Реферат Патриотическое воспитание школьников




Реферат
по дисциплине: « Патриотическое воспитание школьников»
Структура,функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников.


Выполнил:
Слушатель факультета ДПО
Никулина Ольга Анатольевна





г. Москва, 2016 г.
План.
1.Введение.Патриотизм.Патриотическое воспитание. .. ..1 2.Структура патриотического воспитания школьников. .4
3.Сущностные характеристики патриотического воспитания школьников. ..7
4.Функции патриотического воспитания . ..12
5.Заключение. .13
“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...” К.Д.Ушинский. 1.Введение.Патриотизм.Патриотическое воспитание.
Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной образовательной организации является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучающегося. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, - объективный, но не стихийный процесс.
Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется.
1
Одной из важнейших задач современности является формирование понятия
Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые мы называем понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район. По мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям одними
призывами, так невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа.
Патриотическое воспитание многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. «Правители должны не обвинять людей в отсутствии патриотизма, а сделать все от себя зависящее, чтобы они стали патриотами. » - Томас Маколей.
Патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость»
Содержание понятия патриотизма включает в себя:
2
чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Природа, родители, родственники. Родина, народ  не случайно однокоренные слова. По определению А. Н. Вырщикова , это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на
3
уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не
ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья
и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
2. Структура патриотического воспитания школьников.
Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И. Ф. Харламова, являются потребностно – мотивацион- ный, когнитивно - интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты. Рассмотрим систему воспитательной работы по формированию каждого из этих компонентов.
1.Потребностно - мотивационный компонент патриотизма. Его формирование осуществляется, прежде всего, в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством
4
и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Богатый материал по этим вопросам содержит учебная программа по истории. История это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина.
Важное место в патриотическом воспитании играет художественная
литература, которая оказывает эмоциональное влияние на возбуждение потребностно- мотивационной сферы учащихся. «Книга, - по словам А.Герцена-это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше,начинающему жить». Художественная литература любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат произведения русских писателей и поэтов: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, М.Шолохова, А.Твардовского, В.Астафьева, В.Распутина и многих других.
Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе, если она отличается высокой содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление (потребность) подражать таким людям.
2.Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма. Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности. В этом плане широко используются возможности учебных занятий по всем предметам обучения, особенно по истории, литературе, русскому языку.
3.Эмоционально-чувственный компонент патриотизма. Этот компонент состоит из формирования у учащихся патриотических взглядов и убеждений.
5
Устойчивость и зрелость морального сознания в вопросе патриотизма достигается только при условии, если знания учащихся приобретают характер взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.
3.Поведенческий и волевой компоненты патриотизма - это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Основным средством для решения этой важной и сложной задачи является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, празднование историко-юбилейных дат, связи с воинскими частями, встречи с ветеранами.
С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» общественные институты, школа получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию детей.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:
1.Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
2.Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней,
6
осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
3.Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
4.Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
5.Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
6.Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
7.Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма
7
немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям
понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной
целостности и безопасности.
Патриотическое воспитание детей в учебном процессе выступает ведущей составной частью патриотического воспитания детей в общеобразовательном учреждении как сложного социокультурного и педагогического процесса, ориентированного государством в ряде нормативных документов на решение социально-заказных задач.
В ст. 2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, и одной из важнейших задач названа задача патриотической воспитательной направленности «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Одновременно в законе отмечается, что содержание образования, ориентированное на воспитание патриотизма и гражданственности, должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
3. Сущностные характеристики патриотического воспитания.
При характеристике патриотического воспитания как системы  мы выделяем следующие сущностные характеристики  системы  патриотического
8
воспитания школьников: многофакторность, длительность, перспективность,
комплексность, преобладание организаторских форм  педагогической  деятельности,  ступенчатость. Кратко охарактеризуем их.
1.Многофакторность системы - первая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников. Многофакторность данного
феномена определяется наличием многочисленных факторов внутренней и
внешней среды: семья, школа, формальные и неформальные контакты
школьника с другими людьми, его обращение к литературе, искусству, средствам массовой информации,которые разнонаправлено -целенаправленно и стихийно влияют на процесс патриотического воспитания школьников.
2.Систематичность и длительность - вторая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников  предполагает осуществление воспитательных воздействий в определенном порядке и системе:
– целеполагание и планирование процесса патриотического воспитания школьников, его основных стадий и этапов его реализации;
– отбор содержания процесса патриотического воспитания школьников: форм, методов, средств;
– организацию процесса патриотического воспитания школьников;
– контроль над ходом процесса патриотического воспитания школьников; определение основных направлений коррекции процесса патриотического воспитания школьников;
– принятие управленческих решений;
– прогнозирование дальнейшего хода процесса патриотического воспитания
9
школьников и динамики патриотической воспитанности школьников.
Длительность как сущностная характеристика патриотического воспитания школьников  реализуется как  целесообразная,  плановая, комплексная реализация процесса патриотического воспитания школьников, с учетом возрастных,индивидуальных, национальных и конфессиональных о
собенностей школьников в условиях  непрерывного  изменения  личности школьника.
3.Перспективность - третья сущностная характеристика  патриотического воспитания школьников – определяет  возможную  успешность  развития  процесса патриотического воспитания и основные факторы (внутренние и внешние) и условия  успешности этого  процесса . Данная  характеристика  отражает необходимость и  возможность ставить отдаленные и близкие цели, планировать процесс патриотического воспитания школьников и прогнозировать его результаты.
4.Комплексность - четвертая сущностная  характеристика  патриотического воспитания школьников - позволяет увидеть педагогический процесс как единое целое, объединяющее в себе отдельные направления  реализации  его воспитательных  функций. Эта  характеристика  отражает взаимоувязанность и полноту  различных  типов,  направлений,  форм, методов, средств патриотического воспитания школьников.
5.Ступенчатость - пятая сущностная характеристика  патриотического воспитания школьников характеризует последовательность патриотического воспитания школьников как процесса перехода от элементарных представлений опатриотизме - к высшему ценностно-смысловому  проявлению  патриотизма: служению  Отечеству.  В связи с этим происходит последовательное построение процесса 
10
патриотического  воспитания  от  знаний о патриотизме и создания мотивации патриотически-ориентированного  поведения  до  формирования  опыта собственно патриотической деятельности.
Также можно дополнить перечень сущностных характеристик, такими как целостность.
6.Целостность – шестая  сущностная характеристика патриотического воспитания школьников - означает завершенность, тотальность, цельность и собственная закономерность вещи.
Целостность системы патриотического воспитания школьников -важнейшая сущностная характеристика, обеспечивающая цельность и завершенность процесса патриотического воспитания школьников в единстве всех его стадий и этапов.
Целостность  процесса  патриотического  воспитания школьников  определяется, прежде всего,  единой целью патриотического воспитания школьников и единством целенаправленных воспитательных воздействий.
7.Активность – седьмая  сущностная  характеристика  патриотического воспитания школьников  характеризует  деятельность  педагогов как целенаправленную, мотивированную,  осознанную,  эмоционально-окрашенную  инициативную  иситуативную  при высоком уровне  владения  педагогом способами и приёмами действий. Такая активность означает и активный двусторонний характер взаимодействия  педагога  и  школьников  как условие  его эффективности.  Активно включаемый  субъектами  в  различные виды деятельности школьник сам постепенно становится активным участником и субъектом этого процессаТаким образом, сущностными характеристиками системы процесса патриотического воспитания школьников являются:
11
– целостность;
– систематичность и длительность;
– перспективность;
комплексность;
– ступенчатость;
– активность;
– полифункциональный характер.
Опираясь на результаты содержательного и структурного анализа понятия «патриотическое воспитание», его назначения, целей и задач; отметим, что «патриотическое воспитание школьников» имеет полифункциональный характер, который проявляется в его многоаспектности, обеспечивающейся единством реализации его функций.
4. Функции патриотического воспитания
Цели и функции патриотического воспитания учащихся достигаются и реализуются в содержании целостного учебно-воспитательного процесса. Патриотический воспитательно-образовательный характер имеют все предметы учебного плана.
Одной из главных функций патриотического воспитания является объединяющее начало, стержень деятельности учащейся молодежи, стимулирующий гражданскую активность, позволяющий ей перейти от слов о любви к Родине к конкретным действиям, а именно:
1) ориентирующая функция,
2) мотивационно-мобилизационная функция,
12
3) информационная функция,
4) организационная функция,
5) преобразующая функция,
6) координирующая функция
7) контролирующая функция,
8) прогностическая функция,
9) коррекционная функция
Критерии эффективности патриотического воспитания учащихся представляют собой совокупность основных признаков, раскрывающих существенные моменты, параметры, характеризующие его эффективность, т.е. те условия, факторы, способы, за счет которых обеспечивается наиболее полная реализация возможностей этой деятельности.
Под эффективностью патриотического воспитания понимается достижение субъектами, в процессе осуществляемой ими деятельности, поставленных целей и задач, которые выражаются в конкретных положительных результатах по формированию знаний у учащихся о государстве.
Заключение
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. Воспитывая лодырей, невежд и наркоманов, - значит, своими руками погубить наше государство, наше будущее. Воспитывая патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества.Ключевая роль в этом принадлежит образованию. В этом смысле задача образования сегодня
13

состоит не только и не столько в помощи школьнику в усвоении знаний (Что
изучать?), формировании компетенций (Как изучать?), сколько в помощи школьнику в обретении смысла жизни (Ради чего изучать?). Ведь именно смыслы (в их числе патриотизм) определяют собственно человеческое деятельное начало.
Список использованной литературы
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Текст] // Собрание законодательства РФ. 2010.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. Российская академия образования. М.: Просвещение, 2009 (Стандарты второго поколения).
Лутовинов В. И. Система патриотического воспитания: состояние, проблемы и направления развития Электронный ресурс. Режим доступа: http://fpvestnik.ru/patriotizm-segodnya/sistema-patrioticheskogo-vospitaniya-sostoyanie-problemy-i-napravleniya-razvitiya/
Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-мето-дическое пособие, ИД «Белгород», 2013. 156 с.
Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высш. шк., 1999. 520 с.
Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.
14







15