Социальная адаптация детей с ОВЗ средствами адаптивной физической культуры в условиях коррекционного общеобразовательного учреждения
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры в условиях специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения
Аннотация: В статье рассматривается опыт работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры в условиях специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения. Раскрывается сущность понятия и значение адаптивной физической культуры для всестороннего развития детей с отклонениями в развитии.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, ограниченные возможности здоровья, инвалид, коррекция, социальной адаптация, реабилитация, интеграция, здоровый образ жизни
Среди многочисленных задач, стоящих перед образованием есть главная - сохранение здоровья каждого ребёнка. Общеизвестно, что состояние здоровья людей зависит от образа жизни (до 50%), наследственности (15-20%), окружающей среды (15-20%) и медицины (15-20%). В структуре здорового образа жизни центральное место занимает физическая культура. Это не только область работы с телом, создания физической готовности людей к жизни, средство и способ физического совершенствования, это прежде всего работа с внутренним миром человека.
Особое значение физкультура имеет для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для этой категории физическая культура и спорт являются мощным средством социальной адаптации и интеграции их в общество.
По данным Всемирной организации здравоохранения год от года увеличивается количество детей, имеющих нарушения развития. В настоящее время в России 1.6 млн детей (4,5 % от общего числа) относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Физическая культура и спорт для данного контингента являются наиболее действенными методами реабилитации. Под их влиянием не только улучшается психическое и физическое состояние детей-инвалидов и детей с ОВЗ, но и развивается самодисциплина, самоуважение, дух соревнования и дружбы, качества, которые имеют существенное значение для интеграции или реинтеграции детей этой категории в общество.
Влияние физических упражнений на коррекцию нарушений моторики и недостатков физического развития, их эффективность рассматривалась в работах многих ученых (П.П. Павлов, П.Ф. Лесгафт, В.В. Ториневский, Л.В. Запорожец и др.).
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, Программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» и др. свидетельствует о государственном осознании этой проблемы. В настоящее время среди основных целей и задач государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ средствами физической культуры и спорта на первом месте стоят:
- создание условий для занятий физической культурой и спортом;
- формирование потребности в этих занятиях.
Адаптивная физическая культура (АФК) является одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также осознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества [5]. Само название говорит о предназначении средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья и предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
Уроки адаптивной физической культуры в школе имеют исключительно важное значение. Они способствуют полному раскрытию физических возможностей ребенка с ОВЗ, позволяют испытать чувство радости, полноты жизни, дают возможность самореализоваться, совершенствоваться как личность, расширить социальные контакты. болезни.
Много лет работаю в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида учителем физкультуры. На практике убедился, что АФК и спорт открывают перед ребенком новые горизонты, учат стойкости и выносливости, заставляют их радоваться жизни, преодолевать страхи и комплексы.
Основная цель АФК: коррекция физического развития детей с особыми образовательными потребностями. Занятия физкультурой способствуют:
Повышению интереса к занятиям спортом;
созданию положительной динамики в состоянии и укреплении здоровья обучающихся;
адаптации организма к физическим нагрузкам.
В своей работе с детьми с ОВЗ применяю основные принципы коррекционной работы:
индивидуальный подход к каждому ученику;
предотвращение наступления утомления, чередование умственной и практической деятельности, использование нестандартного инвентаря;
проявление педагогического такта, поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребенку, развитие в нем веры в собственные силы и возможности.
В нашей школе созданы все условия для повышения эффективности занятий физкультурой и спортом. Есть спортивный зал, тренажерный зал и зал ЛФК, типовой набор спортивного инвентаря и оборудования, комплекс уличных тренажеров и полоса препятствий.
Использую все существующие формы физического воспитания, предназначенные для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность моей работы зависит от комплексной организации работы, которая заключается в единстве форм учебной и внеклассной, внеурочной деятельности, создании адекватных условий для умственного, физического развития, формирования двигательной сферы с учетом индивидуальных способностей ребенка с особыми образовательными потребностями.
Система АФК включает:
утреннюю гигиеническую гимнастику (способствует организованномуначалу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся);
спортивные секции (создаются для учащихся, желающих заниматься определенным видом спорта, приобщают учащихся к систематическим занятиям, содействуют их спортивному совершенствованию в избранном виде спорта);
соревнования, спартакиады (способствуют укреплению здоровья учащихся, их физическому развитию и физической подготовленности, проводятся по разным видам на протяжении всего учебного года в зависимости от климатических условий и прохождения учебного материала программы по физическому воспитанию - пионербол, баскетбол, футбол, флорбол);
спортивные праздники (массовые зрелищные мероприятия, стимулируют желание школьников к самостоятельным занятиям физкультурой, посвящены тематическим датам - «А, ну-ка, парни», «Мальчишки, вперед!», «А, ну-ка, девочки»);
спортивные часы(позволяют снять функциональное напряжение и утомление, переключить детей на новый вид деятельности, создают положительный эмоциональный настрой);
дни здоровья(снимают утомление, повышают работоспособность учащихся, популяризируютфизкультуру и прививают школьникам любовь к ней, способствуют формированию навыков ЗОЖ у учащихся, способствуют активному отдыху и интересному проведению досуга).
Особенно хочу отметить значение дней здоровья. Формы их проведения разнообразны: кроссы, эстафеты, прохождение полосы препятствий, конкурсы подвижных игр и туристические походы.И результат всегда замечательный - зрелищность, массовость и эмоциональность.
О результативности занятий адаптивной физической культурой можно судить по следующим данным:
- охват учащихся спортивно-оздоровительной работой составляет 100 %;
- увеличилось количество учащихся, желающих принять участие в спортивных соревнованиях;
- сборная команда воспитанниковна протяжении 5 последних лет занимает призовые места в ежегодной краевой спартакиаде коррекционных образовательных учреждений;
- учащиеся школы принимают участие в краевых соревнованиях по программе «Специальная Олимпиада России» по волейболу и мини-футболу и занимают призовые места. Это в дальнейшем дает возможность наиболее талантливым спортсменам принимать участие в Параолимпийских соревнованиях.
Таким образом, занятия адаптивной физической культуройспособны повысить физическое здоровье детей с ОВЗ, значительно улучшить их психическое и физическое состояние, приобщить их к физкультурной и спортивной жизни. И главное, АФК способствует приобретению детьми с нарушениями в развитии навыков и умений, необходимых для самостоятельной жизни в обществе, социальной адаптации и интеграции их в общество.
Список используемой литературы
Анциперов В.В. Повышение эффективности формирования двигательного навыка у детей // Адаптивная физическая культура, 2006.
Гаврилова Т. М. Через спорт к здоровому образу жизни //Адаптивная физическая культура, 2000, № 3-4.
Гогунов Е. Н.; Марьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов; Б.И. Марьянов. - М.: Академия; 2004.
Дмитриев А. А. Адаптивная физическая культура в специальном образовании - М.; Академия; 2002.
Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / Под редакцией С. П. Евсеева.-М.: Советский спорт. Том 1; 2005.
Морозова Г. Ф. Специальное олимпийское движение - реальная помощь людям с нарушениями интеллекта // Адаптивная физическая культура,2002, № 2.
Ростомашвили Л.Н. АФК - средство интеграции // Адаптивная физическая культура, 2000, № 3-4.
Самыличев А.С., Реутов О.В., Олейник В.М. «Урок здоровья» в специальной коррекционной школе //Адаптивная физическая культура, 2001, № 2.
Стрелецкая Е. П. Адаптивная оздоровительно-образовательная среда // Адаптивная физическая культура, 2004, № 4.
Тимофеева Т. Н. Игровая коррекционная методика занятий с детьми с проблемами развития // Адаптивная физическая культура, 2002, № 4.