Тренинг противостояния нежелательному влиянию


Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Колледж автомобильного транспорта №9»
(ГБПОУ КАТ №9)
Психологическое занятие
«Тренинг «Спасибо, нет!»,
направленный на формирование навыков противостояния нежелательному влиянию».
Автор:
Герасимович А. А. , педагог-психолог I категории ГБПОУ Колледжа автомобильного транспорта №9 (1-й Амбулаторный пр-д д. 8)
Москва 2016г
Концептуальный замысел
Цель: Выработать у участников занятия навыки отказа.
Задачи:
1. Сформировать у участников занятия представления о способах воздействия на партнера по общению;
2. Сформировать у участников занятия представления о способах отказа;
3. Отработать, в ходе ролевой игры навыки отказа;
4. Определить каждым участником группы наиболее эффективные и неэффективные для себя навыки отказа.
Форма работы: Тренинг, ролевая игра, лекция.
Используемые материалы: Презентация «Способы воздействия и способы отказа».
Тренинг «Спасибо, нет!»,
направленный на формирование противостояния нежелательному влиянию.
Ход занятия.
(Занятие проводится в кругу).
1. Введение.
Ведущий знакомит участников занятия с его целью. Актуализирует тему занятия, обозначая ее важность и актуальность.
2. Разминка.
Упражнение «Мне кажется, что я умею замечательно …»
Участникам по кругу предлагается закончить фразу «Мне кажется, что я умею замечательно …»
3.Основная часть
«Ролевая игра «Не хочу манную кашу».
Ведущий приглашает двух добровольцев принять участие в игре.
«Вы знаете, что родители, особенно мамы, часто заставляют детей что-нибудь есть, например, манную кашу. Многие мамы больше всего любят готовить для детей именно манную кашу, даже если в детстве сами ее не любили. Многим детям манная каша не нравится, но мамы продолжают готовить и предлагать манную кашу. Распределите между собой роли: ребенка и родителя. Родитель должен настаивать на том, чтобы ребенок «ел» манную кашу, «Геркулес»…А ребенок, т. к. это блюдо терпеть не может, должен попытаться отказаться от предложения».
Проиграв эту ситуацию один раз, ведущий снова приглашает двух добровольцев, для исполнения тех же ролей в той же ситуации.
Ведущий предлагает группе провести рефлексию увиденного: «С помощью каких приемов действовал участник, исполняющий роль матери? С помощью каких приемов отказа действовал участник, исполняющий роль ребенка?
Информационный блок «Способы воздействия и способы отказа».
С помощью презентации, ведущий знакомит участников занятия со способами воздействия на партнера и проводит параллели с увиденным во время проигрывания ролевой игры:1. апелляция к эмоциональному состоянию, эмоциональному переживанию;
2. боязнь потерять окружение значимых людей, быть отвергнутым, оказаться в одиночестве;
3. ласка, забота;
4. компромисс, устраивающий обоих;
5. скрытый обман;
6. угроза, запугивание;
7. подкуп;
8. манипулирование;
9. апелляция к опыту значимого окружения.
А также со способами отказа от предложений:
1. апелляция к фактам, к опыту собственному и других, к значимой личности;
2. твердое, упрямое «нет», стоять на своем;
3. апелляция к замене (альтернативе, равноценной), несущей то же самое;
4. манипулирование (обращение к ценностям этого человека, требование невозможного);
5. апелляция к здоровью (вам – полезно, а мне – нет: аллергия, негативный опыт, который подвергает жизнь опасности);
6. отсрочка во времени;
7. убеждение (твердое) в том, что вы это делаете правильно.
«Ролевая игра «Не хочу манную кашу».
Далее ведущий предлагает продолжить ролевую игру: предлагает двоим участникам вызваться для исполнения ролей. «Ребята, давайте с вами разыграем следующую ситуацию: Два молодых человека встретились. Один предлагает другому покурить. Задача одного уговорить второго одним или несколькими из предложенных способов, задача второго отказаться, также, с помощью изученных только что нами способов». Ситуацию, на усмотрение ведущего можно проиграть один или несколько раз.
4. Рефлексия.
Ведущий делает выводы и подводит итоги:
Какие способы отказа были использованы по время проигрывания ситуации?
Какой из рассмотренных нами сегодня способов отказа наиболее подходит вам, и эффективно используется в жизни? Какой не подходит? Почему? Какому способу влияния вам труднее всего противостоять? Почему?