Программа краткосрочного курса по выбору Песенный круг (5 класс)


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №63» г. Перми
Рассмотрено на заседании экспертного совета
Протокол № от _______
Председатель совета
____________ Зайцева Е.Г. Согласовано с заместителем
директора по ВР
_________Куровой Н.А. Утверждаю:
Директор школы
________Ю.Н.Степанова
«____» октября2014 года
Программа
краткосрочного курса по выбору
«Песенный круг»
(5 класс)
Разработчик:
Жулина Лариса Александровна,
учитель истории
Пермь - 2014
Пояснительная записка
Актуальность: В 12-13 лет дети открыты, эмоциональны. Ведущей деятельностью в данном возрасте является общение. Многие дети любят песни под гитару в кругу сверстников. Совместное пение позволяет детям не стесняясь раскрыть свои музыкальные способности, развить свой музыкальный потенциал, обменяться эмоциями и чувствами. Курс «Песенный круг» в доступной для детей форме позволит им реализовать потребность в самовыражении.
Цели: к концу курса выучить с детьми песенную программу (8 песен) и организовать концерт для родителей и одноклассников.
Задачи:
Познакомить учащихся с жанром авторской песни и творчеством современных бардов
Закрепить навыки коммуникации и взаимодействия в процессе ансамблевого пения (умение слушать друг друга);
Продолжить работу по формированию четкой артикуляции во время пения;
Продолжить работу по формированию навыка культуры поведения во время публичного выступления (поведения на сцене).
Планируемые результаты
В результате реализации программы ученики
будут знать особенности жанра авторской песни,
овладеют практическими умениями и навыками исполнения песен под гитару для реализации собственного творческого потенциала.
научатся вести себя на сцене во время публичного выступления
Продукт деятельности (варианты)
Концертная программа «Песенный круг» и выступление с ней перед целевой аудиторией (одноклассники, родители).
Тематическое планирование
№ Тема занятия Дата
1 Игра на знакомство. Проектирование деятельности
Знакомство с жанром авторской песни. Знакомство с авторами программы «Песенный круг». Разучивание песни «Как здорово» О. Митяева. 10-14 ноября
2 Разминка: речевая, дыхательная, вокальная
Знакомство с творчеством Виктора Баранова.
Разучивание песни «Отчего и почему».
Концертное исполнение песни 17-21 ноября
3 Разминка: речевая, дыхательная, вокальная
Знакомство с творчеством Юрия Харченко.
Разучивание песен «Песенка первоклассника», «Снежная баба». Концертное исполнение песни 24- 28 ноября
4 Разминка: речевая, дыхательная, вокальная
Знакомство с творчеством Виктора Берковского. Разучивание песни «На далекой Амазонке».
Концертное исполнение песни 1- 5 декабря
5 Разминка: речевая, дыхательная, вокальная
Знакомство с творчеством Вадима Егорова. Разучивание песни «Детская воздухоплавательная».
Концертное исполнение песни 8-12 декабря
6 Разминка: речевая, дыхательная, вокальная
Знакомство с творчеством Юлия Кима. Разучивание песни «Рыба-кит».
Концертное исполнение песни 15- 19 декабря
7 Концерт: «Мои любимые песни «Песенного круга».
Рефлексия: Чему я научился в «Песенном круге».
22-26 декабря
8 Представление результатов курса январь
Критерии оценивания
Критерий Показатель критерия Баллы
Знание текста песен Точное воспроизведение текста песен 5
Воспроизведение текста песен с ошибками 3
Незнание текста песен 0
Знание мелодий песен Точное воспроизведение мелодии песен 5
Не всегда точное воспроизведение мелодии песен 3
Незнание мелодии песен 0
Умение петь в ансамбле Интонационно и ритмически не выпадает из ансамблевого пения 5
Иногда интонационно или ритмически выпадает из ансамблевого пения 3
Интонационно и ритмически выпадает из ансамблевого пения 0
Четкая артикуляция во время пения Четкая артикуляция во время пения 5
Не всегда четкая артикуляция во время пения 3
Четкая артикуляция во время пения отсутствует 0
Навыки культуры поведения во время публичного выступления Навыки культуры поведения во время публичного выступления сформированы
- правильный выход на сцену
- установление контакта с аудиторией
- сценическая раскованность
- соответствующий внешний вид
- правильное окончание номера 5
Навыки культуры поведения во время публичного выступления сформированы частично 3
Навыки культуры поведения во время публичного выступления не сформированы 0
Итого максимум 25
Система оценивания для учителя
25-20 баллов - высокий уровень освоения материала
19-15 баллов - средний уровень (при отсутствии нулевых показателей)
14 – 0 баллов - материал не освоен.
Система оценивания для детей
Все дети примут участие в концерте «Песенный круг» для родителей класса и одноклассников.
Дети с высоким уровнем усвоения материала смогут принять участие в общешкольных концертах.
Материалы для реализации программы:
Сборник песен «Песенный круг»: тексты песен
«Как здорово» Олега Митяева,
«От чего и почему» Виктора Баранова,
«Песенка первоклассника», «Снежная баба», «Песенка про бегемотика Вову» Юрия Харченко,
«Рыба-кит» Юлия Кима,
«На далекой Амазонке» Виктора Берковского,
«Детская воздухоплавательная» Вадима Егорова,
«Песенка черепахи Тортилы» Булата Окуджавы.
Интернет-ресурсы: выступления авторов-исполнителей:
Олега Митяева,
Виктора Баранова,
Юрия Харченко,
Юлия Кима,
Виктора Берковского,
Вадима Егорова,
Булата Окуджавы.
Необходимое ресурсное обеспечение реализации программы: мультимедийный комплекс, гитара, выход в Интернет.
Приложение 1
АННОТАЦИЯ КК «ПЕСЕННЫЙ КРКГ»
Хочешь быть артистом – певцом? Будь им!
Если хочешь узнать, “Кто такие барды?”
Если хочешь выучить 8 новых песен под гитарный аккомпанемент?
Если хочешь побыть в роли "артиста на сцене?"
Тогда твой краткосрочный курс "Песенный круг!"
За 7 часов курса:
Ты познакомишься с жанром – авторская песня – это песни под гитару;
Ты откроешь для себя мир современной поэзии;
Ты выучишь 8 новых песен под аккомпанемент гитары;
Попробуешь себя в роли певца - артиста;
Получишь навык ансамблевого пения – навык сотрудничества;
Станешь участником концерта «Песенный круг».
Изучение курса поможет тебе
развить твои музыкальные и коммуникативные способности,
развить навыки ансамблевого пения,
развить свою память (выучивая текст песен),
поможет в выборе твоего пути саморазвития – гитарный аккомпанемент, классическая или рок-гитара.
В ЗАВЕРШЕНИИ
Ты выйдешь на сцену в концертной программе «Песенный круг»
Не забудь взять с собой на курс свое желание творить и сотрудничать,
а преподаватель, ребята группы и гитара будут твоими помощниками.

Приложение 2
ПРОГРАММА «ПЕСЕННЫЙ КРУГ»
КАК ЗДОРОВО
Олег Митяев
1. Изгиб гитары желтой ты обнимешь нежно,
Струна осколком эха пронзит тугую высь.
Качнется купол неба – большой и звездноснежный.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
2. Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет.
Ты что грустишь, бродяга? А ну-ка, улыбнись!
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
3. И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним,
Чьи имена, как раны, на сердце запеклись, -
Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
ОТЧЕГО И ПОЧЕМУ
Виктор Баранов
1. Почему на голове не растут цветочки?
А растут они в траве и на каждой кочке?
Если волосы растут, значит их сажают!
Почему же мне цветы сажать не разрешают?
Припев: Хорошо бы сделать так:
Срезать все кудряшки!
На макушке – красный мак,
А вокруг ромашки!
2. Я сестренке посажу на головку розы!
Не цветов прекрасней роз, а сестренка - в слезы
«Я все маме расскажу, убегу и спрячусь!»
Вот возьму и посажу ей за это кактус!
Припев.
3. А себе я посажу ландыш и гвоздику!
Хорошо бы научиться сеять землянику!
Вот была бы голова! Голова, что надо!
Лес, кусты, цветы, трава – тишина, прохлада…
Припев.
СНЕЖНАЯ БАБА
Юрий Харченко
1. - Я возьму ведро. – Ну а я – совок.
- И пойдем во двор. Во дворе – снежок.
И пусть Дед Мороз ущипнет за нос.
Но пока светло – в шубе нам тепло.
Бабу, мы будем строить снежную баб,
Пусть удивятся мамы и папы,
Когда увидят, что будет выше
Самой высокой в городе крыши
Та снежная баба!
2. Мне не повезло – снега больше нет!
А морковку брат съел еще в обед.
А метлу опять дворник отобрал.
Но не будет так, чтобы я скучал!
Деду, мы будем строить снежную деду!
Пусть удивятся все домоседы,
Когда увидят, что будет выше
Самой высокой в городе крыши
Та снежная деда!
ПЕСЕНКА ПЕРВОКЛАССНИКА
Ю. Харченко
1. Теперь учусь я в первом классе,
Теряю время по-напрасну…
Как долго тянутся уроки!
Здесь не запустишь самолетик,
Не поиграешь с Сашкой в шашки,
И не запустишь промокашкой…
Нам объясняют популярно,
Что и чему пендикулярно…
2. Ах, какая скука – эта школа…
Ничего нет в мире лучше дома!
Можно под столом петь громко песни,
Можно во дворе играть в индейцев!
Буду Чунгач-Гуком или команчем.
Дворник с красным носом от нас заплачет.
Соберется племя Васька с Лешкой –
Ох, мы им покажем, этим бледнокожим!
Ла-ла-ла-ла–ла-ла, ла-ла-ла-лаЛа-ла-ла-ла–ла-ла, ла-ла-ла-лаЛа-ла-ла-ла–ла-ла, ла-ла-ла-ла, ла!
3. Мы раскрасим лица маминой помадой,
Лук возьмем и стрелы, если будет надо.
Разлетайтесь, птицы, разбегайтесь, кошки!
Мы во двор выходим поиграть немножко!
Ла-ла-ла-ла-ла-ла…
4. Ах, какая скука – эта школа!
Ничего нет в мире лучше дома!
Можно под столом петь громко песни,
Можно во дворе играть в индейцев!
Ла-ла-ла-ла-ла-ла…
ПЕСЕНКА ПРО БЕГЕМОТИКА ВОВУ
Юрий Харченко
1. В одном зоопарке, не помню каком,
Жил бегемотик по имени Вова.
Дружил он с жирафом, слоном и коровой.
Любил он купаться и есть эскимо.
И только одно огорчало его,
Что был он малюсенький – ростиком с дыню!
Мартышки-дурнушки, смеясь, говорили,
Что нет таких маленьких даже в кино!
Припев:
Лаба-да-ба, лаба-да-бап-тап-лап-тада,
2. И в тряпочку плакал расстроенный Вова,
Потом с табуретки подпрыгивал он –
Скорее хотел быть таким же, как слон,
Или хотя бы таким, как корова!
Но вот прилетел в зоопарк вертолет
И громко спросил: «Где живет бегемот?
Больших не могу покатать, извините,
А маленьких можно – ростиком с дыню!»
Припев.
3. И долго кружился над городом Вова,
Увидел жирафа, слона и корову.
Подумал Владимир: «А из далекаОни ведь такие же ростом, как я!»
Висит в зоопарке табличка отныне:
«Живет бегемотик ростиком с дыню,
А если большого увидеть хотите –
Не бойтесь и ближе к нему подходите!»
Припев.
РЫБА – КИТ
Юлий Ким
1. На далеком севере ходит рыба-кит, кит, кит, кит
А за ней на сейнере ходят рыбаки.
Но не кита, нет кита, нет кита не видно!
Вот беда, ну вот беда, ну до чего ж обидно!
2. Как-то ночью темною вышел капитан, тан, тан, тан,
И в трубу подзорную ищет он кита,
Но нет кита, но нет кита, нет кита не видно.
Вот беда, ну вот беда, ну до чего ж обидно!
3. Как-то юнга Дудочкин бросил в море лот, лот, лот, лот.
И на эту удочку клюнул кашалот!
Но что за кит, ну что за вид – только ребра видно!
Он худой, худой такой, ну до чего ж обидно!
4. На далеком севере ходит рыба-кит, кит, кит, кит
А за ней на сейнере ходят рыбаки.
Но не кита, нет кита, нет кита не видно!
Вот беда, ну вот беда, ну до чего ж обидно!
НА ДАЛЕКОЙ АМАЗОНКЕ
Р. Киплинг – В. Берковский и М. Синельникова
1.На далекой Амазонке не бывал я никогда.
Никогда туда не ходят иностранные суда.
Только «Дон» и «Магдалина» – быстроходные суда
Только «Дон» и «Магдалина» ходят по морю туда.
Припев:
Из ливерпульской гавани всегда по четвергам
Суда уходят в плаванье к далеким берегам.
Плывут они в Бразилию, в Бразилию, в Бразилию.
И я хочу в Бразилию – к далеким берегам!
Только «Дон» и «Магдалина»,
Только «Дон» и «Магдалина»,
Только «Дон» и «Магдалина»
Ходят по морю туда!
2. Никогда вы не найдете в наших северных лесах
Длиннохвостых ягуаров, броненосных черепах.
Но в солнечной Бразилии, Бразилии моей,
Такое изобилие невиданных зверей!
Припев.
3. Но в солнечной Бразилии, Бразилии моей,
Такое изобилие невиданных зверей!
Увижу ли Бразилию, Бразилию, Бразилию,
Увижу ли Бразилию до старости моей?
Припев.
ПЕСЕНКА ТОРТИЛЛЫ
Б. Окуджава
1. Стать богатеем иной норовит:
Золото копит, ночами не спит.
Не все то золото, не все то золото,
Хоть и сверкает и даже звенит.
2. Можно театр позолотой покрыть,
Можно коврами весь пол устелить,
Но вдохновение для представления
Разве возможно за деньги купить?
3. Можно построить из вымысла дом,
Можно устроить празднества в нем,
Но не построится и не устроится
Счастье твое на несчастье чужом.
4. Чистое сердце в дорогу готовь.
Древняя мудрость годится и вновь:
Не покупаются, не покупаются
Доброе имя, талант и любовь.
ТЫ ДА Я, ДА МЫ С ТОБОЙ!
1. Ты да я, да мы с тобой!
Ты да я, да мы с тобой!
Здорово, когда на свете есть друзья!
Если б жили все в одиночку,
То давно б уже на кусочки
Развалилась бы, наверное, Земля!
2. Ты да я, да мы с тобой!
Ты да я, да мы с тобой!
Землю обогнем, потом махнем на Марс!
Где-то у Оранжевой речки
Там уже густят человечки,
Потому, что слишком долго нету нас!
3. Ты да я, да мы с тобой!
Ты да я, да мы с тобой!
Здорово, когда на свете есть друзья!
Даже, если мы расстаемся,
Дружба все равно остается –
Дружба остается с нами навсегда!
ДЕТСКАЯ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНАЯ
Вадим Егоров
1.Нам с сестренкой – каюк! Наша мама на юг
Улетела недавно!
Жизнь без мамы – не мед!
Это каждый поймет, а с отцом – и подавно!
В доме – там тарарам! Папа нас по утрам
Кормит жженою кашей…
Весь в делах, как в дыму, и ему потому
Не до шалостей наших…
А пошалить хочется очень!
Мы ведь не так многого хочем!
Каждый отец и даже отчим это поймет!
2. Вот вчера, например, я такое имел:
Полетать захотелось!
И, была - ни была, два бумажных крыла
Мы приделали к телу!
И пошли на балкон, что б на нас из окон
Посмотреть домочадцам,
Как с балкона мы, ах, сиганем на крылах,
Что б по воздуху мчаться!
Плыли б в низу реки поля бы,
Со всех отцов падали б шляпы!
Вот хорошо! Только бы папа не увидал!
3. Я совсем улетал, но отец увидал:
Представляете – жалость!
Он расширил глаза и схватил меня заТо, что ближе лежало…
Папы страшен оскал! Я от папы скакал,
Как лошадка в галопе!
И как будто коня, папа шлепал меня
По гарцующей попе…
У всех отцов богатый опыт
По мастерству шлепанья попы,
Вот подрасту и буду шлепать попы я сам!
4. Мы отца не виним, мы помиримся с ним
И забудем о ссоре.
Есть такой парашек – с ним взлетать хорошо,
Называется порох…
Мне б достать парашка, пол посыпать слегка,
Бросить спичичку на пол…
Как взлететь я хотел, коль один не взлетел,
Так взлечу вместе с папой!
Плыли б внизу реки, поля бы,
Со всех отцов падали б шляпы.
Вот хорошо! Только бы папа не увидал!