Роль методической работы в формировании профессиональных компетенций педагогических кадров
Тема
Роль методической работы в формировании профессиональных компетенций педагогических кадров.
Я представляю методическое объединения предметов эстетического цикла: музыка, ритмика, изобразительное искусство и трудовое обучение.
Быть последним выступающим всегда сложно. Все основные аспекты темы уже изложены, проблемы озвучены и проанализированы. Однако, поскольку все предметы данной направленности отличаются своей спецификой, мне бы хотелось сказать несколько слов.
Предметное методическое объединение учителей - эта форма просвещения педагогов, которая носит как информативный, так и практико-ориентированный характер, что для предметов нашего методического объединения является основополагающим аспектом.
Современные тенденции развития системы образования привели к тому, что последние годы идёт интенсивный процесс обновления содержания образования. Перед учителями встаёт проблема выбора педагогических концепций, технологий, методик обучения и т.д.. Все поставленные задачи направлены на достижение основной цели: повышение уровня профессиональной компетентности учителя для создания оптимальных условий, способствующих самореализации учащихся на уроках и во внеучебной деятельности. Здесь мне хочется вспомнить слова А. де Сент-Экзюпери.
«Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться».
Главная цель учителя – это создать реальные условия для формирования в школе творческой личности , здоровой и духовно, и физически, способной успешно адаптироваться к динамичным социальным условиям и суметь реализовать себя в сознательной человеческой сфере деятельности , отвечающей общечеловеческим идеалам и национальным идеалам. То есть, мы должны дать знания, умения, навыки, которые будут востребованы. Многое меняется , но одно остается неизменным – это дети, наши ученики, которых мы воспитываем и обучаем. Через мастерство учителя лежит путь к ученику . То очевидное, но мало принимаемое в расчет обстоятельство – ученики не одинаковы – налагает на учителя требование – быть гибким , восприимчивым к детям , искать все новые и новые подходы. Для того, чтобы размышлять о подходах и средствах педагогического воздействия , несомненно , желательно понять : кто он, мой ученик; какие они , мои дети? Преподаватель должен , несомненно, обладать психологическими знаниями, понимать людей, однако знания эти необходимы , чтобы помогать в практической деятельности, а не служить показателем его умственного развития.
В наше время усиливается поток различного рода информации, обрушивающейся на неокрепшую психику ребенка, он не в состоянии правильно дифференцировать ее, а поэтому он предпочитает особенно и не вникать в суть вопроса. Учитель автоматически становится объектом отрицания, если он избрал авторитарный способ общения с учеником. Тогда занятия, базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе, безапелляционных указаниях и бездоказательных утверждениях, вызывают зачастую лишь раздражение и скуку , а то и вообще гасят интерес к обсуждению проблем. Современного ученика надо, прежде всего, удивить, заинтересовать, сконцентрировать внимание на предмете изучения - вот тогда возможно завладеть его вниманием. А получится это только тогда, когда учитель будет обладать убеждающим воздействием на ученика. В свете сказанного хочется обратить внимание, что все эти требования требуют изменения не только работы учителя, но и переоснащения школьных кабинетов. Уже жизненно необходимыми становятся средства ЭСО на уроках, или как минимум ПК в кабинете, даже если его использовать толь для демонстрации объектов труда, но также повышается эффективность усвоения материала и качество выполненной работы, если учащиеся используют его для работы (создание проектов, эскизов, схем и т. д.).
Повышение квалификации педагогов – это постоянный процесс обновления профессиональных знаний, умений и навыков. В современных условиях развития образования - это тенденция перехода от знаний к навыкам и мастерству, т.к. необходим обмен знаниями, перенос их в жизненные, рабочие ситуации, их преобразование, т.е. внедрение их в практику. Помочь педагогу овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач, к повышению своего педагогического мастерства и призвана работа предметных методических объединений. Одной из оптимальных форм повышения профессионального мастерства учителей является участие в заседаниях МО, на которых обсуждаются актуальные проблемы, и вырабатывается стратегия повышения качества образовательных услуг.
Уровень профессионализма в значительной мере зависит от уровня активности педагога, его способности продолжать самообразование, от системы методической работы в рамках методического объединения. Реализация данного направления осуществляется через систему самообразования педагогов: отчетов учителей по итогам работы над темой по самообразованию, панораму педагогического опыта при проведении круглых столов, семинаров, систему открытых уроков, факультативных и внеклассных занятий (при проведении методических, предметных недель и недель педагогического мастерства), а также информирование педагогов о творческих конкурсах различного уровня и организацию участия в них, материальное стимулирование результативности участия. Не углубляясь в темы «Развитие творческих качеств» и « Одаренность», всё же необходимо сказать, что предметы эстетического цикла нельзя рассматривать в отрыве от этих понятий. И поэтому, работа МО в разной степени, но постоянно направлена на решение именно этих вопросов.
В рамках Мо постоянно проводятся: открытые учебные, факультативные, кружковые занятия: занятия с использованием информационной технологии по черчению, с применением ПК по трудовому обучению, изо, интегрированное занятие кружка по изо и трудового обучения « Турнир знатоков», «Олимпизм и молодёжь».
В рамках проведения предметной недели проводятся различные конкурсы, игры, творческие мастерские, выставки творческих работ: конкурс рисунков на асфальте с танцевальной минуткой, конкурс «Книжка своими руками», к-с « Хозяюшка», к-с « Юный конструктор» т.д. Педагоги сотрудничают между собой: например мальчишки пилят спилы дерева, а дети на занятиях по изо их расписывают. В текущем учебном году у нас пополнение – учитель музыки, выпускница Пинского педагогического колледжа Телятицкая Алина Александровна - молодой творческий учитель, пытается активно работать с детьми – в феврале провела конкурс «Я пою».
Проблема повышения уровня профессиональной компетентности учителя, способного свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно -образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания является актуальной в современных социально-экономических условиях.
Традиционная методическая работа предполагала повышение качества профессионального уровня учителя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности.
Образование не достигает точки насыщения. Слова, высеченные на камне у входа в центр подготовки кадров компании IBM (Эндикотт, штат Hью-Йорк).
Саморазвитием педагога можно и нужно управлять, т.к. уровень профессионализма не только личное дело учителя. Профессиональное саморазвитие – это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии, а значит и ориентированная на повышение качества образования.
Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность. Б. Шоу.
Но педагог в современную эпоху не может работать, руководствуясь лишь собственной интуицией и опытом. Накопленный опыт, если он не сочетается с повседневным самообразованием, повышением педагогической эрудиции, овладение новыми знаниями, может со временем стать тормозом на пути к требованиям, предъявляемым жизнью. На решение этих проблем и направлена работа МО.
МО традиционно занимается:
обобщением опыта творчески работающих учителей-предметников;
подготовкой к проведению семинаров, «круглых столов», педагогических советов;
изучением новых нормативно-правовых документов, новинок методической литературы;
составлением графиков проведения открытых уроков;
анализом посещённых уроков;
обсуждением результатов обучения, проведения олимпиад, конкурсов и т.д.
выработкой путей устранения выявленных недостатков;
организацией и проведением предметных недель и т.д.
Лучшим показателем профессионального мастерства учителя, безусловно, являются успехи его учеников. Так в течение нескольких лет можно отметить следующие успехи и достижения: победители городских предметных олимпиад: трудовое обучение (девочки) - учитель Кравчук И.К., изобразительное искусство – учитель Боричевская Н.А., также много работ по ДПИ приняли участие в различных конкурсах. Например: конкурс «Подружись со спортом» - диплом, « Город Пинск – город дружественный детям» - грамота за оригинальность идеи и художественную выразительность работы, «Здравствуй мир» и т.д.
В заключение хочется заметить, что творчество присуще любой деятельности, но творческое начало важно стимулировать, а не загружать.
Пожелание: делать то, что вы любите и любить то, что делаете.
Мы с детьми с любовью сделали небольшие сувениры для вас. И в преддверии приближающихся праздников хотим на память вам их преподнести.