Выступление «Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта»

Выступление по теме:
«Универсальные учебные действия
как основа реализации образовательного стандарта»
  
Подготовила: Лыкасова Елена Владимировна,
                                                                                                                                                   учитель начальных классов
 «Великая цель образования –  это не знания, а действия».                                                Герберт Спенсер
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».               
Компетенция – это «знание в действии». Компетенция понимается, как способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие решения в условиях неопределенности и вырабатывать алгоритм действий по его реализации. В зависимости от характера задач, стоящих перед человеком выделяют такие виды компетенции как:
1. личностная,
2. коммуникативная,
3.интеллектуальная,
4.социальная,
5.  общекультурная.
Исходя из выше перечисленного, следует, что важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Попробуем раскрыть понятие «универсальные учебные действия».   В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
   В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
  
Функции универсальных учебных действий включают:
-обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;  
·         - создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;   обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
 
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
1. личностный;
2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3. познавательный;
4. коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
-  действие смыслообразования ;
Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
-действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
 
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
   целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
   прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
   оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
общеучебные,
 логические,
действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия включают в себя:
    - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 
  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
 знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
   умение структурировать знания;
  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия включают в себя:
       - анализобъектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
 синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
 выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
 подведение под понятия, выведение следствий;
  установление причинно-следственных связей, 
  построение логической цепи рассуждений,
  доказательство;
  выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблем это:
  формулирование проблемы;
  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
 Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных действий:                                                             
 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Критерии оценки сформированности УУД у учащихся:
 соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
 соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Готовность учителя к использованию УУД включает:
 владение содержанием каждого из УУД и связей между ними;
 умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся;
 способность организовывать деятельность учащихся по формированию УУД.
 
Итак, что же дают универсальные учебные действия?             Они:             - обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;             - создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;             - обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
            Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.             Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.             Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.              Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
 
Занятие на формирование умения сотрудничать в паре «Рукавички»
Цели занятия:
-формирование умения сотрудничать в паре на когнитивном,
ценностно-смысловом, личностном, эмоциональном и поведенческом уровнях;
-воспитание позитивного отношения к себе и товарищу.
Оборудование: бумажные шаблоны варежек, набор из 6 фломастеров.
Ход занятия:
1.      Организационный момент
-Ребята, сегодня у нас с вами очень необычный урок . Посмотрите на парту ,
что вы видите ? (из белой бумаги шаблоны варежек, фломастеры)
-Чем шаблоны похожи между собой?
-Чем отличаются ?
-Вы должны украсить свою пару варежек . Задание непростое , т.к. у вас на двоих один набор фломастеров , а пара варежек должна получиться одинаковая. Приступайте к работе.
2.      Анализ.
( разбор работ с неодинаковыми варежками)
-Расскажите как можно подробнее, с самого начала, как вы рисовали?
-Кто первый взял фломастер?
-Что ты стал рисовать, а что в это время делал сосед?
3.      Анализ одинаковых работ.
 - А как вы выполняли работу?
-Кто придумал узор?
-Каким фломастером работал ты?
- А каким цветом работал сосед?
-Нравится ли вам ваша пара варежек, хотели бы вы носить такие.
4.      На доску вывешиваются другие пары.
-Нравятся ли вам ваши изделия ?
- Кто какую деталь придумал?
 (Работу всех пар эмоционально одобрить аплодисментами)
Что в начале нужно сделать, что бы вы хорошо справились с заданием? (договориться о том, кто , что и как будет делать).

15