Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине Основы рыночной экономики


Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
ГБПОУ РК «Керченский политехнический колледж»
Комплект
контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине
ОП. 19 Основы рыночной экономики
Программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)
по специальностям СПО
15.02.08 Технология машиностроения
базовой подготовки
Керчь, 2015
Рассмотрено на заседании ПЦК механических дисциплин
Протокол № ____
«___»__________20_____г.
Председатель ПЦК ___________
Ю.А. Письменный УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ РК «Керченский политехнический колледж»
____________О.Н. Гребенникова
«___»__________20_____г.
Разработчики: ГБПОУ РК «Керченский политехнический колледж»
Бакланова Анастасия Вячеславовна, преподаватель

1. Общие положения
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений студентов.
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
2. Освоение умений и усвоение знаний:Освоенные умения, усвоенные знания Показатели оценки результата №№ заданий
для проверки
1 2 3
Уметь:
ориентироваться в общих вопросах экономики отрасли определяет, различает Оценка результатов выполнения практической работы № 1
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных
ситуацияханализирует, понимает, отличает, классифицирует, сопоставляет их признаки и закономерности развития Оценка результатов выполнения практической работы № 2-6
защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства устанавливает, анализирует, понимает, отличает, классифицирует, сопоставляет разрабатывает соответствия Оценка результатов выполнения контрольной работы
Знать:
принципы рыночной экономики понимает, осознает, обнаруживает, выделяет, перечисляет Оценка результатов выполнения практической работы № 1-6, контрольная работа
организационно-правовые формы организаций знает, определяет, различает, узнает, характеризует, называет, анализирует этапы и факторы социализации личности Оценка результатов выполнения практической работы № 2-5
механизмы формирования заработной платы и формы оплаты труда знает, понимает, определяет, сопоставляет место и роль человека в системе общественных отношений Оценка результатов выполнения практической работы № 4-5
3. Комплект материалов для оценки сформированности знаний и умений по учебной дисциплине
В состав комплекта входят задания для студентов и пакет преподавателя (эксперта).
3.1. Задания для студентов
Инструкция для обучающихсяУсловия выполнения задания:
Внимательно прочитайте и выполните задание.
Время выполнения задания – 80 минут.
При подготовке к проверке освоения дисциплины Вы можете воспользоваться литературными источниками:
Задания для текущего контроля знаний студентов:
3.1.1. Практические работы
Критерии оценивания практических работ
Процент результативности
(правильных ответов) Качественная оценка индивидуальныхобразовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
86-100 5 отлично
66-85 4 хорошо
50-65 3 удовлетворительно
менее 50 2 неудовлетворительно
Практическое занятие № 1
Тема: Расчет семейного бюджета.
Задание 1.
Рассчитать: 1) доходы семьи за месяц;
2) Долю каждого дохода в общей сумме доходов;
Сделать вывод о структуре семейных доходов. Результаты отразить в таблице.
Доходы семьи за месяц Сумма, руб. Доля доходов, в%
Заработная плата основная 25200 Заработная плата дополн. 3400 Стипендия 400 Пенсия 9000 Проценты по вкладам 500 выигрыши 400 Итого доходов Задание 2.
Рассчитать: 1) Расходы семьи за месяц;
2) Долю расходов в общей сумме;
Сделать вывод о структуре семейных расходов. Результаты отразить в таблице.
Расходы семьи за месяц Сумма, руб. Доля расходов, %
Питание 14300 Одежда, обувь 6000 Услуги ЖКХ 4200 Транспортные расходы 2700 Услуги связи 1200 Лечение, обучение 2800 Прочие расходы 620 Итого расходов Задание 3.
Сделайте вывод о благосостоянии населения разных стран за 2010 год, используйте информацию таблицы

СТРУКТУРА РАСХОДОВ СЕМЕЙ в % за 2010 год
Страна Питание Одежда,
обувь Жильё Транспорт Лечение и
обучение
США 10,0 6,5 25,5 13,5 17,5
Япония 15,0 6,0 24,0 10,0 15,0
Швеция 16,5 7,0 30,5 19,0 3,0
Греция 33,0 9,5 20,5 13,0 4,5
Португалия 35,0 11,0 15,0 16,0 6,0
Россия 52,0 20,0 6,5 8,0 3,5
Задание 4.
Составить бюджет семьи на месяц. Определить структуру бюджета. Сделать вывод о состоянии бюджета (сбалансированный, дефицит бюджета, накопление бюджета).
Укажите к какому уровню доходов можно отнести бюджет семьи (низкий уровень, средний или высокий уровень). Расчеты оформить в таблице.
Доходы семьи Сумма
руб. Доля
% Расходы семьи Сумма
рубДоля
%
Зар.плата основная Питание Зар.плата дополнит. Одежда,обувьПенсия Услуги ЖКХ Пособие Услуги связи Стипендия Транспорт Проценты по вкладам Лечение Дивиденды по ЦБ Бытовые Наследство Обучение ЗаймНакопления Прибыль от собст.
бизнеса Возврат кредита Итого доходов Итого расходов Контрольные вопросы:
1.Что такое семейный бюджет?
2.Объясните разницу между номинальным и реальным доходом?
3. Только ли в виде денежных средств можно получать доход?
Практическое занятие № 2
Тема: Расчет налогооблагаемой прибыли и налога на прибыль.
Задание №1
Рассчитать за отчетный квартал:
1.Прибыль до налогообложения;
1. Прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия,
2.Указать пути повышения рентабельности , если
1.Фактическая стоимость реализованных товаров по свободным розничным ценам ( без НДС и акцизов) составила 185250 руб ;
2.Стоимость в ценах поставщика 112300 руб.;
3.Фактические затраты по реализации составили 40000 руб.;
4.Штрафы, пени полученные от покупателей за несвоевременное выполнение договоров 19500 руб.;
5.Доходы от сдачи помещений в аренду 19000 руб.;
6.Доходы от выбытия основных средств 7500 руб.;
7.Доходы, полученные по вкладам -6800 руб.;
8.Ставка налога на прибыль -20 %
Задание №2.
Рассчитать: 1 .Прибыль до налогообложения;
2.Чистую прибыль;
3. Рентабельность капитала
4. Сделать выводы.
Использовать информацию о работе предприятия, представленную в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п Показатели 1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7. Выручка предприятия тыс. руб.
Стоимость в ценах поставщика тыс. руб.
Расходы предприятия тыс. руб.
Доходы от аренды помещения тыс.руб.
Штрафы уплоченные тыс. руб.
Ставка налога на прибыль %
Капитал тыс.руб. 950
820
200
25
5
20
3400 880
404
190
-
23
20
2150 430
300
80
60
-
20
1500 550
420
50
100
10
20
3000
Расчеты оформить в таблице 2.
Таблица 2
№ п/п Показатели Вариант
1.
2.
3.
4.
5.
6 Доход тыс. рубРасходы предприятия тыс.руб.
Прибыль до налогообложения тыс. руб.
Налоги тыс.руб.
Чистая прибыль тыс.руб.
Рентабельность капитала % Задание 3.
Рассчитать:
1. Прибыль от использования торгового капитала,
2. Норму прибыли на вложенный капитал;
3. Сделать выводы .Использовать информацию: предприятие за месяц получило выручку 625 тыс. руб., стоимость товаров в ценах поставщика 476 тыс. руб., расходы, связанные с торговой деятельностью 180 тыс. руб., доходы полученные от аренды помещений100тыс. руб .Ставка налога на прибыль 20%.Сумма вложенного капитала составила 682 тыс. руб.Норма прибыли в предшествующем периоде 8.3.%
Задание 4.
Рассчитать:
Норму прибыли на вложенный капитал, если объём продаж за отчетный период составил 850 тыс. руб., расходы, связанные с производством продукции 620 тыс. руб. Ставка налога на прибыль 20 %. Средняя сумма основного капитала составила 3115 тыс. руб., средняя сумма оборотного капитала 1308 тыс. руб.
Задание 5.
Торговая фирма купила товара на сумму 20 млн. руб. Выручка фирмы составила 32 млн. руб. Текущие затраты составили 6,5 млн. руб. Доля налогов и обязательных платежей составила 26 % прибыли. На накопление направлено 37 % чистой прибыли.
Рассчитать:
Прибыль до налогообложения;
Налог на прибыль;
Чистую прибыль;
Сумму средств направленных на накопление;
Сделать выводы
Практическое занятие №3
Тема: Построение кривой спроса и предложения.
Задание 1.
На основании данных, приведенных в таблице 1, выполните следующие задания:
1) постройте кривые спроса и предложения;
2) определите тип рыночной ситуации и заполните четвертый столбец;
3) определите равновесную цену и равновесный объем товара;
4) рассчитайте величину избытка при цене 3000 руб.;
5) определите, при какой цене дефицит составил 25 шт.
Взаимодействие спроса и предложения на рынке
Таблица 1
Цена за один велосипед, руб. Величина спроса, шт. Величина предложения, шт. Тип рыночной ситуации
(П – профицит, Д – дефицит,
Р - рановесие)
3500 0 100 3000 15 90 2500 25 85 2000 35 75 1600 50 70 1300 65 65 1000 85 60 Задание 2.
В таблице 2 приведены данные, характеризующие различные ситуации на рынке консервированной фасоли:
Ситуация на рынке фасоли
Таблица 2
Цена одной банки,
ден.ед. Объем спроса,
млн. банок в год Объем предложения,
млн. банок в год
8 70 10
16 60 30
24 50 50
32 40 70
40 30 90
А) Начертите кривую спроса (D) и кривую спроса (S) консервированной фасоли.
Б) Если рыночная цена на банку фасоли составила 8 денежных единиц, что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Каков их объем?
В) Если рыночная цена на банку фасоли составила 32 денежные единицы, что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Каков их объем?
Г) Чему равна равновесная цена на этом рынке?
Задание 3.
Определите коэффициент эластичности предложения по следующим данным:
Выпуск продукции в базисном году составил 70 тыс.руб.,
Выпуск продукции в отчетном году составил 100 тыс.руб.,
Цена 1 ед. продукции в базисном году составила 21 руб.,
Цена 1 ед. продукции в отчетном году составила 26 руб.
Задание 4.
Определите коэффициент эластичности спроса по следующим данным:
Объем продаж в базисном году составил 160000 кг,
Объем продаж в отчетном году составил 200000кг,
Цена 1 ед. продукции в базисном году составила 5,5 руб.,
Цена 1 ед. продукции в отчетном году составила 4 руб.
Контрольные вопросы для зачета:
1.Дайте определение рыночной равновесной цены?
2.Назовите неценовые факторы, влияющие на величину спроса.
3.Приведите примеры эластичных по цене товаров
4.Приведите примеры не эластичных по цене товаров.
Практическая работа №4
Тема: Рентабельность производства, норму прибыли в издержках, цене и капитале.
Задача 1. Совокупный доход предприятия составляет 600 тыс. денежных единиц. Предприятие платит зарплату работникам — 300 тыс. денежных единиц. Кроме того, затраты на сырье и материалы составляют 100 тыс. денежных единиц. Неявные издержки предприятиясоставляют 150 тыс. денежных единиц. Определите бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль предприятия.
Задача 2. Через год после начала деятельности бухгалтерская прибыль предприятия составила 300 тыс. денежных единиц, чистая экономическая прибыль — 100 тыс. денежных единиц. Определите явные и неявные издержки предприятия, если известно, что совокупный доход предприятия — 800 тыс. денежных единиц.
Задача 3. Собственный капитал банка 200 тыс. денежных единиц. Привлеченный капитал 1500 тыс. Капитал, отданный в ссуду. — 1600 тыс. Норма банковского процента, уплачиваемого вкладчикам, — 2% годовых, норма ссудного процента, взимаемого с заемщиков, — 4% годовых. Расходы по ведению банковского дела (зарплата служащих, амортизация банковского оборудования и другие) составили 4 тыс. денежных единиц. Рассчитайте норму банковской прибыли.
Задача 4. Малое предприятие ОАО «Омега-5М» по итогам отчетного 2011 г. получило выручку от продажи готовой продукции в сумме 520 000 руб. без налога на добавленную стоимость (НДС). Себестоимость проданной продукции вместе с коммерческими и управленческими расходами составила 430 000 руб. Прочие доходы были получены в сумме 64 000 руб., прочие расходы составили 21 600 руб.
Требуется рассчитать следующие показатели:
прибыль (убыток) от продаж;
прибыль до налогообложения;
налог на прибыль (20 % прибыли до налогообложения).
Полученные результаты в сравнении с данными 2010 г. (прибыль от продаж — 71 300 руб., прибыль до налогообложения — 101 700 руб., налог на прибыль — 20 340 руб.) нужно представить в форме таблицы
Сравнение показателей 2010 и 2011 г.
Показатель 2010 г. 2011 г. Отклонение, руб.
Прибыль от продаж (Ппр) Прибыль до налогообложения (Пд.н) Налог на прибыль (Н) Задача 5. По сведениям, представленным в таблице рассчитайте недостающие показатели, сравните их. проанализируйте, определите темпы их роста в процентах. Полученные показатели сравните с темпом роста инфляции, который составил 109 %.
Результаты деятельности предприятия за два года
Показатель Значение, тыс. руб. Отклонение,тыс. руб. Темп роста.
%
2010 г. 2011 г. Выручка от продажи товаров без НДС 2 390,6 2 557,4 Себестоимость проданных товаров 1 914,2 2 039,6 Валовая прибыль Коммерческие расходы 81,8 72,0 Управленческие расходы 264.4 298.1 Прибыль (убыток) от продаж Задача 6. По сведениям, приведенным в таблице рассчитайте рентабельность двух предприятий, имеющих равные производственные мощности, и сравните полученные показатели.
Показатели деятельности предприятий за отчетный год
Показатель Предприятие 1 Предприятие 2 Отклонение
Объем продаж, тыс. руб. 23 564 22 138 Себестоимость продаж, тыс. руб. 19710 18 605 Валовая прибыль, тыс. руб. Коммерческие и управленческие рас-ходы. тыс. руб. 1 578 1 602 Прибыль от продаж Среднегодовая стоимость основныхпроизводственных фондов и оборот-ных средств, тыс. руб. 21450 20 740 Рентабельность предприятия по вало-вой прибыли. % Рентабельность предприятия по при-были от продаж,% Задача 7. По сведениям, приведенным в таблице необходимо рассчитать недостающие показатели и рентабельность продукции но прибыли от продаж за базисный и отчетный периоды. Полученные показатели нужно сравнить.
Показатели деятельности предприятия
Показатель Период Отклонение
базисный отчетный Объем продаж, тыс. руб. 1 17 820 122 870 Себестоимость продаж, тыс. руб. 98 550 105 710 Валовая прибыль, тыс. руб. Коммерческие и управленческиерасходы, тыс. руб. 13 890 14 690 Прибыль от продаж, тыс. руб. Рентабельность продукции, % Практическое занятие № 5
Тема: Измерение безработицы, расчет инфляции.
Задача 1
Численность населения страны составляет 10 000 тыс. чел. На государственной службе, в армии, в структурах управления и т. п. находится 3 % населения. Дети и люди пожилого возраста составляют 10 % населения, предприниматели, люди свободных профессий и т. п. – 4 %. На государственных предприятиях и в организациях занято 20 %, в частных структурах – 53 % населения. Определите, сколько безработных в стране.
Задача 2
Все население Изумрудного государства составляет 300 млн чел., из них:
80 млн – пенсионеры, инвалиды, дети, учащиеся, солдаты Национальной гвардии, правительственные органы;
20 млн чел. не хотят работать вообще или при данном уровне заработной платы.
Наемная рабочая сила составляет 188 млн чел.
Определите уровень безработицы в стране.
Задача 3
В стране трудоспособное население, ориентированное на рынок труда, составляет 100 млн чел. До июня ситуация в экономике была благоприятной. Выпускался потенциальный объем ВНП, и на рынке труда существовала полная занятость (естественная безработица - 6 %), при которой 10 % занятых увольнялись, а 15 % безработных находили работу. Затем начался кризис, в результате увольнять стали на 5 % больше, а находить работу на 3 % меньше. Определите количество безработных и занятых до июня и после.
Задача 4
Самодеятельное население страны составляет 200 млн чел. Уровень фактической безработицы 10 % при естественной норме 6 %. Определите конъюнктурную безработицу в стране.
 Уровень безработицы определяется по формуле:
U факт. = Фактическое количество безработных/самодеятельное население * 100 %.
Задача 5
Постановка задачи: Денежная масса в экономике выросла с 780 до 940 у. е., а ВНП за этот же период – на 10%. Скорость оборота денег не изменилась. Определите, как изменится уровень цен в экономике.
Технология решения задачи: Для решения задачи используется количественное уравнение обмена: M * v = P * ВНП.
Задача 6.
По исходным данным начертите кривую Филипса:
Год Индекс цен Норма безработицы, %
1 1,5 3
2 1,4 4,5
3 1,2 5,0
4 1,15 6,0
5 1,1 7,0
Что показывает график?
Задача 7.
На основе исходных данных задачи 1, определите темпы роста инфляции по годам и постройте график. Сделайте выводы: в какие годы инфляция возрастает, а в какие уменьшается?
темп инфляци:
I1 – I0
Ти = I0 100%
Практическая работа № 6
Тема: Курсы валют
Задача 1
В 2006 году в республике Альфании индекс цен составил 200 % по сравнению с 2003 годом. В республике Бетании – 100 %. Равновесный обменный курс составил 3 песо (Альфании) = 1 реал (Бетании). Определите обменный курс в 2006 году.
Задача 2
Уровень цен в стране А вырос с 2000 до 2006 года в 1,2 раза, в стране В – в 1,8 раза. Валютный курс альфы (валюты страны А) по отношению к бете (валюте страны В) в 2000 году составил: 1 альфа = 1000 бет. Каким должен быть валютный курс альфы в 2005 году, согласно теории паритета покупательной способности?
Задача 3
В республике Бетании 1 кг товара А стоит 500 луидоров, а в республике Дельта – 1500 песо. Определите, исходя из паритета покупательной способности, валютный курс луидора.
Задача 4
В республике Банании 1 тройская унция золота стоит 2000 реалов, а в Кофейной республике – 5000 лир. Определите валютный курс лиры.
Контрольная работа
Вариант 1
Теоретические вопросы.
1. Дайте определение понятию «экономика».
2. Что такое деньги и каковы функции денег?
3. Что такое конкуренция, монополия?
4. Назовите основные виды рынков.
Задача.
Рассчитать: 1) доходы семьи за месяц;
2) Долю каждого дохода в общей сумме доходов;
Сделать вывод о структуре семейных доходов. Результаты отразить в таблице.
Доходы семьи за месяц Сумма, руб. Доля доходов, в%
Заработная плата основная 35000 Заработная плата дополн. 2000 Стипендия 700 Пенсия 11000 Проценты по вкладам 600 выигрыши 200 Итого доходов Вариант 2
Теоретические вопросы.
1. Дайте определение понятию «экономика».
2. Дайте определение экономической и бухгалтерской прибыли.
3. Закон спроса и предложения.
4. Назовите факторы современного производства.
Задача.
Рассчитать: 1) Расходы семьи за месяц;
2) Долю расходов в общей сумме;
Сделать вывод о структуре семейных расходов. Результаты отразить в таблице.
Расходы семьи за месяц Сумма, руб. Доля расходов, %
Питание 15000 Одежда, обувь 7000 Услуги ЖКХ 5000 Транспортные расходы 3200 Услуги связи 1850 Лечение, обучение 3500 Прочие расходы 450 Итого расходов Вариант 3
Теоретические вопросы.
1. Дайте определение понятию «экономика».
2. Назовите элементы прибыли.
3. Что такое безработица? Назовите виды безработицы.
4. Дайте характеристику натуральному хозяйству.
Задача.
Рассчитать: 1) доходы семьи за месяц;
2) Долю каждого дохода в общей сумме доходов;
Сделать вывод о структуре семейных доходов. Результаты отразить в таблице.
Доходы семьи за месяц Сумма, руб. Доля доходов, в%
Заработная плата основная 45500 Заработная плата дополн. 2000 Стипендия 700 Пенсия 15000 Проценты по вкладам 1250 выигрыши 350 Итого доходов Вариант 4
Теоретические вопросы.
1. Дайте определение понятию «экономика».
2. Назовите формы заработной платы. Системы заработной платы.
3. Дайте понятие «собственность». Назовите виды собственности.
4. Дайте характеристику товарному производству.
Задача.
Рассчитать за отчетный квартал:
1.Прибыль до налогообложения;
1. Прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия,
2.Указать пути повышения рентабельности , если
1.Фактическая стоимость реализованных товаров по свободным розничным ценам (без НДС и акцизов) составила 195200 руб ;2.Стоимость в ценах поставщика 113400 руб.;
3.Фактические затраты по реализации составили 48000 руб.;
4.Штрафы, пени полученные от покупателей за несвоевременное выполнение договоров 15500 руб.;
5.Доходы от сдачи помещений в аренду 17500 руб.;
6.Доходы от выбытия основных средств 6500 руб.;
7.Доходы, полученные по вкладам - 9000 руб.;
8.Ставка налога на прибыль -20 %
Вариант 5
Теоретические вопросы.
1. Дайте определение понятию «экономика».
2. Что такое номинальная и реальная заработная плата.
3. Дайте характеристику видам безработицы.
4. Дайте характеристику натуральному хозяйству.
Задача.
Рассчитать:
1. Прибыль от использования торгового капитала,
2. Норму прибыли на вложенный капитал;
3. Сделать выводы .Использовать информацию: предприятие за месяц получило выручку 425 тыс. руб., стоимость товаров в ценах поставщика 276 тыс. руб., расходы, связанные с торговой деятельностью 80 тыс. руб., доходы полученные от аренды помещений 50 тыс. руб. Ставка налога на прибыль 20%. Сумма вложенного капитала составила 450 тыс. руб. Норма прибыли в предшествующем периоде 8.3.%
Вариант 6
Теоретические вопросы.
1. Дайте определение понятию «экономика».
2. Дайте определение понятию «заработная плата».
3. Назовите типы экономических систем.
4. Назовите фазы экономического цикла.
Задача.
Рассчитать:
Норму прибыли на вложенный капитал, если объём продаж за отчетный период составил 859 тыс. руб., расходы, связанные с производством продукции 633 тыс. руб. Ставка налога на прибыль 20 %. Средняя сумма основного капитала составила 3255 тыс. руб., средняя сумма оборотного капитала 1410 тыс. руб.
Вариант 7
Теоретические вопросы.
1. Дайте определение понятию «экономика».
2. Назовите источники хозяйственных средств.
3. Дайте характеристику смешанной экономике. Какой тип экономики в России?
4. Что такое «потребность»? Дайте классификацию потребностей.
Задача.
Торговая фирма купила товара на сумму 25 млн. руб. Выручка фирмы составила 38 млн. руб. Текущие затраты составили 7,3 млн. руб. Доля налогов и обязательных платежей составила 26 % прибыли. На накопление направлено 37 % чистой прибыли.
Рассчитать:
Прибыль до налогообложения;
Налог на прибыль;
Чистую прибыль;
Сумму средств направленных на накопление;
Сделать выводы
Вариант 8
Теоретические вопросы.
1. Дайте определение понятию «экономика».
2. Каковы характеристики работника нового типа?
3. Дайте характеристику административно-командной экономике. Какой тип экономики в России?
4. Назовите факторы современного производства.
Задача.
На основании данных, приведенных в таблице 1, выполните следующие задания:
1) постройте кривые спроса и предложения;
2) определите тип рыночной ситуации и заполните четвертый столбец;
3) определите равновесную цену и равновесный объем товара;
4) рассчитайте величину избытка при цене 3000 руб.;
5) определите, при какой цене дефицит составил 25 шт.
Взаимодействие спроса и предложения на рынке
Таблица 1
Цена за один велосипед, руб. Величина спроса, шт. Величина предложения, шт. Тип рыночной ситуации
(П – профицит, Д – дефицит,
Р - рановесие)
3500 0 150 3000 15 120 2500 25 80 2000 35 70 1600 50 60 1300 65 55 1000 85 45 Вариант 9
Теоретические вопросы.
1. Дайте определение понятию «экономика».
2. Что такое средства труда?
3. Дайте характеристику рыночной экономике. Какой тип экономики в России?
4. Что такое «потребность»? Дайте классификацию потребностей.
Задача.
В таблице 1 приведены данные, характеризующие различные ситуации на рынке консервированной кукурузы:
Ситуация на рынке кукурузы
Таблица 1
Цена одной банки,
ден.ед. Объем спроса,
млн. банок в год Объем предложения,
млн. банок в год
10 70 10
20 60 30
28 50 50
36 40 70
47 30 90
А) Начертите кривую спроса (D) и кривую спроса (S) консервированной фасоли.
Б) Если рыночная цена на банку фасоли составила 8 денежных единиц, что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Каков их объем?
В) Если рыночная цена на банку фасоли составила 32 денежные единицы, что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Каков их объем?
Г) Чему равна равновесная цена на этом рынке?
Вариант 10
Теоретические вопросы.
1. Дайте определение понятию «экономика».
2. Что такое рабочая сила?
3. Что такое товарное обращение? Характеристика оптовой и розничной торговли.
4. Дайте характеристику натуральному хозяйству.
Задача.
Численность населения страны составляет 15 000 тыс. чел. На государственной службе, в армии, в структурах управления и т. п. находится 4 % населения. Дети и люди пожилого возраста составляют 10 % населения, предприниматели, люди свободных профессий и т. п. – 5 %. На государственных предприятиях и в организациях занято 25 %, в частных структурах – 50 % населения. Определите, сколько безработных в стране.
Вариант 11
Теоретические вопросы.
1. Дайте определение понятию «экономика».
2. Назовите методы экономического исследования с их краткой характеристикой.
3. Что такое национализация и приватизация?
4. Что такое «потребность»? Дайте классификацию потребностей.
Задача.
Все население Сапфирового государства составляет 500 млн чел., из них:
85 млн – пенсионеры, инвалиды, дети, учащиеся, солдаты Национальной гвардии, правительственные органы;
25 млн чел. не хотят работать вообще или при данном уровне заработной платы.
Наемная рабочая сила составляет 250 млн чел.
Определите уровень безработицы в стране.