Формирование у младших школьников умения рассуждать, как необходимое условие развития логического мышления.

Способность детей рассуждать зависит от их непосредственного опыта, от того, насколько понятна, близка и интересна для них предлагаемая задача. Следовательно, необходимо не только в системе проводить определенную работу, но и в начале занятия создавать мотивацию к предстоящей деятельности. В зависимости от возраста, имеющегося опыта и характера явлений обнаруживаются разные уровни понимания причинно-следственных связей. Раньше всего дети выделяют внешние признаки предметов. Они указывают на причину, ситуацию в целом, не проводя ее детального анализа, и лишь позднее начинают выделяться элементы ситуации, имеющие более близкое отношение к причинам наблюдаемых фактов. Постепенно учащиеся начинают понимать, что причины явлений могут заключаться не только во внешних воздействиях, но и в свойствах самих предметов. Понимание причинно-следственных связей наиболее полно осуществляется при непосредственных действиях с объектами, нежели при словесном описании взрослого. Формирование рассуждений зависит не столько от возраста, сколько от того, насколько полны детские знания о том предмете, по поводу которого он рассуждает, от количественного и качественного роста его опыта, от целенаправленного обучения. Чем богаче жизненный опыт, тем более способен ребенок рассуждать. Рассуждение – наиболее развитая форма мышления. Когда мышление минимально связано с деятельностью, мы рассуждаем не часто, и по форме это весьма фрагментарное рассуждение.  Так, например, в игре «объедини предметы» дети объединяют их по одному из признаков (по цвету), хотя их много (форма, размер, назначение, свойства и т.д.). Если ребенок знает признаки, свойства предметов, то он самостоятельно, без наводящих вопросов педагога объединяет предметы в ту или иную группу и может пояснить свои действия. Следовательно, нельзя пренебрегать такими учебными единицами, как конструирование (знакомство со свойствами бумаги и прочих материалов), ознакомление с окружающим (знакомство со свойствами предметов, их назначением и пр.) необходимо в системе проводить опытно-экспериментальную работу, т.к. именно на деятельностной основе ребенок познает окружающий мир. Большое место и значение в формировании причинно-следственных связей имеет обучение абстрагированию приемами моделирования – что ведет к формированию у детей обобщенных способов выделения существенных признаков наблюдаемых предметов. Чтение рисунков-схем сопровождается рассуждениями детей.  Использование приемов моделирования для формирования новых знаний приводит не только к усвоению различных приемов абстрагирования, но и к развитию образно-схематического мышления, которое имеет огромное значение при переходе к формам теоретического мышления.  Игры, направленные на развитие логического мышления, помогающие логично и последовательно строить рассуждения: «Небылицы», «Лишний предмет», «Опровержение», «Пищевые цепочки», «Предмет и его развитие». «Хорошо-плохо», «Бывает – не бывает», «Странные рассказы». Чтобы дети научились подбирать необходимые средства связи между частями рассуждения, проводятся такие игры, как «Закончи предложение», «Составь одно предложение», «Почемучка», «Из двух доказательств выбери правильное», «Чепуха», «Разложи и докажи».  При игре «в чепуху» абсурдное рассуждение позволяет лучше понять, каким должно быть правильное. Методические аспекты вопроса развития речи-рассуждения. Содержание и методика обучения речи-рассуждению определяется следующими задачами: - учить детей устанавливать различного рода зависимости (функциональные, причинно-следственные, пространственно-временные, целевые) предметов и явлений; - обогащать опыт учащихся, пополняя содержание детских рассуждений; - активизировать подчинительные союзы, вводно-модальные слова как вспомогательные средства овладения процессом доказательства, последовательностью его звеньев и контроля за ходом рассуждений; - дать представление о ходе рассуждений: тезис, доказательство, вывод; - формировать умения и навыки, которые составляют основу связных высказываний-рассуждений: понимать тему рассуждения; связно выстраивать высказывание, выражать мысли в определенной последовательности; отбирать лексический материал и другие языковые средства в соответствии с ситуацией рассуждения; использовать разнообразные синтаксические конструкции. Важное место в данном вопросе имеет детское экспериментирование, т.к. это «вид мышления, при котором ребенок самостоятельно и в ходе реальных преобразований предметов выявляет их скрытые свойства и связи». Экспериментирование позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов и явлений для доказательства выдвинутых тезисов, учит делать выводы. Сначала дети учатся устанавливать различного рода зависимости предметов и явлений, затем – осваивают структуру текста (тезис, доказательство, вывод). Следующий аспект работы, направленный на обучение детей связным высказываниям типа рассуждения, - решение детьми проблемно-речевых ситуаций и решение детьми речевых логических задач (словесно-логические игры и упражнения, небылицы и пр.). Наряду с перечисленными видами деятельности (экспериментирование, проблемно-речевые ситуации и речевые логические задачи) полезно организовать чтение художественных произведений В.Бианки, Н.Сладкова, Л.Толстого, К.Ушинского и др. и обсуждение содержания прочитанных произведений. Достижение цели обеспечивается прежде всего подбором и постановкой вопросов. Перед детьми ставятся не только репродуктивные вопросы, требующие простой констатации. Большое значение стоит уделять поисковым вопросам, направленных на раскрытие связей между предметами и явлениями, требующих логических операций, активизации мыслительной деятельности, установления причинно-следственных, временных, пространственных и др. связей и отношений. Художественные произведения служат образцом, благодаря которому дети будут строить более логичные, связные и последовательные рассуждения. Часто дети затрудняются в подборе необходимых средств связи между частями суждения, завершении рассуждения выводом, начинающимся словами значит, следовательно, поэтому. Чтобы научить младших школьников пользоваться разнообразными способами связи, необходимо проводить такие игры, как «Закончи предложение», «Почемучка», «Разложи и докажи», «Чепуха» и т.д. Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учебы обнаруживают трудности в решении и объяснении задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из причин такого положения - недостаточное развитие словесно-логического мышления. Словено-логическое мышление (вербально-логическое мышление) - один из видов логического мышления, характеризующийся использованием языковых средств и речевых конструкций. Данный вид мышления предполагает не только умелое использование мыслительных процессов, но и грамотное владение своей речью. Словено-логическое мышление необходимо нам для публичных выступлений, написания текстов, ведения споров и в других ситуациях, где нам приходится излагать свои мысли при помощи языка. Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами. В процессе этих упражнений у детей активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению. В ходе упражнения ребенку потребуется использовать развернутые речевые высказывания, подбирать точные лексические и грамматические средства. Данный вид речевой деятельности активизирует творческие способности учащегося, стимулирует воображение, что необходимо при работе над картинами с проблемным сюжетом и пр.  Оптимальным способом решения задач обучения речи-рассуждению является развитие критического мышления.  Критическое мышление предполагает умение видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений, умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки. Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность и стремление оценивать разные утверждения и делать объективные суждения на основе хорошо обоснованных доказательств. Это способность видеть упущения в аргументах и не поддаваться утверждениям, не имеющим достаточных оснований. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Так же среди показателей сформированности коммуникативно-языковой компетентности - творческая речевая деятельность. Навык творческого рассказывания крайне важен. На нем будут строиться ответы учеников у доски, их рассуждения, доказательства, написание сочинений, изложений и пр. Совершенствование в процессе составления творческих рассказов детского воображения позитивно отразится на познавательной деятельности и личностных качествах ребенка. Таким образом, структурным компонентом речевой деятельности является рассуждение. Основу рассуждения составляют причинно-следственные отношения. Формулирование логического суждения - это речевое умение. С точки зрения теории речевой деятельности оно включает мотив, цель, исполнение.

Упражнения и игры на логическое мышление
«Четвёртый лишний». Упражнение заключается в том, чтобы исключить один предмет, у которого отсутствует некоторый признак, общий для остальных трёх (здесь удобно использовать карточки с изображениями).
«Чего не хватает?». Нужно придумать недостающие части рассказа, (начало, середину или конец).
«Не зевай! Продолжай!». Смысл в том, чтобы ученики быстро называли ответы на вопросы.
На уроках чтения:
Кто последний тянул репку?
Как звали мальчика из «Цветика-семицветика»?
Как звали мальчика с длинным носом?
Кого победил жених мухи-цокотухи?
Кто пугал трёх поросят?
На уроках русского языка:
Какое слово содержит три буквы «о»? (трио)
Название какого города свидетельствует о том, что он сердитый? (Грозный).
Какую страну можно носить на голове? (Панама).
Какой гриб растёт под осиной? (Подосиновик)
Как можно написать слово «мышеловка» с помощью пяти букв? ( «Кошка»)
На уроках природоведения:
Паук это насекомое?
Вьют ли наши перелётные птицы гнёзда на юге? (Нет).
Как называется личинка бабочки?
Что ест ёжик зимой? (Ничего, он спит).
На уроках математики:
Тройка лошадей пробежала 4 километра. Сколько километров пробежала каждая из лошадей? (по 4 километра).
На столе лежало 5 яблок, одно из которых разрезали пополам. Сколько яблок лежит на столе? (5.)
Назовите число, в котором три десятка. (30.)
Если Люба стоит позади Тамары, то Тамара (стоит впереди Любы).