Рабочая программа учебной дисциплины Основы алгоритмизации и программирования 230401 Информационные системы (по отраслям)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«»
Утверждаю
Директор техникума
_________
« ___ » __________ г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ
для подготовки специалистов среднего звена технического профиля
г. Братск ___ г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 230401 Информационные системы (по отраслям) для подготовки специалистов среднего звена технического профиля.
Разработчик:
Янина Елена Александровна преподаватель информационных дисциплин
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии гуманитарных дисциплин
Протокол № _____ от « ____ » __________ г.
Председатель ЦК
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230401 Информационные системы (по отраслям) для подготовки специалистов среднего звена технического профиля.
Программа учебной дисциплины может быть использована как основа для подготовки по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы и в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке по профессиям 26965 Техник вычислительного (информационно-вычислительного) центра, 14995 Наладчик технологического оборудования на базе основного общего образования, на базе среднего (полного) общего образования, практический опыт не требуется.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в общепрофессиональные дисциплины профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать языки программирования
строить логически правильные и эффективные программы;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
общие принципы построения алгоритмов, основные алгоритмические конструкции;
понятие системы программирования;
основные элементы процедурного языка программирования, структура программы, операторы и операции, управляющие структуры, структуры данных, файлы, кассы памяти;
подпрограммы, составление библиотек программ;
объектно-ориентированная модель программирования, понятие классов и объектов, их свойств и методов
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 180 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 120 часов;
самостоятельной работы обучающегося 60 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
180
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
120
в том числе:
практические занятия
60
контрольные работы
6
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
60
в том числе:
Работа со справочной системой
4
Создание презентаций
8
Выполнение задач и разработка программ
22
Составление словаря терминов
4
Составление блок-схем
22
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы алгоритмизации и программирования
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Порядковый номер урока
Уровень освоения
1
2
3
4
5
Раздел 1.
Основные принципы алгоритмизации и программирования
18
Тема 1.1.
Основные понятия алгоритмизации
Содержание учебного материала
2
1
Этапы решения задачи на ЭВМ. Алгоритм.
Постановка задачи, формализация задачи, построение алгоритма, составление программы на языке программирования, отладка и тестирование программы, проведение расчетов и анализ полученных результатов. Свойства алгоритмов. Формы записей алгоритмов. Общие принципы построения алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции: линейные, разветвляющиеся, циклические.
1, 2
2
Практическое занятие
Составление блок-схем алгоритмов
2
3, 4
Самостоятельная работа
Составление словаря терминов, используемых в системе программирования
2
Тема 1.2.
Языки и системы программирования
Содержание учебного материала
4
1
Языки программирования.
Эволюция языков программирования. Классификация языков программирования: языки низкого уровня, языки высокого уровня. Элементы языков программирования. Понятие системы программирования.
5, 6
2
2
Система программирования.
Состав системы программирования: язык программирования, трансляторы, редактор текста, библиотека подпрограмм, отладчик. Исходный, объектный и загрузочный модули. Транслятор. Виды трансляторов: интерпретаторы, компиляторы, ассемблеры. Интегрированная среда программирования.
7, 8
2
Контрольная работа по теме
«Языки и системы программирования»
1
9
Самостоятельная работа
Создание презентации «Классификация языков программирования»
2
Тема 1.3.
Методы программирования
Содержание учебного материала
2
1
Методы программирования.
Структурный, модульный, объектно-ориентированный методы программирования. Достоинства и недостатки методов программирования. Общие принципы разработки программного обеспечения. Жизненный цикл программного обеспечения.
10, 11
2
Контрольная работа по теме
«Методы программирования»
1
12
Самостоятельная работа
Создание презентации «Советы по стилю программирования»
2
Раздел 2.
Программирование на алгоритмическом языке
100
Тема 2.1.
Составление программы на языке программирования
Содержание учебного материала
4
1
Элементы языка.
Алфавит алгоритмического языка. Типы данных: целые, вещественные, символьный, логический. Арифметические операции, функции, выражения, приоритет операций
13, 14
2
2
Структура программы.
Раздел описаний: раздел меток, раздел констант, раздел типов, раздел переменных, раздел подпрограмм, раздел модулей; раздел операторов. Понятие оператора. Простые операторы: оператор присваивания, оператор безусловного перехода, оператор вызова процедуры, пустой оператор. Структурные операторы: составной оператор, условный оператор, оператор повтора
15, 16
2
Контрольная работа по теме
«Составление программы на языке программирования»
1
17
Самостоятельная работа
Составление словаря терминов по теме «составление программы на языке программирования»
2
Тема 2.2.
Основные алгоритмические конструкции
Содержание учебного материала
6
1
Алгоритмическая конструкция: линейная.
Организация ввода/вывода данных. Стандартные процедуры ввода/вывода данных. Оператор присваивания. Организация линейного алгоритма в программе. Графическое представление линейной конструкции.
18, 19
2
2
Алгоритмическая конструкция: ветвление.
Понятие ветвления. Логические величины, операции, выражения. Условный оператор Виды условного ветвления. Оператор выбора, организация ветвления в программе. Графическое представление условного оператора.
20, 21
2
3
Алгоритмическая конструкция: цикл.
Понятие цикла. Виды цикла. Оператор регулярного цикла. Параметры регулярного цикла. Операторы итерационного цикла. Организация вложенного цикла. Графическое представление цикла
22, 23
2
Практические занятия
Составление программ линейной структуры
Составление программ разветвляющейся структуры
Составление программ усложненной разветвляющейся структуры
Составление программ циклической структуры
Составление программ усложненной циклической структуры
10
24, 25
26, 27
28, 29
30, 31
32, 33
Самостоятельная работа
Составление блок-схемы программ по практической работе «Составление программ линейной структуры».
Составление блок-схемы программ по практической работе «Составление программ разветвляющейся структуры»
Составление блок-схемы программ по практической работе «Составление программ циклической структуры»
8
Тема 2.3.
Массив
Содержание учебного материала
4
1
Массив как структурированный тип данных.
Элемент массива. Объявление массива в программе. Ввод и вывод одномерных массивов. Ввод и вывод многомерных массивов.
34, 35
2
2
Обработка массивов.
Вычисление среднего значения. Выбор максимально и минимального элемента массива. Сортировка массива
36, 37
2
Практические занятия
Обработка одномерных массивов
Обработка многомерных массивов
Обработка многомерных массивов
6
38, 39
40, 41
42, 43
Контрольная работа по теме
«Массивы»
1
44
Самостоятельная работа
Составление блок-схемы программ по практической работе «Обработка многомерных массивов»
2
Тема 2.4.
Строки и множества
Содержание учебного материала
4
1
Строки.
Понятие строки. Объявление строки в программе. Операции над строками. Стандартные процедуры и функции для обработки строк
45, 46
2
2
Множества.
Понятие множества. Объявление множества в программе. Операции над множествами.
47, 48
2
Практические занятия
Использование стандартных функций и процедур для работы со строками