Практическая работа Тема: «Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных»


Практическая работа №
Тема: «Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных»
Цель: 1) сравнить процессы оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; 2) выяснить их биологическое значение.
Оборудование и материалы: таблицы и схемы, отражающие суть процессов оплодотворения и двойного оплодотворения у цветковых растений.
Ход работы:
1. Выявление опорных знаний и умений учащихся о роли половых клеток и оплодотворении в жизни организмов (по учебникам авторов В.Б. Захарова и Д.К. Беляева «Общая биология 10-11 класс»).
2. Инструктивная беседа об особенностях заполнения сводной таблицы.
1) Рассмотрите предложенные схемы оплодотворения. Внимательно изучите особенности двойного оплодотворения у растений.
2) Сравните процессы оплодотворения у представителей разных царств и результаты оформите в таблице:
Признаки для сравнения Оплодотворение у животных Оплодотворение у растений
1. Какие клетки участвуют в оплодотворении? 2. Какой набор хромосом имеют гаметы? 3. Сколько мужских гамет участвуют в оплодотворении? 4. Что образуется в результате оплодотворения? 5. Какой набор хромосом имеет зигота? эндосперм? 6. Как происходит осеменение (опыление)? 7. Где происходит оплодотворение? 8. Из чего развивается зародыш? 9. Где развивается зародыш? 3.Тренировочные упражнения.
1) При двойном оплодотворении цветковых растений происходят смена определенных событий. Укажите их последовательность: а)Правильный ответ: 
Образование спермиев
Перенос пыльцы с одного растения на другое
Прорастание пыльцы на рыльце пестика с образованием пыльцевой трубки
Слияние одного из спермиев с яйцеклеткой
Слияние одного из спермиев с центральной клеткой зародышевого мешка
Развитие зародыша
Прочитайте параграф § 6.2. Половое размножение. образование спермиев; б) перенос пыльцы с одного растения на другое; в) слияние одного из спермиев с яйцеклеткой; г) развитие зародыша; д) прорастание пыльцы на рыльце пестика с образованием пыльцевой трубки; е) слияние одного из спермиев с центральной клеткой зародышевого мешка.
2) Приводим два противоречивых факта: при половом размножении молодая особь развивается в результате оплодотворения, т.е. слияния двух клеток, однако в клетках детей количество хромосом не увеличивается, оно остается постоянным. Как показывают микроскопические исследования, постоянство числа хромосом сохраняется и у внуков, и у правнуков, и во всех последующих поколениях, хотя каждому предшествует слияние половых клеток. Сопоставьте эти факты и объясните: почему при половом размножении, несмотря на предшествующее оплодотворение, число хромосом в клетках нового потомства остается постоянным, таким же, как и у родителей, а не увеличивается с каждым поколением.
3) К каким генетическим последствиям может приводить самооплодотворение?
4) Почему перекрестное опыление более ценно в генетическом отношении, чем самоопыление?
Выводы:
Дайте свое определение оплодотворения.
Каково биологическое значение оплодотворения?
В чем смысл двойного оплодотворения у цветковых растений?