Статья «Вариативная образовательная среда: к модели управления качеством лицейского образования»


Статья «Вариативная образовательная среда: к модели управления качеством лицейского образования»Сегодня социальная ситуация диктует потребность в подготовке такого выпускника школы который, владеет способами и средствами сохранения и развития себя как личности, умениями преобразования общества и общественных отношений, способен транслировать образцы культурных взаимодействий во всем многообразии социальных отношений с людьми, природой.
Одним из способов построения новой образовательной модели, направленной на выполнение современного социального заказа, является научно - исследовательская деятельность лицея по разработке и формированию вариативной образовательной среды.
Под вариативностью образовательной среды лицея нами понимается не только многообразие используемых вариативных учебных программ, разных по своему содержанию (общеобразовательный, углубленный, расширенный уровни), но и программы, различающиеся по способам, формам, технологиям обучения. Следовательно, формируется новое качество образовательной системы, характеризующееся:• способностью создавать и предоставлять учащимся варианты образовательных программ или отдельных видов услуг в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями;• свойством и способностью образовательного учреждения предоставлять учащимся достаточно большое многообразие специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий развития, возможность выбора такой траектории.
Таким образом, вариативность образовательной среды непосредственно реализует на практике обучение, ориентированное на личность обучающегося, учитывает его потребности, возможности, запросы.
Реализация модели вариативной образовательной среды в лицее обеспечивается выполнением ряда условий, при которых каждый лицеист из числа предлагаемых учебным планом предметов имеет возможность формировать свой индивидуальный учебный план. Одно из принципиальных требований к работе по индивидуальным учебным планам — постоянное расширение для учащихся поля выбора собственной траектории развития на каждой ступени обучения и предоставления лицеисту права на реализацию реального выбора:• дополнительного лицейского образовательного компонента;• программы изучения учебного предмета;• уровня изучения учебного предмета (кроме инвариантной части);• формы получения образования, формы отчета в рамках программы изучаемого предмета, формы выполнения домашнего задания;• учителя-консультанта или научного руководителя;• формы промежуточной аттестации.
Внедрение модели вариативной образовательной среды лицея требует и адекватного изменения построения организационной структуры лицея, специфических преобразований в организации управления образовательным учреждением.
Для достижения новых целей образования и реализации модели вариативной образовательной среды лицей выбрал стратегическую идею, которая заключается в реализации принципов личностно ориентированной педагогики и разработки новых для образовательного учреждения механизмов управления качеством образования в условиях данной модели.
Нами разработана Целевая комплексная программа «Управление качеством лицейского образования», назначение которой - разработка и внедрение системы, механизма и процесса управления качеством лицейского образования на основе сетевого взаимодействия структурных подразделений образовательного учреждения, а так же взаимодействия лицея с другими образовательными учреждениями, с научно-методическими учреждениями округа, города, высшими учебными заведениями.
Главным результатом реализации программы должно стать создание условий:•  обеспечения повышения качества образования на основе разработанных системы, механизмов управления качеством образования,•  развития и обучения школьников в соответствии с индивидуальными особенностями и запросами обучающихся и их родителей (законных представителей).
К другим результатам мы также относим следующие:•  разработка системы и механизмов управления качеством образования на основе создания на базе лицея структурного подразделения «Управление качеством лицейского образования»;•  повышение педагогической эффективности образовательной системы, качественной подготовки обучающихся, укрепления и сохранения их здоровья;•  создание системы оптимального соотношения между базовым образованием, образованием повышенного уровня и решением задач индивидуальной специализации;•  переход на качественно новый уровень в реализации индивидуализации образования учащихся;•  расширение возможностей для проектной и исследовательской работы учащихся в рамках образовательной программы «Развитие и поддержка одаренных детей»;•  реализацию принципа партнерства на основе привлечения представителей высшей школы, специалистов научно-методических учреждений, призванных обеспечить высокий уровень специализации в рамках вариативной образовательной среды;•  создание системы оптимального соотношения базового, повышенного уровня образования и системы дополнительного образования.
Целью управления качеством образования лицея является повышение конкурентоспособности образовательного учреждения, формирование его авторитета в социуме, укрепление статуса, стабилизация будущего.
Управление качеством образования включает следующие компоненты: исследование, мотивация, планирование, организация, контроль, анализ и коррекция,
Эффективное управление качеством образования невозможно осуществить только на административной основе. Оно требует участия всех субъектов образовательного процесса.
Система управления качеством образования предполагает наличие специализированных подразделений, ведущих аналитическую работу по обеспечению качества образования. Данные подразделения занимаются:• получением и обработкой информации;• разработкой методических рекомендаций;• определением стратегии развития образовательного процесса;• изучением опыта других образовательных учреждений;• консультированием;• осуществлением взаимодействия с научно-методическими учреждениями, вузами;• проведением конференций, круглых столов, семинаров, и т.д. по вопросам управления качеством образования;• организацией повышения квалификации по вопросам управления качеством образование через систему модульных курсов, стажировок, проведение научно-практических семинаров, практикумов, мастер-классов;• разработкой и внедрением системы мониторинга качества образования.
В основе управления качеством образования лежат определенные функции. К таким функциям можно отнести:• прогнозирование и планирование качества лицейского образования, предвидение тенденций его изменения;• организацию системы управления качеством образования через распределение функций, их закрепление и реализацию;• осуществление контроля качества образования по параметрам его потенциала;• регулирование качества, обеспечение его соответствия предъявляемым требованиям;• отслеживание результатов образования, анализ и исследование причин формирования того или иного качества образования;• создание условий для обеспечения мотивации повышения качества образования.
Перечисленные функции интегрируют в себе специфические функции в системе управления качеством образования, характеризующие не только специфику объекта управления, но и реальные условия его функционирования: кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, трудоемкость, временные затраты и т.д.
Одним из условий и действенных средств повышения эффективности управления качеством образовательного процесса является совершенствование информационной службы, создание информационно-аналитического центра образовательного учреждения, предоставляющего учащимся, родителям и педагогам всю необходимую и достаточную информацию на разных носителях.
Миссия Центра управления качеством лицейского образования на базе лицея №1575 состоит в обеспечении условий повышения качества лицейского образования на основе разработки системы и механизмов управления качеством образования, организации сетевого взаимодействия участников образовательного процесса, реализующих программы лицейского образования в условиях формирования вариативной образовательной среды.
Разработка модели управления качеством лицейского образования на основе сетевого взаимодействия участников образовательного процесса - важное условие функционирования как структурного подразделения, так и лицея в целом.
Потребность в разработке модели сетевой организации управленческой деятельности вызвана необходимостью формирования вариативной образовательной среды лицея на основе создания и развития новых коммуникационных структур в системе образования, сетевого взаимодействия образовательного учреждения с иными организациями по вопросам повышения качества образования в соответствии с запросами обучающихся.
Разработка модели управления качеством образования на основе сетевого взаимодействия способствует совершенствованию системы непрерывного образования и реализации модели лицейского образовательного сообщества, созданию наиболее благоприятных условий для управления качеством образования, формированию вариативной образовательной среды лицея.
Принципиальное значение в модели управления качеством лицейского образования на основе сетевого взаимодействия участников образовательного процесса имеют следующие положения:• управление строится на основе анализа и самоанализа результатов деятельности педагогов, диагностики профессионализма;• содержание и формы управления определяются с учетом принципов дифференциации и индивидуализации;• критерием результативности управленческой деятельности становится рост профессионального мастерства педагогов, ученические и творческие достижения учащихся, уровень удовлетворения самоопределенческих запросов обучающихся.
В основе управления качеством образования (в рамках сетевого взаимодействия) лежат горизонтальная и вертикальная структуры взаимодействия.
Горизонтальная структура предполагает следующий состав сети: ресурсный центр, МО экспериментальной и инновационной деятельности, предметные кафедры, методические объединения, центр психологической поддержки, детские объединения, совет родительской общественности. Горизонтальная структура взаимодействия структурных подразделений лицея позволит реализовать принцип вариативности в решении проблем, осуществлять взаимодействие всех участников образовательного процесса в решении стоящих задач. Основными условиями горизонтальной структуры взаимодействия являются: ясное понимание всеми субъектами стоящих задач; определение основных направлений деятельности; формирование программ профессионального развития и повышения квалификации.
Вертикальная структура строится на взаимодействии подразделений с окружным методическим центром, городскими экспериментальными площадками второго и первого уровня, окружными экспериментальными площадками, педагогическими мастерскими, Центрами на базе образовательных учреждений, образовательными учреждениями округа и города в целом. Выстраивание сетевого взаимодействия в рамках города осуществляется на основе сотрудничества с МИОО, АПК и ППРО МО РФ, ФППК ОНО, НИИРО, РАО, НИИ Инновационных стратегий развития общего образования, Институтом стратегических исследований в образовании РАО и другими научно-методическими учреждениями, Центром качества Департамента образования г. Москвы. Вертикальная структура позволяет решать проблемы обеспечения нормативной и организационной поддержки развития лицея, разноплановой методической поддержки, внешних экспертных оценок, консультирования, координации деятельности лицея в контексте Концепции развития российского образования и городских целевых программ.
Условиями функционирования модели управления качеством образования на основе сетевого взаимодействия участников образовательного процесса в рамках деятельности структурного подразделения «Управление качеством лицейского образования» являются:•  Наличие нормативно-правовой базы, регулирующей его деятельность.•  Наличие единой информационной сети (через Интернет, собственную локальную сеть).•  Наличие общего каталога библиотечных фондов, инновационных разработок и проектов на основе электронной версии.•  Наличие справочного аппарата на методическую литературу.•  Выстраивание модели сетевого взаимодействия с внешними организациями.•  Осуществление договорных отношений между субъектами сетевого взаимодействия.
Сетевая организация управления качеством образования строится на принципах взаимодействия, социального партнерства, вариативности, информационных потоков и адресности.
Сетевая модель способствует:• более полному обеспечению информационной поддержки;• повышению эффективности использования методических ресурсов;• расширению возможностей для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов;• объединению усилий для внедрения современных технологий, инновационных проектов;• удовлетворению профессиональных запросов участников образовательного процесса.
Таким образом, управление качеством образования на основе сетевого взаимодействия в условиях формирования вариативной образовательной среды обеспечивает условия, при которых любой участник образовательного процесса может взаимодействовать с любым образовательным учреждением или педагогом по вопросам совместной работы, обмена идеями, обмена интеллектуальными продуктами, что позволит удовлетворить профессиональные запросы каждого из участников.