программа внеурочной деятельности кукольная история


Пояснительная записка
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной  деятельности.
Занятия творчеством способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Цели программы:
Развитие художественных способностей детей через приобщение к народной культуре на примере создания изделий декоративно-прикладного искусства.
Формирование  у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию  и самоопределению  в процессе  познания  искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи:
Приобщать школьников к народному искусству;
Способствовать формированию эстетического отношение к окружающей действительности, творческого потенциала учащихся средствами художественной деятельности
Формировать прикладные умения, учить работать с различными материалами и инструментами
Дать технологические основы изготовления изделия, развивая наблюдательность, внимание, воображение, зрительную память, глазомер, мелкую моторику.
Развитие познавательных мотивов, интересов , любознательности.
Формирование бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России и уважения к людям труда
Содержание курса
Курс «Кукольные истории» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник  искусства.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого– педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Программа «Кукольные истории» разработана на два года занятий с детьми 3 и 4 классов и  рассчитана на  поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной  деятельности.
Программа рассчитана на 70  часов  по 35 часов в каждом классе (1 час в неделю).
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях  предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий).
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Планируемые  результаты
Освоение детьми программы  внеурочной деятельности по общекультурному направлению декоративно – прикладное искусство «Кукольные истории» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
класс
Младшие школьники получат возможность для формирования:
устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
навыка работы в группе при выполнении практических творческих работ под руководством учителя;
основ социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей
4 класс
Младшие школьники получат возможность для формирования:
осознанных устойчивых эстетических предпочтений  ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности
основ социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
3 класс
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ
осуществлять итоговый контроль в своей творческой деятельности
адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
класс
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности
адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные
3 класс
осваивать особенности художественно – выразительных средств,   применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
4 класс
осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства; 
понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
Коммуникативные
3 класс
первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
формировать собственное мнение
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
класс
первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
формировать собственное мнение и позицию.
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся  должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.Учащиеся должны знать:
             
Оберег -  как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов.     Авторская кукла – как особое  направление  современного прикладного творчества, виды, жанры кукол и  их назначение.  
Учащиеся должны уметь:
понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства
называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений
выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами
выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей
наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
добывать необходимую информацию
Оценка  планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках,   массовых мероприятиях. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные  - проводятся в помещении, где работают дети;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Тематический план
3 класс
№ Разделы и темы Всего Теоретические практические
Кукла оберег – в декоративно – прикладном творчестве 2 2 Изготовление кукол - оберегов 24 4 20
Проектная деятельность 9 9
Всего 35 6 29
Календарно - тематический план
З класс
№ Разделы и темы Всего Теоретические практические
1 Вводное занятие. Декоративно прикладное творчество как часть культуры русского народа 1 1 2 Символизм тряпичной куклы в бытовой культуре русской семьи русской семьи 1 1 3 Кукла «пеленашка» 1 1
4 «Зайчик на пальчик» тип психологической куклы. 1 1
5 Кукла – «Желанница» 2 2
6 «День и ночь» 1 1
7 «Неразлучники» 2 2
8 Обрядовые куклы. Кукла «Крупеничка» - достаток и благополучие в доме 3 1 2
9 Дети здоровы в семье мир и лад. Кукла «Столбушка» 3 3
10 Связка трясовиц - профилактика болезней 3 3
11 Все успеть. Кукла «Десятиручка» 3 3
12 Весенние праздники 1 1 13 Кукла «Веснянка» 2 2
14 Прощай «Масленица» 2 1 1
15 Проектная деятельность 9 1 8
Всего 35 6 29
Тематический план
4 класс
№ Разделы и темы Всего Теоретические практические
Кукла оберег как субъектом культуры и истории Кукла – игрушка, оберег, вид рукоделия 3 3 Изготовление кукол - оберегов 5 Проектная деятельность 7 7
Всего 37 8 27
Календарно тематический план
4 класс
№ Разделы и темы Всего Теоретические практические
1 Вводный урок. Кукла в прикладном искусстве русского народа 1 1 2 Традиции русской семьи 1 1 3 Оберег -  как субъектом культуры и истории Кукла – игрушка, оберег , вид рукоделия 1 1 4 Изготовление куклы «Кувадка» 1 1
5 Счастье в доме. Кукла «Мама» 4 1 3
6 Сохрани тебя. Кукла в дорогу, на войну 2 1 1
7 Пожелание здоровья «Кубышка здравница» 4 1 3
8 Куклы обереги регионов России 4 4
9 Праздник в жизни русской семьи 3 1 2
10 Авторская кукла – как особое  направление  современного прикладного творчества, виды, жанры кукол и  их назначение.   1 1 11 Изготовление кукол из ткани 3 3
12 Изготовление кукол из различных конструкционных материалов 3 3
13 Проектная деятельность. Семейные традиции в нашей жизни 7 7
Всего 35 8 27