Программа курса по выбору Подарочная упаковка своими руками

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 145 с углубленным изучением
экономики, английского языка, математики, информатики»
«Экономическая школа»
614022, г. Пермь, ул. Карпинского 87а, тел./факс: (342) 223-00-68


СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО
__________________
А.Ю. Снигирева
Протокол № ________
от «___» августа 2015 г.
СОГЛАСОВАНО
на методическом совете школы
Заместитель директора
по УВР ______________
О.А. Вандышева
«_____» августа 2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
____________________
Е.И. Шестакова
«____» августа 2015 г.






«Подарочная упаковка своими руками»
ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-х КЛАССОВ


Составитель:
учитель технологии МАОУ
«Экономическая школа № 145»
Сташевская Оксана Карловна













г. ПЕРМЬ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Подарочная упаковка своими руками» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данной курс является программой общекультурного направления, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, время реализации 8 часов.
Работа с бумагой - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которого обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Эстетическое воспитание на традиционных видах народного декоративно-прикладного творчества – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства.
Программа учитывает интерес ребёнка, мотивацию успешности его деятельности с опорой на психологически комфортную атмосферу в классе, стимулирующую творческую активность личности.
Актуальность программы «Подарочная упаковка своими руками» в том, что новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, оригинальными и вырабатывать свои новые оригинальные решения. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Ребенок с творческими способностями – активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Предполагаемый курс позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания и творческую активность в области традиционной культуры родного края. Дети могут применить полученные знания и опыт в дальнейшей жизни. Квалифицированное руководство со стороны педагога должно способствовать активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию детской одаренности.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит декоративно-прикладному искусству, которое развивает в ребенке: умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Знания, умения, навыки обучающиеся демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы на выставке по итогам пройденного курса.
Цель курса: формирование творческих способностей обучающихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности обучающихся.
Задачи:
совершенствовать навыки и умения, получаемые обучающимися на уроках технологии;
развивать у обучающихся творчество, выдумку, фантазию и чувство прекрасного;
воспитывать чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других;
развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер.
Программа курса «Подарочная упаковка своими руками» способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Основные дидактические принципы курса: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по курсу, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Курсом предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами декоративного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения декоративному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил декоративного искусства у школьников развиваются творческие начала.
В структуру курса входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения о материале и его истории), воспитывающую часть: (понимание значения декоративно прикладного искусства, его эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей.
Теоретические знания по всем разделам курса даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в курсе, в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированы и практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

Формы занятий. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.
Методы. Для качественного развития творческой деятельности курсом предусмотрено:
- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности, что обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;
- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий, так как наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- творческие работы обучающихся имеют значимость для них самих и для общества;
- традиционно соблюдается правило - замысел, эскиз, выбор материала и практическая работа.



ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Образовательный процесс курса имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
- детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 11-12 лет, обучающиеся 5 классов. Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах декоративного прикладного искусства.
Сроки реализации образовательной программы рассчитаны на 1 четверть. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, 8 часов в учебный год.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

При освоении курса «Подарочная упаковка своими руками» в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
Метапредметные результаты:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательной и трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
Предметные результаты:
в трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально энергетических ресурсов;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
в мотивационной сфере:
- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
- овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
- рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
- умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
- участие в оформлении класса и школы, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
- в сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний;
в физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований;

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
« Подарочные упаковки своими руками»
5 класс – 8 часов


п/п
Тема урока
часы

1
Вводное занятие. История. Инструменты и приспособления. П.Т.Б.
1 час

2
Упаковка №1
2 часа

3
Упаковка №2
2 часа

4
Упаковка №3
2 часа

5
Оформление выставки
1 час


Система оценивания:
Во время работы на курсе «Подарочная упаковка своими руками» школьники выполняют мини-проекты, создают свои варианты творческих изделий, фиксируют этапы деятельности на фотоаппарат или видеокамеру для создания презентации о проделанной работе. По окончании курса проходит выставка работ, по итогам прохождения КСК предполагается защита проекта «Подарочная упаковка своими руками» в форме фото–, видео– отчета о проделанной работе, презентации работ, который оценивается по пятибалльной шкале.
Критерии оценивания:

критерий
Позиции для оценивания
баллы

1
Качество выполненной работы
Работа выполнена полностью и соответствует предъявленным требованиям
2



Работа выполнена с незначительными нарушениями технологии или не выполнена до конца или выполнена неаккуратно
1



Работа не выполнена или выполнена не до конца и неаккуратно
0

2
Самостоятельность выполнения работы
Работа над изделием проходила самостоятельно, без помощи преподавателя
2



Работа выполнялась частично с помощью преподавателя
1

3
Оригинальность выполнения работы
Работа выполнена творчески, ученик внес в изделие собственную идею, нашел оригинальное решение поставленной задачи
3



Работа выполнена по образцу, однако внесена своя деталь
2



Работа выполнена репродуктивно, следуя строго по образцу
1



Работа не выполнена
0




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами декоративного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

В результате обучения курса «Подарочная упаковка своими руками» обучающиеся научатся:
соблюдать правила безопасного пользования инструментамим, правила гигиены и санитарии;
планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
выбирать материалы;
принимать участие в оформлении готовых работ на выставку (уметь располагать изделия на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способы украшения);
экономно расходовать материал;

поддерживать порядок на рабочем месте;
пользоваться технологической документацией.

Обучающиеся получат возможность научиться:
использовать ручные умения в повседневной жизни;
изготавливать упаковки для подарков и сувениров для своих родных;
овладевать культурой труда на всех этапах трудового процесса;
изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства;
выполнять художественную отделку упаковки.


Результатом курса станет изготовление трех разных по форме и оформлению упаковок для подарков.





[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315