакомятся с правилами судейства соревнований по акробатике. На контрольном уроке учащиеся выступают со своим проектом – акробатической комбинации. Итогом проектной деятельности является проведение соревнования между учащимися по акробатике в рамках школьной олимпиады по физкультуре, на которой представлены лучшие проекты. В итоге: возрос интерес учащихся к изучению раздела гимнастики; повысилось качество выполнения акробатических упражнений; заметно расширился перечень акробатических упражнений, включенных в проект; улучшились показатели уровня физической подготовленности учащихся.
Предметные, метапредметные и личностные результаты учащихся.
Одним из важных составляющих работы учителя является педагогический мониторинг, т.е. регулярное отслеживание динамики учебных достижений обучающихся, который обеспечивает условия для целенаправленного наблюдения, анализа и своевременной коррекции учебных достижений как всего класса в целом, так и каждого учащегося в отдельности. Представленные далее показатели учебных достижений учащихся позволяют констатировать положительную динамику их развития.
Итоговая успеваемость по физической культуре за 5 лет
Учебный год
%
успеваемости
%
качества
2009-2010
100%
84,7%
2010-2011
100%
89%
2011-2012
100%
94,5%
2012-2013
100%
96,4%
2013-2014 (I полугодие)
100%
97,2%
Фактическая эффективность профессиональной деятельности, выражена в динамике роста показателей качественной успеваемости за последние пять лет, составляет от 84,7% до 97,2%. Положительная динамика достигается за счет использования на уроках разноуровневой системы обучения, индивидуального подхода к оцениванию конечного результата, что позволяет каждому ученику достигать своей цели собственным путем.
Результаты итоговой аттестации учащихся 9-х классов
на государственных экзаменах по предмету «физическая культура»
Год итоговой
аттестации
Количество уч-ся
Общая
успеваемость
Качество
2010-2011 учебный год
22
100%
90,9%
2011-2012 учебный год
27
100%
96,3%
2012-2013 учебный год
Отсутствие 9-х классов
Данные таблицы подтверждают положительную динамику роста качественных показателей итоговой аттестации учащихся 9-х классов - от 90,9% до 96,3%. Также наблюдается высокий рост желающих, сдавать экзамен по физкультуре. Динамика количества учащихся составляет от 22 до 27 учащихся.
Достижения учащихся в муниципальных предметных олимпиадах
Уровень
2009-2010
2010-2011
2011-2012
2012-2013
2013-2014
Муниципальный
1 победитель, 4 призёра
3 победителя, 2 призёра
1 победитель, 2 призёра
1 победитель, 2 призёра
3 победителя
II место Олищук Даша
II место Григорьев Алексей
II место Дружинина
Кристина
I место
Исаев Антон
II место Мухамедова Юля
I место
Усманова Алина
I место
Тимирбаев Данил
I место
Сахипова Гузель
III место
Олищук Даша
III место
Матюшкин Руслан
I место
Хаертдинов Динар
II место
Олищук Даша
III место
Дружинина Кристина
I место
Хаертдинов Динар
II место
Олищук Даша
III место
Матюшкин Руслан
I место
Олищук Даша
I место
Хаертдинов Динар
I место
Исмаилов Рамазан
Региональный
участники
Исаев Антон
участники
Сахипова Гузель, Усманова Алина
участник
Дружинина Кристина
участник
Хаертдинов Динар
участники
Хаертдинов Динар, Олищук Дарья
Таким образом, за пять лет подготовлено 9 победителей и 13 призеров предметных олимпиад на муниципальном уровне, 7 из них стали участниками олимпиад регионального уровня.
Результаты участия в спортивных соревнованиях
№
Название
соревнований
Уровень
мероприятия
Класс
2010-2011
2011-2012
2012-2013
Муниципальный уровень
Первенства города в зачет Спартакиады школьников «ОЮЮ»
1
«Веселые старты»
Первенство города
3 кл.
I место
I место
I место
2
Гимнастика
Первенство города
3 кл
II место
III место
3
Шахматы
Первенство города
3-4 кл.
I место
I место
I место
4
Лыжные гонки
Первенство города
3-4 кл.
III место
III место
5
Спортивное многоборье
Первенство города
3-4 кл.
I место
6
Легкая атлетика
Первенство города
7-8 кл.
III место
7
Баскетбол
Первенство города
7-8 кл.
Iм. юноши
Iм. девушки
IIм. юноши
Iм. девушки
8
Уличный баскетбол
Первенство города
7 кл.
IIм. юноши
Iм. девушки
Уличный баскетбол
Первенство города
8 кл.
IIIм. юноши
IIIм. девушки
Лыжные гонки
Первенство города
7-8 кл.
III место
9
«Губернаторские состязания»
Первенство города
7-8
классы
II место
10
Баскетбол
Первенство города.
9-11 кл.
IIм. юноши
Iм. девушки
IIм. юноши
Iм. девушки
11
Уличный баскетбол
Первенство города
9 кл.
Iм. юноши
IIм. девушки
Уличный баскетбол
Первенство города
10 кл.
Iм. юноши
Iм. девушки
Уличный баскетбол
Первенство города
11 кл.
IIм. юноши
Iм. девушки
«КЭС-БАСКЕТ»
Первенство города.
8-11 кл.
IIм. юноши
Iм. девушки
Iм. юноши
Iм. девушки
Iм. юноши
Iм. девушки
12
Лыжные гонки
Первенство города
9-11 кл.
II место
13
Л/атлетическая эстафета
Первенство города
9-11 кл.
II место
II место
Количество победителей и призеров
15 команд
11 команд
15 команд
Региональный уровень
Спартакиада учащихся ХМАО в зачет Спартакиады школьников
1
Баскетбол
Зональное первенство ХМАО-ЮГРА
7-8 кл.
Iм. Юноши 1995-96 гг. р. (7-8.02.2010), г. Покачи)
2
Баскетбол
Первенство
ХМАО-ЮГРА
6-7 кл.
IIIм. Юноши 1996г. р. (14-18.10.2010), г.Мегион)
3
Баскетбол
Первенство
ХМАО-ЮГРА
в зачет спартакиады школьников
6-8 кл.
IIм. Юноши 1995г. р.
(14-18.04.2010,
г. Сургут)
IIм. Юноши 1995г. р. (02-07.02.2010,
г. Нягань)
4
Баскетбол
Зональное первенство ХМАО-ЮГРА
9-11 кл.
Iм. Юноши 1992 г. р.
(4-7.03.2010,г. Покачи)
5
Баскетбол
Первенство ХМАО-ЮГРА
9-11 кл.
Iм. Юноши 1992 г. р. (22-26.03.2010), г.Лангепас)
IIм. Юноши 1995-96гг. ожд.
(21-5.01.2013г.
г. Сургут)
6
«КЭС-БАСКЕТ»
Первенство школьников ХМАО-ЮГРА
8-11 кл.
IIIм. юноши
IIIм. девочки
(21-22.01.2011г
г. Нижневар.)
IIIм. юноши
(12-16.2012г.
г. Нижневар.)
Количество победителей и призеров:
5 команд
3 команды
2 команды
Федеральный уровень
Спартакиада учащихся России по баскетболу УрФО (индивидуальное участие в составе Сборной ХМАО-Югры)
1
Баскетбол
Спартакиада учащихся России по баскетболу среди команд юношей 1995-96 гг.р. УрФО
8-11 классы
VIм. юноши
19-26.02.2010г.
г. Нижний Тагил.
VIм. юноши
18-25.12..2011г.
г. Екатеринбург.
VIм. юноши
18-29.10.2012г.
г. Екатеринбург.
Количество участников:
2
4
4
Вывод: В связи со спецификой предмета все соревнования требуют командной подготовки учащихся с начальной школы, которые в дальнейшем проходят серьёзный отбор для вхождения в основной состав команды, представляющий город Когалым на соревнованиях различного уровня. Результаты подготовки команды появляются только в среднем и старшем звене обучения.
Итого за последние три года количество победителей и призеров муниципального и регионального уровня составляет: 2010-2011 у. г. - 143 чел.; 2011-2012 у. г. - 124 чел.; 2012-2013 у. г. -163 чел.
Воспроизводимость педагогического опыта
Распространяю собственный педагогический опыт через:
открытые уроки и учебно-тренировочные занятия на городском уровне по темам: «Ведение мяча в движении с изменением направления движения и высоты отскока мяча»; «Бросок мяча сверху одной рукой в движении после ведения»; «Индивидуальные и групповые действия игрока в нападении» и т.д.;
семинары-практикумы на городском уровне по темам: «Основные понятия правил игры в баскетбол»; «Методика судейства баскетбольных матчей в рамках организации и проведение соревнований по баскетболу» (интерпретации Правил баскетбола-2010); «Основы правил и тактики игры в нападении уличного баскетбола (Стритбола) в рамках организации и проведения соревнований»; «Знакомство с изменениями в документе «Официальные Правила баскетбола ФИБА 2012. Официальные Интерпретации»;
мастер-классы на городском и окружном уровне по темам: «Совершенствование основ техники броска в движении (броски после обманных движений и финтов)»; «Техника передвижений в защите. Персональная опека игрока»; «Индивидуальные защитные действия игрока»; в рамках городской педагогической конференции «Инновационные технологии в образовании» мастер-класс по теме: «Применение инновационных технологий на уроках физической культуры»;
мастер-классы на федеральном уровне (заочно) по теме: «Техника защиты: индивидуальные защитные действия игрока» в номинации «Предметы эстетического, здоровьесберегающего, профориентационного и технологического направления»;
публичные выступления в рамках городского педагогического сообщества учителей физической культуры по темам: «Обучение гимнастическим упражнениям на уроках физической культуры в 5-9 классах»; «Рациональное применение методов обучения детей среднего школьного возраста на уроках гимнастики»; «Основы техники владения мячом в процессе обучения игре баскетбол и волейбол»;
выступление в научно-практической конференции Тюменского государственного университета по теме: «Инновационные технологии в образовании студенческой молодежи».
выступление на городской педагогической конференции в секции «Система поддержки талантливых детей»;
выступление на окружной конференции тренеров Федерации баскетбола Ханты-Мансийского Автономного округа – Югры в городе Нижневартовске по теме: «Проблемы развития детского баскетбола в условиях образовательного учреждения»;
участие в конкурсе Лучших учителей Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование», 2006г. (Победитель);
участие в муниципальном профессиональном конкурсе «Лучший мультимедиаурок» в номинации «Предметы эстетического, здоровьесберегающего и технологического направления», 2012 г. (Диплом II степени);
участие в городском конкурсе «Спортивная элита - 2009», «Спортивная элита - 2011» в номинации «Лучший преподаватель физической культуры». (Лауреат);
участие в городском конкурсе «Педагогический триумф» в номинации «Педагог- мастер», 2013г. (Победитель);
участие в конкурсе на получение гранта Администрации города Когалыма в номинации «Лучший учитель (педагог) общеобразовательного учреждения», 2013г. (Победитель);
публикации методических разработок: в научно-методическом журнале федерального уровня «Физическая культура в школе», № 4; в научно-методическом журнале «Образование Югории», № 4, 2012 г.; в учебно-методическом сборнике Межшкольного методического центра города Когалыма «Лучшие уроки лучших учителей города Когалыма», 2009 г.; в сборнике «Методические материалы школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников 2009-2010 учебного года по физической культуре»; в городском методическом журнале «Методическая панорама» 2012, 2/№3, и 2013, 3/№7, г.;
участие в городской методической выставке «Опыт и творчество» педагогов г. Когалыма. Работа по теме «Рациональное применение методов обучения детей среднего школьного возраста на уроках гимнастики», 2009 г.;
В течение нескольких лет являюсь Председателем комиссии городской предметной олимпиады по физкультуре и вхожу в состав экспертов по аттестации учителей физической культуры города на первую и высшую квалификационные категории.
В нашем педагогическом сообществе некоторые учителя физкультуры, применяют в своей деятельности идею метода предписания алгоритмического типа как одну из составных частей программированного обучения. В частности: учителя физкультуры МБОУ «СОШ №1» О.И. Новохатская применяет данный метод в разучивании гимнастических упражнений в начальной школе; Д.В. Лобанов в разучивании сложно-координационных упражнений на уроках баскетбола; В.В. Сысоев детский тренер по футболу МАУ «Дворец спорта», применяет методику программирования для разучивания приемов с мячом; Е.О. Куанышев учитель физкультуры МБОУ «СОШ №10» города Нефтеюганска данный опыт перенял для разучивания основ техники владения мячом на занятиях раздела «Спортивные игры».
13PAGE 15
13PAGE 14215
Рисунок 0Фото 154.jpg