«Использование песочной терапии в речевом развитии дошкольника ».


«Использование песочной терапии в речевом развитии дошкольника ». Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Возникла необходимость применения новых технологий здоровьесбережения, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. 
Пескотерапия (sand-play) — игра с песком как способ развития ребенка. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР, ОНР, дети с ОВЗ.
Впервые терапевтический эффект игры с песком был замечен Карлом Густавом Юнгом - швейцарским психологом и философом. Игра с песком - это доступная и естественная для каждого ребенка форма деятельности. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо. При наличии у ребенка определенных речевых нарушений, как у детей с ОНР применяется серия игр «Песочная грамота», направленные на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму. Благодаря играм с песком у детей развивается тактильно-кинетическая чувствительность и мелкая моторика рук; снижается мышечная напряжённость; развивается мотивация речевого общения; формируются первичные произносительные умения и навыки; пополняется словарь; формируется связная речь; учатся чтению и письму.
Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: - у дошкольников значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; 
- повышается мотивация речевого общения;- развиваются первичные произносительные умения и навыки;
- дошкольники чувствуют себя более успешными; 
- корректируется грамматический строй речи, связная речь;
- пополняется и активизируется словарь;
- развивается мелкая моторика, зрительное восприятие;
-формируются навыки чтения и письма.
В качестве песочницы использую контейнер, наполненный песком.
Для организации игр с песком можно использовать ракушки, камешки, мелкие игрушки, формочки и предметы. Это должны быть фигурки людей (желательно разного возраста, разной национальности, профессии, категории), причем как реальных, так и воображаемых. Фигурки животных – домашних, диких, мифических. Некие символические предметы вроде зеркал, яиц, бабочек. Игрушечные здания и мебель: домики, церкви, башни, замки. Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки, фасоль. Машинки, самолеты, поезда, лодки. Растительность: деревья, веточки, цветы, кусты. Разные вещи: пуговицы, перья, монетки.
Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице.
Упражнения с песком, используемые мной на логопедических занятиях
«Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна) - Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он. - Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей). - Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
-Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
-Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
-Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
-Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
-«Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
-Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
-Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
-Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.
-Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.
-Выложить фишками геометрическую фигуру.
-Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
-Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.
-Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
-Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке .-Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.
-Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д..-Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным. Попадая в песочную страну, ребята играют в песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками!