Методическая разработка урока по предмету Основы рыночной экономики на тему Оплата и мотивация труда
Қазақстан Республикасының білім және ғылым министрлігі
«Павлодар бизнес - колледжі» КМҚК
Министерство образования и науки Республики Казахстан
КГКП «Павлодарский бизнес - колледж»
Келісілді / Согласовано Бекітемін
Колледж әдіскері / Директордың ОІ жөніндегі
методист колледжа _______ орынбасары
«____» ______ 2017 ж/г Утверждаю
Заместитель директора по УР
_________ Н.Н.Елисеева
"____"_____ 2017 ж/г.
Ашық теориялық сабақтың
әдістемелік өңдеуі
Методическая разработка открытого
теоретического занятия
Пән: «Нарықтық экономика негіздері»
Дисциплина «Основы рыночной экономики»
Тақырыбы /Тема: «Оплата и мотивация труда»
Құрастырған: С.М. Холодова
Составила: С.М. Холодова
Ақпараттық және экономикалық пәндері ЦӘК - нің
мәжілісінде талқыланды және мақұлданды.
Обсуждена и одобрена на заседании
ЦМК информационных и экономических дисциплин
Хаттама/Протокол №_____
от «___»_____ 2017ж/г
Председатель ЦМК___________
Павлодар, 2017ж/г
Өткізу күні/Дата проведения: 03 марта 2017 года
Топ/ Группа: ИС-334
Мамандығы/Специальность:1305000 «Информационные системы» ( по областям применения)
Сабақтың тақырыбы/ Тема занятия: Оплата и мотивация труда
Сабақтың мақсаттары/ Цели занятия:
Білімділік/Образовательная: -сформировать у обучащихся знания о заработной плате, формах и разновидностях оплаты труда, видах мотивации труда, номинальной и реальной заработной плате;
-.научить определять размер заработной платы при сдельной и повременной оплате труда;
-научить определять индекс заработной платы
Дамытушылық/Развивающая: - развивать экономическое мышление у обучающихся;
-формировать умения и навыки , способствующие применению теоретических знаний при выполнении практических заданий;
-способствовать развитию умений и навыков работы с учебной и научной литературой, периодической печатью и другими источниками получения экономических знаний.
Тәрбиелік/Воспитательная: - способствовать формированию умения работать в команде;
-воспитывать способность к формированию и отстаиванию собственной точки зрения, основанной на научных взглядах и объективной информации;
-воспитывать у обучающихся стремление к объективной оценке экономических явлений и процессов
Сабақ типі/Тип занятия: Урок изучения нового материала
Сабақтың өткізу формасы/Форма проведения занятия: Лекция. Практическая работа .Самостоятельная работа . Деловая игра
Өткізу әдіс-тәсілдері/Методы обучения: 1. Объяснительно-иллюстративный 2. Наглядный 3. Практический 4. Частично-поисковый
Пән аралық байланыс/Межпредметные связи:
«Бухгалтерский учет», «Основы экономики», «Общая теория статистики».
Құрал–жабдықтар, көрнекті оқу құралдар /
Оборудование, наглядные пособия: Компьютер, проектор, плакаты «Заработная плата», «Баланс интересов», папки-кейсы.
Сабақ ұзақтығы/Время проведения занятия: 90 минут
Өткізілетін орны/Место проведения: кабинет №27
Әдебиет/Литература:
1. Д.Я. Куатова Экономика предприятия Практикум Алматы Экономика 2005
1. К.Р. Нургалиев, А.К. Нургалиев. Экономика Казахстана. Учебник. Алматы «Зият Пресс», 2007
2.. Экономика. Учебник под редакцией А.С. Булатова. М. Экономистъ, 2004
3. О.И. Волков ,В.К. Скляренко Экономика предприятия Курс лекций Москва Инфра-М 2005
4.Интернет-ресурсы
Сабақтың хронологиялық картасы/Хронокарта занятия
№ Сабақ бөлімдерінің атауы – Наименование раздела занятия Уақыты/Время – 90 мин.
1 Ұйымдастыру –мақсаттық кезеңІ / организационно-целевой этап 2 мин
2 операция-танымдық кезеңі/ Операционно-познавательный этап 16 мин
2.1 Үй тапсырмасының актуализациясы/ Актуализация опорных знаний 6 мин
2.2 Оқу жұмысының мотивациясы/
Мотивация учебной деятельности
10 мин
3 Жаңа білімді баяндау/
Этап Изложения нового материала 40мин
4 Жаңа білімді бекіту /
Этап закрепления новых знаний 20 мин
5 Рефлексивті бағалау кезеңі / рефлексивно-оценочный этап 7мин
6 сабақтың қорытынды кезеңі/
Заключительный этап занятия 5 мин
6.1 Сабақты қорытындылау /
Подведение итогов занятия 3 мин
6.2 Үй тапсырмасы бойынша мәлімет беру /
Информация о домашнем задании
2 мин
Сабақ барысы / Ход занятия
Ұйымдастыру –мақсаттық кезеңІ /
организационно-целевой этап -2 мин.
Мақсаты/цель: Создание рабочей обстановки для формирования новых знаний, умений, навыков
Оқытушының іс-әрекеті/
Деятельность преподавателя Оқушылардың іс-әрекеті/
Деятельность обучающихся
проверка посещаемости, готовности к занятию
отметка отсутствующих
проверка наличия оснащения
ознакомление обучающихся с темой и целями занятия вовремя быть на рабочем месте
подготовить рабочее место
приветствуют преподавателя
знакомятся с темой и целями занятия
готовятся к актуализации пройденного материала
операция-танымдық кезеңі/
Операционно-познавательный этап – 16 мин
2.1 Ұй тапсырмасының актуализациясы/
Актуализация опорных знаний - 6 мин
Мақсаты/Цель: контроль и оценка качества знаний обучающихся по предыдущей теме
Оқытушының іс-әрекеті/
Деятельность преподавателя Оқушылардың іс-әрекеті/
Деятельность обучающихся
-Преподаватель проводит контроль уровня усвоения знаний обучающимися по предыдущей теме «Организация и нормирование труда»:
-фронтальный опрос;
-тестирование
Отвечают на заданные вопросы, выполняют задания.
Следят за правильностью ответов друг друга.
Самопроверка.
Занесение результатов в оценочный лист.
2. 2 Оқу жұмысының мотивациясы /
Мотивация учебной деятельности- 10 мин
Мақсаты/Цель: вызвать у обучающихся интерес к изучаемой теме, подготовить к активному усвоению новых знаний
Оқытушының іс-әрекеті/
Деятельность преподавателя Оқушылардың іс-әрекеті/
Деятельность обучающихся
1.Преподаватель подчеркивает значимость данной темы, заинтересовывает обучающихся актуальностью темы, ставит проблему:
-оглашает эпиграф урока : «Люди становятся богаче не только путем прибавления к тому, что у них есть , но и путем сокращения расходов» . Аристотель.
- предлагает в конце занятия сделать вывод о том, отражает ли эпиграф суть урока;
-дает возможность учащимся подобрать свой эпиграф.
2. Преподаватель ставит вопросы с целью актуализации знаний учащихся и мотивации деятельности
1)по каким критериям можно судить беден человек или богат?
2)что такое доход?
3)какими факторами должны владеть человек или фирма, чтобы получить доход?
4)как называются доходы от факторов производства?
5).Как вы считаете, на какие две большие группы можно разделить все факторные доходы?
6).Являются ли факторы производства товаром, т.е. можно ли их продать или купить?
7).Так как факторы производства являются товаром ,следовательно, существуют рынки факторов производства , а рынок ,как известно, приходит в движение благодаря рыночному механизму. Из каких инструментов состоит рыночный механизм?
8).Почему спрос на факторы производства является производным? Активизируется мыслительная деятельность, настрой на дальнейшую работу, размышление над проблемой.
Отвечают на заданные вопросы
Жаңа білімді баяндау/
Изложение нового материала –40 минут
Мақсаты/Цель: Формирование системы знаний у обучающихся по заданной теме, развитие логического машления, активизация познавательной деятельности.
Оқытушының іс-әрекеті/
Деятельность преподавателя Оқушылардың іс-әрекеті/
Деятельность обучающихся
1.Преподавательпредлагает записать тему и план темы в тетрадь
2.Преподаватель объясняет новый материал, используя различные методики и современные педагогические технологии по следующему плану :
План
1.Рынок труда
2. Заработная плата.
3.Формы заработной платы
а)повременная;
б) сдельная ;
в)бестарифная;
4.Номинальная и реальная заработная плата
5.Индекс реальной заработной платы
а)определение индекса заработной платы;
б)заработная плата в Павлодарской области;
в)зарплата программиста
6.Понятие о мотивации труда. Виды мотивации.
7.Баланс интересов
1.Записывают в тетради
1. Воспринимают, осознают, анализируют, сопоставляют суждения и фиксируют в тетради:
Работают по плану
Запись определения рынка труда.
Деловая игра. Запись в таблицу итогов каждого этапа игры. Выводы
Запись определения заработной платы
Работа с текстом .Обсуждение каждой формы зарплаты
Ответ по опережающему заданию
Запись определений номинальной и реальной заработной платы
Расчет индекса реальной заработной платы
Ответ по опережающему заданию
Интервью.
Работа вгруппах:формулирование видов мотивации для программиста
Обсуждение схемы «Баланс интересов»
Жаңа білімді бекіту /
закрепление новых знаний –20 мин
Мақсаты/Цель: закрепить, систематизировать знания по новой теме, активизировать мыслительную деятельность
Оқытушының іс-әрекеті/
Деятельность преподавателя Оқушылардың іс-әрекеті/
Деятельность обучающихся
Преподаватель осуществляет систему контроля усвоения знаний на заданном уровне различными способами :
1)задает вопросы по изученному материалу ;
2)предлагает решить типовую задачу на нахождение повременной и сдельной заработной платы; (используется электронный учебник)
3)предлагает каждой группе , исходя из размера реальной заработной платы, сделать приблизительный расчет расходов в месяц в семье
выполняют предложенные задания.
Отвечают на вопросы учителя
Один из учащихся объясняет решение задачи. Решают задачу
Работают в группах, передавая друг другу лист бумаги, составляют перечень расходов и делают выводы.
Рефлексивті бағалау кезеңі /
рефлексивно-оценочный этап - 7 мин
Мақсаты/Цель: обобщить знания обучающихся по данной теме, проверить усвоение темы, сделать выводы
Оқытушының іс-әрекеті/
Деятельность преподавателя Оқушылардың іс-әрекеті/
Деятельность обучающихся
Преподаватель :
1)задает вопросы, анализирует уровень и качество выполнения заданий обучающимися, исправляет допущенные ошибки,
2)Предлагает обсудить выбранные учащимися эпиграфы и сделать вывод: отражает ли суть темы эпиграф, предложенный учителем
делает общее заключение по теме. Отвечают на вопросы, делают выводы, высказывают свое мнение о положительных и отрицательных моментах, трудностях, возникших по ходу занятия, пожелания.
2)Обсуждают поставленную проблему, предлагают пути решения.
сабақтың қорытынды кезеңі/Заключительный этап занятия - 5 мин
сабақты қорытындылау/подведение итогов урока 3 мин
Оқытушының іс-әрекеті/
Деятельность преподавателя Оқушылардың іс-әрекеті/
Деятельность обучающихся
Преподаватель подводит итоги
занятия :комментирует полученные оценки на занятиии.
1)объявляет и комментирует соответствующие оценки.
2)напоминает , что итоговая оценка за урок выводится как средняя арифметическая из следующих оценок :
-за выполнение тестовых заданий;
-за устные ответы на вопросы учителя и работу у доски;
-за работу в группе.
Оценочные листы следует сдать учителю. Адекватно оценивают свои ответы
Үй тапсырмасы бойынша мәлімет беру / информация о домашнем задании – 2 мин
Оқытушының іс-әрекеті/
Деятельность преподавател
Оқушылардың іс-әрекеті/
Деятельность обучающихся
Сообщает домашнее задание:
1)Учебник О.И.Волков, В.К.Скляренко «Экономика предприятия» стр.189-192;
2)Учебное пособие Д.Я.Куатова Практикум «Экономика предприятия»
Глава 5 ,решить задачи №5.1- 5.9 Отмечают в тетрадях домашнее задание