Способы улучшения вариативной развивающей среды малочисленной сельской школы на уроках физической культуры


Способы улучшения вариативной развивающей среды малочисленной сельской школы на уроках физической культуры.
Развитие Вариативной образовательной среды возможно в процессе преобразования содержания, форм, методов технологий организации обучения, внеурочной деятельности, системы дополнительного образования, реализации спектра научных подходов. Новые федеральные образовательные стандарты подчеркивают необходимость развития индивидуальности личности, реализации ее способностей, возможностей, самостоятельности, готовности к саморазвитию. В условиях малочисленной сельской школы развивающие возможности вариативной среды уроков физической культуры, способы ее создания будут иметь свои особенности, отличающиеся от уроков городских и поселковых школ.
В организации обучения мы стараемся учитывать проблемы педагогического процесса с5льских малочисленных школ. Среди них, прежде всего, низкий уровень самостоятельности, коммуникативности, профессиональной ориентированности, деловитости и предприимчивости учителей, неумение быстро адаптироваться в новых условиях.
Существенное влияние на построение педагогического процесса оказывает малочисленность классов, которая имеет и положительные стороны и в то же время создает определенные проблемы для учителя и ребенка. Городскому учителю сложно представить себе урок, где присутствуют от 2 до 5 человек. С другой стороны, почему бы не работать в таком классе, где можно организовать индивидуальную работу с каждым. Знание особенностей личности и бытовых условий жизни ребенка, отношений в семье позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику, организовать учебную деятельность с учетом этих знаний.
Для таких уроков свойственны камерность, меньшая организованность, здесь легче решаются проблемы дисциплины, педагоги больше уделяют внимания учащимся. Казалось бы, в таких условиях учебные успехи детей должны быть выше. Однако, исследования показывают, что мотивация учения, познавательный интерес у сельских школьников развиты значительно слабее, чем в городских, успеваемость, качество образования, чаще всего уступают им.
Объясняется это многими причинами, в том числе малочисленностью классов и школы, и создает ряд проблем:
отсутствием духа соревнования на уроке и в целом учащихся одного класса, ограниченное число ориентиров для сравнивания и оценки своих реальных успехов в учебной деятельности;
ограниченный круг общения детей, препятствующий развитию умений общаться, способности быстро реагировать на события в новой ситуации;
психологическая незащищенность ребенка, постоянное давление учителей на ученика; напряжение от того, что ученик постоянно ждет, что его обязательно спросят;
ограниченные возможности для выбора предметов, занятий, педагогов, видов досуговой деятельности, общения и т.д.;
однообразие обстановки, контактов, форм общения.
Следовательно, требуются такие формы, способы организации учебных занятий, повышения развивающего эффекта среды, которые позволят преодолеть максимум из вышеупомянутых затруднений.
В нашей практике в качестве способов повышения вариативности реализуется педагогизация учебной деятельности, взаимообучения, интегрированный, дифференцированный подходы, варианты развивающих игр, игровых ситуаций и другие технологические приемы.
Значительное внимание уделяется реализации принципа педагогизации учебной деятельности детей, поручение старшим ученикам ряда педагогических функций((контроль, объяснение нового материала,помощь младшим в преодолении учебных трудностей и др.), а также приобретение учащимися дополнительного опыта педагогической деятельности.
Часто значительная часть работы старших учеников с младшими осуществляется не на самом учебном занятии, а на этапе его подготовки. Учащихся, которые выполняют определе6нные педагогические функции и организуют работу микрогрупп, выступают как консультанты. Консультанты групп могут меняться в зависимости от изучаемого материала, потребностей и интересов детей, из взаимоотношений.
Таким образом, старшие осваивают роль педагога, ответственного за результаты учебной работы, выступают организаторами групповой деятельности; руководят подготовкой групп к заданию; объясняют, что не усвоено младшими; готовят их к ответу на занятии; осуществляют контроль за работой и оценку достижений группы и каждого ученика. В этой связи стараемся:
обеспечить подготовку старших школьников как организаторов учебного занятия;
консультировать руководителей групп;
показывать значимость участия старших в организации разнообразного занятия, подчеркивать их педагогическую роль на занятии;
разъяснять требования к выполнению тех или иных действий на уроке;
вместе со старшими или организаторами групп обсуждать ход занятий, распределение ролей в нем, способы организации познавательной деятельности в период подготовки к уроку или не посредственно на нем, анализировать методику оценки результатов работы групп и каждого ученика;
поднимать престиж консультантов и стимулировать их ответственность и заинтересованность.
Значительное внимание ними уделяется на реализацию взаимообучения, овладению знаниями, умениями и навыками, способами деятельности и отношений в процессе взаимодействия, взаимного влияния учащихся друг на друга. В зависимости от ситуации каждый член группы может временно выполнять роль учителя, обучая своего товарища. При этом ученик не только передает информацию, но в процессе объяснения применяет имеющиеся знания, осмысливает их по — новому, воспринимает с другой стороны. В данном смысле взаимообучение можно рассматривать как обучение другого и самого себя. Реализация этого старинного принципа предусматривает:
выполнение каждым ребенком роли учителя и ученика, что предполагает использование различных вариантов объединения классов (5 - , 6 — 7, 7 — 8, 5 — 7, 7 — 9 и др.), предусматривающих изменение ролевых позиций учащихся;
использование в процессе обучения самооценки и взаимооценки как в ходе решения отдельных учебных задач, так и в конце учебного занятия при подведении итогов работы всей группы и каждого ученика;
достижение собственного успеха через успех другого ученика (при оценке работы консультанта учитываются успехи членов группы; старшие объяснят новый материал младшим, таким образом, проверяя, закрепляя, анализируя ранее изученное, а за тем младшие демонстрируют усвоение нового материала);
определение самими учащимися трудностей и проблем, с которыми они столкнуться на занятии, выявление и анализ допущенных в работе ошибок.
Шестилетнему — семилетнему ребенку свойственна активная игра, через игру он реализует свои потребности в движении, общении, присваивает новые знания и виды деятельности.
Подвижная игра является обязательным компонентом практически каждого урока. При проведении игр не только происходит повторение и закрепление пройденного программного материала по развитию движений, но значительно павышается положительный эмоциональный тонус учащихся всех классов. Игра доставляет детям радость, именно поэтому даже шалунов не следует исключать из игр.
Проводить подвижные игры по физической культуре в малокомплектной школе сложно. Новую игру учителю следует объяснить кратко и понятно, показать некоторые действия до начала, а не в процессе игры. Если игра детям знакома, то можно ограничиться напоминанием основных правил.
Предложенные варианты игр (разработанные учителем) должны быть посильны и доступны для младших ребят, занимательны для старших и младших одинаково, а так же нести смысловую и двигательную нагрузку без искажения правил игры.
Распределение детей в играх и эстафетах на команды желательно не только по классам, но и по группам с примерно равными двигательными возможностями, что бы играть было весело и интересно. Выбирать водящих следует с помощью коротких считалок или приводить убедительный аргумент (довод), т. е. по справедливости.
В играх с бегом, если дети стоят по кругу, можно предложить по нескольку водящих от младших и от старших ребят. Другой вариант — образовать несколько кругов со своими водящими и т.д.
В играх — эстафетах с бегом, прыжками, передачей мяча также необходимо придумывать наиболее целесообразный вариант построения и проведения. Так, например, в эстафете «Догони свою пару» игроки могут построится по классам, т.е.
двумя командами с небольшим интервалом одна от другой. В перебежках (на быстроту) в начале могут выполнить задание старшие, а младшие — наблюдать, затем модно разделить детей на две команды, равные по физическим возможностям. В игре «Салки с ленточками» необходимо образовать две команды — от старших и младших со своими водящими. При проведении эстафет с прыжками и бегом для младших уменьшается дистанция, для старших увеличивается высота и т.д. Однако имеются и такие игры, которые следует проводить отдельно по классам.
Игры, требующие достаточно большого пространства, можно проводить только на площадке (или пришкольном стадионе), используя при этом игровые упражнения, эстафеты, компенсирующие дефицит движения в зимнее время. В содержании третьей, заключительной, части урока, задачей которого является приведение организма детей в относительно спокойное состояние, входят упражнения в ходьбе, несложные игровые задания, игры малой интенсивности, хороводы и т. д. На всех этапах урока при решении поставленных задач учителю важно осуществлять процесс обученияв соответствии с требованиями программы и возможностями учащихся каждого класса, т. е. дифференцировано.
Поэтому среда образовательного учреждения должна быть насыщена средствами, побуждающими ребенка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры образовательные задачи. Например, классная комната первоклассника должна непременно содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные рекреации и спортивные залы предоставлять возможность для двигательной активности. Учебное пространство должно быть насыщенно дидактическим и циыравым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.
Реализация новых образовательных стандартов повышает вариативность образовательной среды, создавая благоприятные условия для формирования личности сельского школьника. Большое внимание уделено интегрированному подходу в обучении, который предлагает активное включение в освоение и использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.
Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают дифференцированного обучения, которое используется в нашей практике для повышения вариативности среды обучения. Работая в рамках этой темы,реализуем принцип «Минимакса», согласно которому даем возможность детям узнать максимум, но стараясь довести до планируемого результата, осознания — минимума. Максимум — может узнать, минимум — должен освоить, что позволяет согласно «минимаксу» осуществлять личностный подход к обучающемуся.
Но как при любом формировании, изменении, при реализации ФГОС возникает ряд проблем и сложностей.
Во-первых, это проблема материально — технического оснащения: если имеется рабочий компьютер, выход в Интернет чаще всего отсутствует. Комнаты отдыха, которые должны быть организованны в соответствии с требованиями ФГОС либо вообще отсутствуют, либо организованы в библиотеках, читальных залах школы. У нас в классе выделен уголок из двух парт. В конце прошлого учебного года мы получили прекрасное оборудование: таблицы, муляжи, наглядные пособия — это все прекрасно — и процесс пошел, ребятам стало интереснее, а учителю проще. А если школа получит все необходимое, согласно перечню, - это будет совсем прекрасно! Будем надеяться на лучшее.
Во – вторых, это сложности в формировании универсальных учебных действий на совмещенных занятиях с несколькими классами одновременно.
В – третьих, это наполняемость классов. В сельских малокомплектных школах низкое количество обучающихся делает невозможным использование некоторых форм коллективной работы, которые можно было бы использовать в классно – урочной системе.
В – четвертых, нужно выделить трудности с организацией внеурочной деятельности школьников. Из предложенных Министром образования 10 часов, дети сельских школ получают минимум.
В – пятых, это ограниченный доступ обучающихся и педагогов к некоторым информационным источникам, сложность посещения культурных и образовательных центров региона.
Проблемы развития малочисленной сельской школы, её образовательной среды, реализация новых образовательных стандартов снижают качество предоставляемых образовательных услуг на селе, вариативность образовательной среды, уменьшая возможность свободного выбора, личность самоопределения и самореализации сельского школьника.
Решение данных проблем поможет развитию образовательной среды малочисленной сельской школы, способствовать полноценной реализации ФГОС, повышению её вариативности, обеспечению реализации личностных возможностей учащихся малых сельских школ удовлетворению изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.