Статья ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Джумагалиева Марина Алимбековна,
учитель ОБЖ,
МБОУ г. Астрахани «ООШ № 3»,
г. Астрахань

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В работе проводится общий анализ сущности девиантного поведения детей и подростков, выделяются отличительные особенности девиантного поведения. Рассматриваются характерологические особенности детей и подростков с девиантным поведением в условиях общеобразовательного учреждения.
Ключевые слова: девиантное поведение, педагогическая проблема, отклонения, трудновоспитуемость, педагогическая запущенность, социальная дезадаптация, общеобразовательное учреждение.
Современные социально-экономические и общественно-трудовые проблемы развития нашего общества становятся одной из главных причин возникновения проблем воспитания и обучения подрастающего поколения, которое наиболее чувствительно к различным социальным и психологическим переменам [1. С. 193].
С проблемой социальной девиации или девиантного поведения сегодня сталкиваются, практически, все общеобразовательные учреждения. Участившиеся случаи подростковой агрессии, нарушения внутришкольной дисциплины, пристрастие к вредным привычкам, бродяжничество, суицид позволяют выделить девиантное поведение как сложную педагогическую проблему, от эффективного решения которой во многом зависит эффективность педагогической работы с детьми и подростками в условиях общеобразовательного учреждения.
В настоящее время имеется достаточно большое количество работ известных ученых - педагогов, психологов, социологов, касающихся сущностных характеристик девиантного поведения (А.Г. Абрумова, С.А. Беличева, А.С. Белкин, П.П. Блонский, Я.И. Гилинский, Е.В. Змановская, И.С. Кон, В. Н. Мясищев, М.И. Рожков, Н. Н. Савина, и др.) [2, 3, 4, 5, 6, 8, 10]. В работах авторов с нарушением поведения связаны такие понятия, как «девиация», «делинквентность», «асоциальное поведение», «деструкция», «дезадаптивность», «трудновоспитуемость», «педагогическая и нравственная запущенность» и т.д.
Несмотря на различные взгляды авторов на понятие «отклоняющееся поведение», общей сущностной характеристикой девиации является нарушение ребенком общепринятых нравственных, социальных и правовых норм, приводящее к негативным последствиям, как для общества, так и для самого ребенка, и ведущее к различным формам дезадаптации.
Иногда педагоги и родители ассоциируют девиантное поведение с педагогической запущенностью и трудновоспитуемостью, что проявляется в сопротивлении ребенка педагогическому воздействию. Но это не верное суждение. Сопротивление педагогическому воздействию, равно как и трудновоспитуемость, не сводится к девиантному поведению и далеко не всегда проявляется в отклонениях асоциального характера и педагогической запущенности. По мнению П.П. Блонского, А.С. Белкина, В. Н. Мясищева и др. [2, 3, 7, 8, 11], трудновоспитуемость ребенка выражается в его «неподчинении» школьному режиму, в специфическом отношении личности к воспитанию и обучению, в трудности и малой результативности работы педагога с учащимся.
Учеными установлено, что девиантное поведение как по содержанию, так и по общественной опасности может проявляться в различных социальных отклонениях, начиная с нарушения норм морали, незначительных правонарушений и заканчивая тяжкими преступлениями. Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, к развитию девиантного поведения ведет деформация ценностных ориентаций и ценностно-нормативных представлений, т.е. деформация системы внутренней регуляции поведения.
В школьной практике дети с девиантным поведением имеют ряд отличительных особенностей [11, 12]:
- они испытывают трудности в обучении, во взаимоотношении со сверстниками, учителями, родителями, взрослыми;
- наблюдается ярко выраженная зависимость от других, неорганизованность;
- нарушена самооценка, самопонимание и самоотношение;
- наблюдаются отклонения в формировании жизненных ценностей и идеалов;
- в поисках свободы и расширения границ собственных возможностей дети игнорируют нормы и правила;
- отмечается отсутствие или низкий уровень позитивных целей, ценностей, интересов;
- за собственные неудачи или трудности дети обвиняют конкретных людей (например, родителей, педагогов);
- в связи с отсутствием волевого самоконтроля, эти дети особенно остро переживают различные проблемы и неудачи;
- для детей характерно наличие акцентуированных черт характера, неумение находить адекватные средства и способы поведения в трудных ситуациях, отсутствие благополучной семьи и уважения к родителям.
Следует отметить, что нарушения в поведении детей могут возникать еще в дошкольном детстве в результате влияния различных факторов, например, таких как неполная семья, асоциальная семья и т.д. При отсутствии своевременной коррекционной работы с дошкольником, девиантное поведение носит прогрессирующий характер, так как возрастные особенности ребенка способствуют «укреплению» и функционированию отклоняющегося поведения.
Таким образом, можно сказать, что девиантное (отклоняющееся) поведение ребенка отличается от педагогической запущенности и трудновоспитуемости, и включает в себя поступки, которые не укладываются в рамки общественных норм. Девиантное поведение отличается большим разнообразием по своему генезису, формам проявления, нарушаемым ценностям, степени терпимости к нему. Это находит отражение в вариативности применяемых санкций. В педагогической практике они должны рассматриваться как составной элемент общепедагогических мер сдерживания отклоняющегося поведения.
Все это требует от педагогов общеобразовательных учреждений активизации усилий, направленных на осмысление причин девиантного поведения и поиска адекватных механизмов его сдерживания и предупреждения.

Список литературы

Арефьев А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование. - 2003. - №7. - С.193-200.
Блонский П. П. Трудные школьники. М., 1936. 104 с.
Белкин А. С. Внимание – ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. Свердловск: Сред.Урал. кн. изд-во, 1981. 126 с.
Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / под ред. М. И. Рожкова. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001. 240 с.
Гилинский Я.И., Афанасьев В.Г. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб.: Питер, 1993. 272 с.
Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пос. для студ. высш. учеб. завед. М.: Издат. центр «Академия», 2003. 288 с.
Ковалёв В. В. Патологии личности и девиантное поведение: Руководство по психиатрии. М.: Наука, 1989. 462 с.
Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960. 356 с.
Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков: Интегративная социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования и общеобразовательной школы: учеб. пос. / под ред. А. Б. Фоминой. М.: Педагогическое общество России, 2003. 128 с.
Савина Н.Н. Факторы защиты и факторы риска делинквентных подростков // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 4 (82). С. 91–93.
Стурова М.П., Силенков В.И. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема // Педагогика. - 1999. - №7. - С.38-41.
Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания // Воспитание школьников. - 2002. - №7. - С.44-46.