Формирование профессиональных компетенций студентов через использование информационных и коммуникационных технологий

ФОРМИРОВАНИЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Коноваленко Т.Н., методист, преподаватель информатики
КГБПОУ «Славгородский аграрный техникум»

Современного выпускника, востребованного обществом, сегодня немыслимо представить без хорошей подготовки в области информационных технологий, без знания специализированных программ. Это в свою очередь заставляет учебные заведения стремиться к повышению качества образовательных услуг, что не может обойтись без активного использования новых информационных технологий и современных технических средств обучения.
КГБПОУ «Славгородский аграрный техникум» готовит студентов по специальности «Коммерция». Специальность требует специфики преподавания такой дисциплины, как «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Особенность преподаваемой дисциплины состоит в том, что основной акцент обучения делается на получение практических навыков работы с компьютерными технологиями, которые могут понадобиться в профессиональной деятельности будущего специалиста, повысить качество и оперативность его работы, оказать существенное влияние на конкурентоспособность специалиста на рынке труда.
Практическая направленность курса предполагает обучение стандартным процедурам обработки профессиональной информации. Задача преподавания дисциплины на данном этапе заключается в том, чтобы упростить и донести до студента как можно больше сведений, позволяющих сформировать представление о том, какие действия позволят оптимально, быстро и эффективно получить результат, приемлемый в профессиональной деятельности. При изучении дисциплины практического характера самым важным в формировании мотивации является возможность использования новых знаний и навыков для решения проблем, связанных с той деятельностью, которая интересна, прежде всего, студенту и позволяет достичь скорейших результатов и увидеть плоды применения информационных технологий в решении собственных задач. Выходом из сложившейся ситуации могут послужить межпредметные связи с такой дисциплиной, как «Документационное обеспечение управления». Главная цель курса дисциплины «Документационное обеспечение управления» – способствовать подготовке компетентных специалистов, которые умеют работать с нормативной литературой и на её основе составлять документы и оформлять их на компьютере. Юридически правильно оформленный документ – составная часть профессиональных знаний выпускников. Изучая основы делопроизводства на уроках, студенты составляют организационно-распорядительные документы, создают бланки, таблицы, ведут конспекты и глоссарий терминов, пользуются электронной книгой «Документационное обеспечение управления». Методическое пособие «Компьютерное оформление документа», разработанное мною, использую на практических занятиях. В нем дано понятие формуляра-образца документа и указано, как при этом использовать возможности текстового редактора.
Большое значение при проведении бинарных уроков уделяю подбору задач, ориентированных на профессиональную деятельность. Мною разработаны практические задания лабораторного практикума по применению стилей, шаблонов для создания деловых и многостраничных документов, бланков различных заявлений, форм. Знание возможностей программы по созданию шаблонов документов, электронных бланков, многостраничных документов дает специалисту возможность быстро, качественно и эффективно тиражировать и издавать единообразно оформленные деловые документы.
На уроках использую разнообразные методы проверки, применяя мультимедийное оборудование: словарный диктант на знание терминов и классификации документов, кроссворды, тесты по основным темам, обязательная контрольная работа с практическим оформлением документов. Используя возможности Интернета, студенты готовят сообщения, рефераты, составляют ребусы. Доступ к интернет-ресурсам позволяет научить студентов самостоятельно находить и отбирать нужную информацию, применять электронную почту в учебных целях, а впоследствии и в профессиональной деятельности.
Итоговый контроль - очень важная завершающая часть курса. Зачет по практической части провожу по билетам с выполнением типовых задач обработки информации: оформление бланка документа, анализ данных средствами табличного процессора, поиск нормативно-правового акта с использованием программы «КонсультантПлюс». При сдаче зачета по теоретической части курса предлагаю студентам альтернативные способы контроля: тестирование, самостоятельные исследовательские работы, блиц-опрос.
Большое внимание уделяю проведению разнообразных нестандартных уроков в форме деловых игр «Проведение собрания» и «Прием на работу», бинарных уроков, уроков-КВН и конкурсов по практической работе с использованием компьютеров. Такие формы уроков позволяют привить интерес к учебной дисциплине, реализовать компетентностный подход в профессиональном становлении будущих специалистов.



15