Статья на тему: Оптимизация процесса обучения сложнокоординационным двигательным действиям детей младшего школьного возраста.


Оптимизация процесса обучения сложнокоординационным двигательным действиям детей младшего школьного возраста.
Тимофеева Ю. А., ГБОУ СОШ № 292 Фрунзенского района
-Акробатические упражнения относятся к сложнокоординационным двигательным действиям и предъявляют высокие требования к развитию двигательного и вестибулярного анализаторов.
-Успешность обучения акробатическим упражнениям зависит от физической, двигательной и психической готовности обучаемого к освоению учебного материала.
Физическая готовность. Решение двигательной задачи требует определенного уровня развития физических качеств. Перед началом обучения следует выяснить уровень физических качеств учеников и, если он недостаточен для освоения запрограммированных двигательных действий, спланировать необходимый период предварительной физической подготовки.
Двигательная готовность. Чем богаче двигательный опыт, тем вероятнее наличие в нем представлений, необходимых при освоении нового действия, тем быстрее может сформироваться ориентировочная основа нового действия и соответствующий двигательный навык.
Психическая готовность. Чтобы обеспечить достаточный уровень психической готовности, учитель должен предлагать к изучению только те двигательные действия, которые находятся в зоне стимулирующей сложности (увеличивающейся по мере обогащения двигательного опыта), и гарантирует безопасность при их выполнении.
-Координационные способности являются двигательной предпосылкой к обучению акробатическим упражнениям.
Под координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи.
- Эффективность обучения сложнокоординационным двигательным действиям определяется уровнем координационной подготовленности учеников.
Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически.
-Одним из эффективных методов, способствующих активизации познавательных процессов (у младших школьников) во время обучения, является игровой метод.
-Овладение двигательным действием начинается с формирования его зрительно-логического образа. Основной метод решения этой задачи — комментированная демонстрация. Затем формируются двигательные представления. Основной метод решения этой задачи — практическое выполнение изучаемого действия в целом или расчленено, по операциям.
Пояснения применяются по ходу демонстрации преподавателем или выполнения детьми физических упражнений с целью направить, углубить восприятие, подчеркнуть те или иные стороны движения. При разучивании физических упражнений и закреплении двигательных навыков применяются указания. Содержание их изменяется в зависимости от того, какие задачи ставит преподаватель: постановка и уточнение задания, разъяснение как действовать, предупреждение и исправление ошибок у детей, оценка выполнения физических упражнений (одобрение и неодобрение), поощрение; указания могут быть также направлены на то, чтобы вызвать интерес к упражнениям, желание выполнять их четко, правильно. Вопросы в процессе обучения физическим упражнениям побуждают детей к наблюдательности, активизируют их мышление, речь, помогают уточнить представления о физических упражнениях, вызывают интерес к ним.
- Освоение двигательных действий требует многочисленных повторений, что вызывает значительный расход физической, психической и умственной энергии. По мере нарастания утомления концентрация и устойчивость внимания ухудшаются. Поэтому приступать к первоначальному разучиванию следует тогда, когда ученик находится в состоянии оптимальной работоспособности, как правило, в начале основной части занятия.
- Упражнения необходимо объединять в рамках системы обучающих уроков на основе структурного сходства и усложнения их координационной структуры, а также с учётом положительного переноса навыков.
Литература
1. Балобан, В. Н. Обучение упражнениям спортивной акробатики/ В.Н. Балобан// Современный олимпийский спорт и спорт для всех: материалы 7 Международного научного конгресса.-М., 2003.-С. 207-210.
2. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям/ М.М. Боген. -М.:Физкультура и спорт, 1985.-192 с.
3. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры/ Л.П. Матвеев.-М.: Физкультура и спорт, 1991.- 543 с.
4.Меньшиков, Н.К. Гимнастика и методика ее преподавания/ Н.К. Меньшиков.-СПб, 1992.-375 с.